Зал празднично оформлен. На стене висят плакаты с высказываниями великих писателей и ученых о русском языке:
“Да будут же честь и слава нашему языку” (Н.М.Карамзин).
“Наслаждение глубокое зовет нас,…наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его” (Н.В.Гоголь).
“Русский язык – неисчерпаемая сокровищница несосчитанных самоцветов” (К.Бальмонт) и другие.
На сцену выходит ведущий игры. Это может быть учитель русского языка или старшеклассник.
– Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые учителя! Сегодня мы собрались на замечательную игру “Поле Чудес”. Замечательна она прежде всего потому, что посвящена великому русскому языку.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Это строчки из стихотворения Константина Бальмонта “Русский язык”. Действительно, русский язык можно сравнивать и с пением птиц, и с журчанием ручья.
Дорогие друзья! Сегодня мы узнаем много нового о русском языке, обратимся к истории языка. Я желаю всем удачи и победы. Пусть приз достанется одному, зато, играя, все получат дополнительные знания по русскому языку.
Итак, мы начинаем нашу игру. Приглашаем игроков первого тура.
(Каждый игрок первого тура знакомит с собой: имя, в каком классе учится, чем занимается и т.д.). На барабане есть такие секторы как “Приз”, “Подсказка”, “+”, “0”, “Звонок другу”, “Помощь зала”, “Музыкальная пауза”, “Помощь учителя”, “5”, “4”, “Банкрот”.
Задание для первой тройки:
– В русском языке нет слов, в которых три одинаковые буквы стоят рядом. Но в одном слове это все-таки наблюдается. Что это за слово?
Ответ: длинношеее.
(Участники игры угадывают по буквам или называют слово полностью.)
Подсказки (для сектора “Подсказка”):
– это прилагательное;
– это прилагательное можно употребить со словом “ животное”;
– это животное живет в Африке.
Задание для второй тройки:
– В русском языке есть особый лексико-стилистический разряд – окказиональные омонимы. Они служат прежде всего для создания каламбурных отрезков речи. Б.Норман в своей книге “Язык – знакомый незнакомец” приводит наиболее интересные примеры окказиональных омонимов: баранка (овца), вертопрах (пылесос), головотяп (палач), изверг (действующий вулкан) и другие. Какое слово он подразумевает под язычником?
Ответ: лингвист.
Подсказки:
– это ученый;
– это ученый, который занимается языками.
Задание для третьей тройки:
– “Представьте на минуту, что мы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении.
Ведь русский язык – золотой ключ к достижению всей мировой культуры.”
– Кто автор этих слов?
Ответ: Мустафин.
Подсказки:
– это писатель;
– это татарский писатель;
– этот писатель изучил жизнь и творчество Мусы Джалиля.
Финал.
“Меня определили в адресный стол справщиком, а там у всякого справщика своя буква. Иные буквы есть очень хорошие, как например, “буки”, или “покой”, или “како”, много на них фамилий начинается, и есть справщику доход. А меня поставили на самую ничтожную букву. Очень на нее мало пишется, и то еще … кои ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо этой ничтожной буквы через “ферт” ставит.
Вопрос:
– Какую букву рассказчик из рассказа Лескова “Очарованный странник” называет “самой ничтожной буквой?”
Ответ: фита.
Суперигра
Когда студента на экзамене спрашивают: “Кто написал “Евгения Онегина?”, он начинает увиливать, говорить, дескать, он-то, конечно, знает, кто это сделал, но не в его правилах закладывать приятеля, тем более что тот здесь где-то неподалеку ходит и т.п. Если экзаменатор проявит твердость и потребует ответить без двусмысленного намека, то в ответ рискует услышать откровенное признание: “Ну, Гоголь…”
Вопрос:
– Как называется такая словесная увертка, двусмысленный намек, из которого трудно что-либо понять, хитрая попытка уйти от прямого ответа?
Ответ: экивок.