Внеклассное мероприятие по литературному чтению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Вступительное слово

– Добрый день, судари и сударыни. Нет в России человека, которому не было бы знакомо имя А.С.Пушкина. Несколько поколений людей, как и вы, постепенно открывали для себя его творчество, начиная со сказок и стихов, затем читая его поэмы, прозу, драматические произведения, каждый раз удивляясь глубине личности. А если это с вами ещё не произошло, поставьте себе цель усвоить хотя бы школьную программу, и вы обязательно окажетесь в числе счастливчиков. Для каждого возраста найдётся, что почитать из его произведений, хотя он прожил так мало!
А. С. Пушкину, его сказкам и стихам посвящаем эту игру, которому 6 июня исполнится … лет со дня рождения.
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце, рано или поздно отзовётся. И он отдал людям то, что когда-то ему самому подарили няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, – мудрость, заключённую в сказочных образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете сказки и стихи Пушкина.

Условия игры таковы:

  • Каждому из вас в составе своей команды надо показать эрудицию, знания, сообразительность и талант.
  • Командирам команд даётся маршрутный лист, в котором расписан порядок движения команды от станции к станции (маршрут).
  • Проходя по заданному маршруту, команда должна сделать остановки на 6-ти станциях и выполнить задания. За качество выполнения задания команда получает оценку в маршрутном листе.
  • После прохождения всех станций команды собираются в актовом зале, где жюри подсчитает общее количество баллов команд и объявит победителей.

Раздаются маршрутные листы.

1-я станция – «Кроссвордная»

Оценивание. В кроссворде 6 слов. Сколько слов отгадано, столько и баллов (от 0 до 6).

1-й кроссворд.

1. Где Балда и поп заключили договор?
2. От кого Гвидон спас Лебедь?
3. Кем приходилась злая царица юной царевне?
4. Какой клич издавал петушок?
5. Кем захотела быть старуха?
6. Транспортное средство для дальнего плаванья, придуманное Бабарихой, ткачихой и поварихой.

2-й кроссворд

1. Что предлагала рыбка старику в обмен на свободу?
2. На чём спал Балда, работая у попа?
3. Чем вышиб дух вон у старого мудреца царь Дадон?

…Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу: тот упал ничком,
Да и дух вон…

4. Кто рассказывал о чудесах царю Салтану?
5. Кого послала царица отвести царевну-невесту в лес?
6. Какую пищу просил Балда за службу?

2-я станция – «Литературная викторина»

Эпиграф на доске: «Сказка – ложь, да в ней – намёк! Добрым молодцам урок».

Оценивание. Каждой команде по 7 вопросов. Сколько было дано правильных ответов, столько и баллов получает команда.

Вопросы к 1, 4 командам:

1. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи/Да всю правду доложи…»)

2. Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»? («Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком…»)

3. Какими словами она заканчивается? («Я там был; мёд, пиво пил/И усы лишь обмочил»)

4. Что пообещал царь Дадон мудрецу? (Выполнить волю мудреца по первому требованию.)

5. Почему рыбка рассердилась на старуху? (Старуха захотела стать владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтоб служила ей рыбка золотая и была б у неё на посылках.)

6. Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки? Читаю:

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…» (Балду; «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

7. В каких сказках Пушкина нет ни царей, ни цариц, ни царевен и царевичей? («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Вопросы к 2, 5 командам:

Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой/У самого синего моря…»)

Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («Сказка ложь, да в ней намёк!/Добрым молодцам урок!»)

Назовите полное название сказки о царе Салтане. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)

Сколько лет прожил старик со своею старухой? (Тридцать лет и три года)

Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне»? («И никто с начала мира/Не видал такого пира;/Я там был, мёд, пиво пил,/Да усы лишь обмочил»)

В «Сказке о царе Салтане…» по жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили в море. Как освободились из плена царица и её сын?

(«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» – молвил он,
Вышиб дно и вышел вон».)

7. За какую плату согласился Балда работать у попа? (За 3 щелчка попу в лоб)

Вопросы к 3, 6 командам:

1. С какими словами обращается старик к Золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка…»)

2. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (К солнцу, месяцу и ветру)

3. О ком написан этот отрывок? Из какой он сказки? Читаю:

«Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу». («Сказка о золотом петушке»)

4. Послушайте отрывок из сказки. О ком идёт речь? Из какой это сказки?

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Какую песенку поёт белочка, грызя золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде…»)

6. Какие из пяти сказок Пушкина заканчиваются пиром? («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

7. С помощью каких зверьков Балде удалось провести бесёнка? (С помощью двух зайцев)

Вариант 2-й станции – «Тестовая»

Командам предлагается лист бумаги с тестом и ручка. Ответ коллективно обсуждается, и на бумаге дети отмечают букву-ответ.

Оценивание. По окончании работы лист забрать, просмотреть ответы, выяснить, сколько из них правильных. В маршрутный лист записать столько баллов, сколько будет правильных ответов.

Тест 1. «Семь богатырей» (для 1, 3, 5 команд)

1. Семь богатырей поднесли царевне:

а) конфеты;
*б) пирожок;
в) пряники.

2. На подносе богатыри поднесли царевне:

*а) вино;
б) джин;
в) квас.

3. Место где мёртвым сном спала царевна:

*а) гора;
б) поле;
в) утёс.

4. Красоте царевны завидовала:

*а) мачеха;
б) нянька;
в) сестра.

5. Место, где находилась царевна, подсказал королевичу Елисею:

а) туман;
*б) ветер;
в) месяц.

6. Дичь, на которую охотились богатыри:

а) орлы;
б) сычи;
*в) утки.

7. Место, где стоял терем богатырей:

*а) дубрава;
б) равнина;
в) усадьба

8. Вещь, которой злая царица грозила Чернавке:

а) тюрьма;
*б) рогатка;
в) штраф.

Тест 2. «Тридцать три богатыря» (для 2, 4, 6 команд)

1. У Царевны Лебеди под косой блестел:

а) яхонт;
*б) месяц;
в) рубин.

2. Дом 33-х богатырей:

*а) море;
б) пруд;
в) река.

3. Враг Царевны Лебеди:

а) гадюка;
*б) коршун;
в) ястреб.

4. У Царевны во лбу:

а) жемчуг;
б) сапфир;
*в) звезда.

5. Название острова, на котором Гвидон стал князем:

а) Баян;
б) Баюн;
*в) Буян.

6. Вещь, которую царь Салтан держал в руках на палубе:

*а) труба;
б) трость;
в) топор.

7. На весёлом пире гости пили:

а) морс;
*б) пиво;
в) квас.

8. Гвидон превращался:

а) в шершня;
б) в осу;
*в) в шмеля.

3-я станция – «Художественная»

Эпиграф на доске: «Что за прелесть эти сказки!..»

Команда заранее готовит иллюстрации к сказкам Пушкина, приносит с собой 6 самых лучших, рассказывает, из какой сказки, кто изображён, называет подходящие строчки из текста сказки (лучшие иллюстрации отмечаются) либо по иллюстрациям, подготовленным учителем, угадывает сказку, героев, строчки.

Оценивается качество презентации. Сколько человек качественно расскажет по плану о своей иллюстрации, столько баллов получит команда.
Дополнительные ответы на вопросы по готовым иллюстрациям: сколько правильных ответов, столько и дополнительных баллов.

4-я станция – «Станция литературных сыщиков»

1. Детям предлагается из массы предметов выбрать только те, которые можно отнести к той или иной сказке и подтвердить свой выбор строчкой из текста (по памяти).
2. Среди ряда предметов к одной сказке найти «лишний», обосновать, подтвердить свой выбор строчкой из текста (по памяти).
Оценивание. Сколько предметов дети узнали, столько баллов получили. Дополнительные баллы ставятся, если для предмета подобрали строчки из нужной сказки.

Возможный набор предметов:

«Сказка о царе Салтане» –

лебедь
коршун
белочка
орешки
бочка

«Сказка о золотом петушке» –

петушок
чалма
шапка звездочёта
восточный кувшин

«Сказка о рыбаке и рыбке» –

рыбка
сеть
корыто

«Сказка о попе…» –

чёрт (бес)
крест на цепи
заяц
верёвка

«Сказка о мёртвой царевне» –

зеркальце
собака
яблоко

5-я станция – «Любимые стихотворения»

Эпиграф на доске: «…Его стихов пленительная слабость…»

2 представителя от каждой команды заранее готовят выразительное исполнение стихов А.С.Пушкина. Приветствуется использование музыки, особых элементов одежды, каких-то подходящих предметов… Лучшие чтецы отмечаются индивидуально.

6-я станция – «Проба пера»

Эпиграф на доске: «…И пробуждается поэзия во мне…»

Оценивать следует наличие рифмы, сохранение ритма, литературную (а не разговорную) лексику, оригинальность. Оценка по 5-бальной системе (от 0 до 5).

1. Ночной порой в глуши лесной
Медведь к дуплу пробрался…
……………………………………
……………………………………

2. Соседи наши сверху – чудаки:
От них всегда трясутся потолки…
……………………………………
……………………………………

3. Очень многие считают,
Что коровы не летают…
……………………………………
……………………………………

4. Была у меня сестра,
Сидела она у костра…
……………………………………
……………………………………

5. Жора Кошкин из гнезда
Цапнул воронёнка…
……………………………………
……………………………………

6. Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю…
……………………………………
……………………………………

7. – Ну, как тебе на ветке? –
Спросила птица в клетке…
……………………………………
…………………………………

8. В королевском замке
Взяли муху в няньки…
…………………………………
………………………………….

При желании организаторов 7-я станция – «Театральная»

Команды вновь собираются в актовом зале, сдают маршрутные листы членам жюри, которые подсчитывают общее количество баллов для каждой команды.
Называются имена лучших чтецов и иллюстраторов.

В это время на сцене команды показывают сцены из сказок.

Итог:

1. Лучшая команда.
2. Лучшие чтецы.
3. Лучшие иллюстраторы.
4. Лучшие сочинители стихов.
5. Лучшая театральная труппа.

Награждение победителей. Заключительное слово.