Урок ИЗО и художественного труда (по методике Б.М. Неменского) в 3-м классе по теме "Ажурные решетки и ограды"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Учить лепить из пластилина.
  2. Учить видеть прекрасное в природе.
  3. Развивать мелкую моторику, речь, внимание, взаимопомощь.
  4. Познакомить с работой кузнеца, кузнечным делом.
  5. Познакомить с ажурными решетками в архитектуре Санкт-Петербурга.
  6. Воспитывать интерес к истории.
  7. Воспитывать чувство прекрасного.

I. Организационный момент.

Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

Я в школе на уроке,
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. (Пауза.)

Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно. (Пауза.)

Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!

II. Основная часть.

Стихотворение читает ученик. (Приложение 1)

Беседа учителя:(презентация) (Приложение 2)

Тебе, наверное, встречались невзрачные, угрюмые заборы из сплошных досок или бетонных плит... Город они не украшают, глаз не радуют.

– А как украшают город?

– Что мы делали на прошлом уроке?

На прошлом уроке мы изображали зимние парки и скверы, которые делают город уютным, красивым, тема нашего сегодняшнего занятия “Ажурные ограды”.

Посмотри на ажурные ограды, которые кажутся тончайшим кружевом из металла. (Слайды – город, ограды)

Такие ограды необычайно легки, изящны.

Видишь, как переплелись здесь тончайшие металлические прутья в виде вьющихся растений. Они тянутся вверх, обвивают невидимые нити, цепляются друг за друга. Все ограды непохожи друг на друга.

Каждая из них произведение искусства. Кованые ограды и решетки имеют замысловатые узоры.

Находятся они в одном из самых красивых городов нашей страны – Санкт-Петербурге.

– Как вы думаете, что подсказало создателям этих оград, как можно сделать такие прочные и изящные конструкции?

(Ответы детей.)

А может быть, это сама природа подарила художникам эскизы этих конструкций?

Природа подсказала художнику, как можно сделать такие прочные и изящные решетки. (Слайды – природа)

Взгляни на Причудливое сплетение деревьев , на крылышко бабочки, переплетения на крыле стрекозы и паутинку, морозные узоры на стекле, снежинку. Как сцепились между собой тончайшие нити и жесткие перегородочки! Это сцепление и сделало хрупкие творения природы очень прочными . (Слайды сравнения.)

Посмотри на решетки. Где такой узор подметил художник? Где в природе он мог его увидеть?

– На что в природе похожи эти узоры?

Сейчас увидим правы ли вы.

Художники по особому смотрят на природу, ищут в ней необычную красоту.

Эти кружевные фантазии художники научились создавать из металла. Красота их преображает дома и улицы. Многие ограды сделаны очень давно. Авторов их уже нет в живых, а ограды радуют нас своей красотой до сих пор.

– Кто же сделал эти ажурные ограды и решетки?

С древних времен изготовлением изделий из металла занимались кузнецы, а место, в котором работал кузнец, называлось кузницей.

Рассказ ребенка о кузнице. (Приложение 2)

При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец. Иногда вместе с кузнецом работают два или даже три молотобойца. Кузнец своим молотком-ручником управляет работой молотобойцев так же, как дирижер своей маленькой палочкой – оркестром. Куда молоток кузнеца ударит, туда и бьет своим тяжелым молотом – кувалдой молотобоец. А если кузнец плашмя положит на наковальню свой молоток-ручник, то и молотобоец опускает свой тяжелый молот.

Так и работают в кузницах: кузнец по заготовке молоточком— “дзынь”, а молотобоец своим молотом – “бом”. И разносится по всей округе – “дзынь – бом, дзынь – бом, дзынь – бом”...

Славились на Руси кузнецы. Умение свое передавали они по наследству. Не каждый мог стать кузнецом. Нужна была и сила , и сноровка, и умение, и талант.

Немного отдохнем физкультминутка (Приложение 2)

(Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

До сих пор люди украшают свои города коваными изделиями. Их можно увидеть везде, даже у нас. Вот, например, фотографии Волжского бульвара в Кинешме. Парковая решетка у нас в Наволоках. Ажурная ограда у нового кафе на ул. Энгельса (слайды нашей местности).

Приложение 1

Практическая часть.

– Как вы думаете, что же мы будем делать сегодня на уроке?

Мы будем придумывать и изготавливать решетку для нашего заснеженного парка.

– Какие инструменты и материалы нам потребуются? (На интерактивной доске написаны разные инструменты и материалы, которыми дети часто пользуются на уроках ИЗО и художественного труда. Нужно выбрать подходящие для этого урока.)

Краски, кисточки, ножницы, клей, пластилин, доска для лепки, тряпочка для вытирания рук, стэка.

  1. Пластилин.
  2. Доска для лепки.
  3. Тряпочка для вытирания рук.
  4. Эскиз парка.
  5. Стэка.

(Шторкой открывается левая сторона доски с правильными ответами.)

– Для того, чтобы изготовить ограду нам нужно будет раскатать пластилин длинными “колбасками”, изготовить основу решетки.

Потом из таких же “колбасок” изготовить детали ограды- петельки, спирали, кружечки, листики, цветочки. (Показываю образцы на доске рисую сама. Доска разделена вертикальными линиями на одинаковые части, в виде ограды парка.)

После этого нужно прикрепить их аккуратно к основе решетки.

Нужно помнить основной принцип построения узора: он должен повторяться.

– Какого цвета пластилин нам потребуется? Вспомните слайды.

(Черный.)

– Какие правила безопасности нужно помнить, работая с пластилином?

(Не брать в рот, грязными руками не тереть глаза, не трогать волосы, чаще вытирать руки об тряпочку.)

Музыка 10 мин.

Физкультминутка “Мои пальчики” (Приложение 2)

III. Итог урока.

Выставка.

Какие работы вам понравились больше? Что получилось? Кто бы мог выполнить лучше?

Анализ работ.

Оценка урока:

Оранжевый – понятно все, интересно все.

Зеленый – не все понятно, не все интересно.

Синий – ничего не понятно, ничего не интересно.