Цель урока:
- рассмотреть зависимость между сторонами треугольника;
- научить учащихся находить неизвестные элементы прямоугольного треугольника, используя понятие квадратного корня.
Ход урока
Повторение – 3 минуты.
1) Одна из главных теорем геометрии – теорема Пифагора входит в тему “Площадь”. Что вы, ребята, изучали из этой темы?
– Основные свойства площадей;
– площадь квадрата;
– площадь параллелограмма;
– площадь треугольника;
– отношение площадей треугольников, имеющих по равному острому углу;
– площадь трапеции.
Так же вы должны запомнить, что эта тема связана с темой “Квадратные корни” из курса алгебры. Изучение “Теоремы Пифагора” мы начнем с конкретных задач, при решении которых вам понадобятся ранее полученные знания.
2) Работа по готовым чертежам. – 10 минут.
3) Итак, при решении этих задач мы встретились с прямоугольными треугольниками.
Вспомним, какой треугольник называется прямоугольным? Его элементы.
(Если один из углов треугольника прямой, то треугольник называется прямоугольным. Сторона, лежащая против прямого угла называется гипотенузой, а две другие стороны – катетами. После ответа прикрепить на доске треугольник.
4)Мудрый грек по имени Пифагор связал между собой катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника. Как. Это вам и предстоит узнать.
II. Изучение нового материала – 7–10 минут.
1) Практическая работа. Дано: прямоугольный треугольник. а, b – катеты, с – гипотенуза. Выразите с через а и b. |
Решение:
- Достройте этот треугольник до квадрата со стороной (а +b).
- Найдите площадь квадрата: S= (a+b)2.
- Как еще можно достроить этот треугольник до квадрата со стороной (a+b)2?
- А теперь как еще можно найти площадь квадрата?
- S=(a+b)2
S=(2ab+c2)
(a+b)2 = 2ab + c2
c2= a2 + b2 (что и требовалось доказать)
2) Какой вывод можно сделать по результату этой задачи?
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Вы только что сформулировали и доказали теорему, которая носит название Теорема Пифагора.
3) Ребята приготовили доклады по истории теоремы Пифагора – 6 минут.
III. Закрепление – 1,2 (а, б, в) – 5 минут.
1) Задача. Найдите длину лестницы к дому, если один ее конец находится на расстоянии 6 м от дома, а другой – на стыке стены и крыши. Высота дома 8 м, т.е. найти длину гипотенузы, зная длину катетов.
Эту задачу можно решить и другими способами. Одним из заданий домашней работы будет: найти другое решение этой задачи.
IV. Итог урока
Сформулируйте теорему Пифагора.
Итак, на сегодняшнем уроке мы сформулировали и доказали теорему Пифагора, увидели ее практическое применение при решении задач.
Эта теорема является одной из важнейших теорем геометрии. Она позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии. Существует около 200 доказательств этой теоремы. Некоторые из них мы рассмотрим на другом уроке.
Домашнее задание.
- Найти еще доказательства теоремы Пифагора.
- Найти еще хотя бы один из способов решения задачи, записанной в тетради.
- П. 54 № 483(б; в), 484(а) (с. 128)
Стихотворение о теореме Пифагора.
Дополнительно: № 483 (г).
Литература
- Геометрия, 7–9: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.). М.: Просвещение, 2007.
- Изучение геометрии в 7–9 классах: Метод. Рекомендации к учеб.: Кн. Для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. М.: Просвещение, 2006.