Задачи: Учить детей рассуждать, развивать подвижность и гибкость мышления, работать над грамотным оформлением мыслей, расширять словарный запас учащихся, воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
При возможности, некоторые задания занятия желательно давать, используя мультимедийную установку.
Этап | Ход занятия | Примечание |
1. Организационный момент. – Сегодня на занятии мы будем выполнять логические задания, задания на внимание, показывать свои интеллектуальные познания и, поэтому, начнем с разминки для мозга. 2. Логический поезд – я называю слово-паровоз, а вы “цепляете” к нему слова-вагончики, логически с ним связанные и объясняете, почему именно это слово. Итак, ФЕВРАЛЬ – … 1. – Ну, вот, теперь вы готовы встречать гостей: Кеша и Маркеша. Маркеша рассказывал Кеше сказку “Дюймовочка”: М. – Дюймовочка маленькая, просто крошечная! К. – Подожди, какая Дюймовочка, маленькая или крошечная? М. – Я же говорю, маленькая, просто крошечная! К. – Ничего не понимаю! – А вы, ребята, поняли, какая Дюймовочка? А как называются такие слова? “Клоуны” потихоньку толкают друг друга. – Да что у нас сегодня с друзьями!? М. – Ну и жарко! К. – Да что ты, холодно! М. – Да я весь покраснел! К. – А я побелел! М. – Да что ты такой кислый? К. – А ты, что, сладкий? – Опять наши друзья спорят! К. и М. – Это не мы, это слова спорят! – Ребята, что это за слова такие? Итак, вы уже поняли, что клоуны предлагают нам поговорить о синонимах и антонимах (вывешиваются таблички). 2. – Что такое синонимы вы уже знаете, посмотрим подробнее происхождение этого слова. Слово “синоним” произошло от греческих [с,ин] – “со” и [он,има] – “имя” и означает “одноименный”. Значит, синонимы – это … закончите мою фразу (слова, которые имеют одинаковый смысл, но пишутся по-разному, передают разные оттенки значения). Слово “антоним” – от греческих [ант,и] – “против” и [он,има] – “имя” – означает “против имени, противоположный”. Значит, антонимы – это слова, … закончите мою фразу (которые имеют противоположное значение). 3. – А теперь давайте поиграем с синонимами и антонимами. Письмо по памяти. Прочитайте пословицу и поговорку, запомните, повторите шепотом, запишите. Подчеркните, если есть, слова, которые вы считаете синонимами или антонимами. Обоснуйте свой выбор. (Ученик подходит к доске, подчеркивает, объясняет). Из огня да в полымя. Больше думай, меньше говори. Поэтическая страничка. Восстанови четверостишие, замени выделенное слово подходящим синонимом или антонимом. (Каждой группе дается листок со своим четверостишием). Восстановленные стихотворения записать. Буря мглою небо кроет, За горами, за лесами, Листья в поле пожелтели, То, как зверь, она завоет, Не на небе – на земле Лишь в бору поникши ели Игра с карточками. Каждой группе выдается набор карточек со словами-синонимами. Учитель показывает картинку, учащиеся показывают карточки со словами. Затем каждая группа детей дает аналогичное задание остальным группам. Проверка внимания. Ответь быстро: – Белая корова дает белое молоко, черная корова дает … молоко. – Каким станет сухой листок, если он упадет в чистую воду? Итог. – На следующем занятии мы продолжим разговор о синонимах и антонимах, а пока давайте повторим, что такое синонимы, антонимы. – Для чего они нужны в речи? Что нового вы узнали сегодня? Если останется время, дать историческую справку: Ошеломить – сильно удивить, поразить. Опешить – растеряться от неожиданности. (“1000 лучших тестов…”, стр.74) |
Подвижность и гибкость мышления, внимание, интеллект.
Элементы театрализации (стеснительные дети).
Активизация мыслительной деятельности.
Этимология слова, расширение словарного запаса учащихся.
Развитие зрительной памяти.
Работа в группах. Интеллектуальные познания, творчество, умение наиболее точно находить подходящие слова.
Расширение словарного запаса. |