Урок-конференция "Наша малая родина"

Разделы: Начальная школа


Цель: Внедрение регионального компонента в учебный процесс через организацию проектно исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  2. развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  3. развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;
  4. развитие умения интегрировать знания из различных областей наук;
  5. развитие умения критически мыслить.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята подготовили 5 исследовательских работ на темы:

  1. Растения нашего края. «Борщевик».
  2. Животные нашего края. «Змеи».
  3. «Как сохранить зрение?»
  4. «Для чего нужен хлеб?»
  5. «Сравнение флоры Голубинского заказника п. Голубино Пинежского района с флорой п. Шалакуша Няндомского района»

2. Защита проектов.

Презентация первого проекта. Растения нашего края. «Борщевик».

Два ученика нашего класса летом получили химические ожоги от растения борщевик. Мы решили узнать побольше об этом растении. Заглянули в Интернет. (Статья о борщевике. Поля-убийцы. Статья в журнале «Химия и жизнь». Проблемы химической безопасности.) Мы узнали, что каждый год в стране «кидают все силы» на борьбу с борщевиками, но ядовитое растение продолжает калечить людей.

Сообщение 1. О растении. Кондратьев Сергей.

Борщевик-растение на вид симпатичное, имеющее семь десятков разновидностей, а (в начале июля) ещё и очень приятный вкус. Отсюда, кстати, и такое вполне съедобное название. Из молодых листьев этого сорняка можно сварить не плохой супчик. Да и на корм скоту, по мнению сельхоздеятелей, борщевик годится. Только коровам почему-то растение не понравилось. Зато борщевик оказался на редкость живучей заразой. С помощью человеческих рук стал занимать все свободные поляны, берега рек и канав и даже перебрался в городские парки. О том, что борщевик опасен и в зрелом виде его листья оставляют на коже настоящие ожоги, отчего-то не знали. Растение опасно и в его зарослях лучше не гулять. Каждый год борщевик завоёвывает 10% территорий. Из-за ядовитости его мало повреждают растительноядные животные, крупные листья затеняют почву, не давая расти другим растениям. Семена разносятся ветром всего на несколько метров, но расселение идёт с вешними водами, а также на ногах, лапах и копытах животных и на колесах автотранспорта.

Сообщение 2. Растение – опасное. Сидоров Александр.

Опасность его в том, что сок растения, содержащий ядовитые вещества фурокумарины, под влиянием солнечного света вызывает дерматиты, протекающие по типу ожогов. Возможен летальный исход. Участки тела, на которые попал сок, вскоре начинают зудеть и краснеть. Кожа отекает. Через две недели шелушится. На память остаются тёмные пигментные пятна, сохраняющиеся до шести месяцев, а более тяжёлых случаях и на всю жизнь. Это когда контакт с растением завершается температурой, головной болью, пузырями на теле. Как правило, сразу никаких болевых ощущений не возникает. Самые сильные фитоожоги борщевик вызывает, соприкасаясь с влажным телом в жаркие солнечные дни. Борщевик небезопасен и для животных, которым положено им кормиться. Его способны поглощать только специально выведенные породы. А вот от фитоожогов животные не страдают – шкура спасает.

Опасность состоит и в том, что захватывая территорию, он на неопределённый срок нарушает нормальное функционирование местных экологических систем, вытесняя другие растения. Нас ждёт экологический кризис.

Сообщение 3. Меры безопасности. Коновалов Кирилл.

Борщевик живуч настолько, что выкашивать его нужно три раза за лето. От человека с косой борщевик защитился. Он растёт по кочкам, канавам, речным берегам и лесным опушкам. От сока и светового облучения косаря должны предохранять комбинезон, сапоги, рукавицы, очки, лицевая повязка. В процессе работы при попадании на кожу сока нужно смазать эти места густой мыльной пенно, а после работы в течение 30-40 минут обмывать их водой. Участки тела после контакта с соком или растением защищать от солнечного облучения двое суток. Если контакт произошел в тёмное время суток и никакие меры не были приняты, то при облучении кожи на следующий день клинические симптомы бывают такие же, как и при поражении днём. У склонных к аллергии людей рецидив может дать прошлогодний ожог.

Сообщение 4. Башловкин Артём. Мы провели опрос населения.

Опрос.

  1. Кто опрошен? Ф.И.О. Должность.
  2. Знаете ли Вы о существовании такого растения?
  3. Когда оно появилось в посёлке?
  4. Причины появления.
  5. Встречали ли Вы это растение ещё, где нибудь или только у фермы?
  6. Как Вы считаете, приносит пользу это растение или нет?
  7. Известны ли Вам случаи, когда от этого растения пострадали люди, животные? Опишите.
  8. Выскажите своё мнение. Необходимо это растение в нашем посёлке или нет?
  9. Какие меры безопасности Вы посоветуете предпринять.

Вывод. Жители не осознают опасности этого растения. Допустив борщевик в новую для него среду, скоро придётся ликвидировать последствия ранее совершённых ошибок.

Презентация второго проекта. Животные нашего края. «Змеи».

Сообщение 1.

В нашей местности в настоящее время появилось очень много змей. Почему? Какие факторы повлияли?

  1. Привезли поездом.
  2. Потепление климата.
  3. Другие факторы.

Почему именно в нашей местности, а не на соседней станции их часто стали встречать?

Мы сходили в библиотеку, взяли интервью у учителя биологии. Узнали: какие виды змей существуют, где живут, как зимуют, чем питаются, пользу или вред приносят. Подготовили правила поведения, которые необходимо знать при встрече со змеёй. Как оказать первую помощь укушенному.

Сообщение 2. Змеи обитающие в нашей местности. Таборский Дима.

Сообщение 3. Правила поведения, при встрече со змеёй. Белогузов Саша.

Сообщение 4. Как оказать первую помощь укушенному. Максимович Милена

Вывод: Змей привезли со щебнем по железной дороге. Болотистая местность и потепление климата повлияли на то, что змеи прижились. Осторожно, при встрече...

Презентация третьего проекта. «Как сохранить зрение?» (Идея проекта учителя начальных классов Графиной Н.А. г. Няндома)

Сообщение 1. Врачёв Евгений.

Нас волнует здоровье будущего поколения. Когда мы писали сочинение на тему: «Кем я хочу стать?», узнали, что мальчики мечтают работать на железной дороге. Возник вопрос:

– Не помешает ли плохое зрение осуществлению мечты.

Тексты.

  1. Строение глаза. (Рисунок). Радужная оболочка, зрачок, хрусталик, сетчатка, зрительный нерв, мышца глаза.
  2. Как умеет видеть глаз?

Сообщение 2. Правила охраны зрения. Окрепилов Алексей.

Глаз – очень важный орган. Мы получаем от глаз 80% информации. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому глаз заботливо защищается организмом. Брови предохраняют глаза от пота, стекающего со лба, ресницы – от пыли, веки – от повреждений, а слёзная жидкость увлажняют и согревают глаз.

Для того, чтобы глаза были здоровыми, о них нужно заботиться.

Рекомендации:

  • Когда читаешь, держи книгу на расстоянии 30-40 сантиметров от глаз.
  • Не читай лёжа и в транспорте во время движения.
  • Следи за тем, чтобы при письме освещение было направлено слева.
  • При ярком свете носи солнцезащитные очки.
  • Осторожно обращайся с острыми предметами, чтобы не поранить глаз.
  • Старайся не смотреть слишком долго телевизор, не играть подолгу в компьютерные игры, потому что длительное напряжение вредно для глаз.
  • Не трогай и не три глаза грязными руками.
  • Тренируй зрение: в течение 3-5 минут попеременно смотри вдаль и вблизи на предмет. Это упражнение хорошо повторять через каждый час.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Сообщение 3. Егорченко Яна.

Тексты.

  1. Это интересно.
  2. Как устроен глаз животного?
  3. У кого глаза лучше?

Вывод: берегите зрение.

Презентация четвёртого проекта. «Для чего нужен хлеб?»

У нас в посёлке старая пекарня, где работают родственники наших ребят и пекут хороший хлеб. Мы побывали на экскурсии в пекарне.

Сообщение 1. Как выпекают хлеб. Мартемьянова Марина.

Сообщение 2. Рецепты выпечки чёрного и белого хлеба, хлебобулочных изделий. Романюк Анна.

Сообщение 3. Коновалова Ирина.

Мы побывали в 11 магазинах нашего посёлка, изучали ассортимент хлебобулочных изделий, провели опрос населения, выясняя, какой хлеб пользуется наибольшим спросом. Наша пекарня обеспечивает хлебом посёлки Лельма и Верала. Оборудование старое и мощности не хватает, поэтому в наш посёлок привозят хлеб из городов Няндомы, Вологды.

Результаты опроса.

Сообщение 4. Салахов Пётр. Вырезки из газет о некачественном производстве хлеба.

На пекарне в поселке Лепша была выявлена «картофельная палочка». Бывают случаи попадания в хлеб волос и других посторонних предметов…

Вывод. Посёлку необходимо строительство пекарни.

Презентация пятого проекта. Федотова Марина и Хромулин Никита.

Тема: «Сравнение флоры Голубинского заказника п. Голубинского заказника п. Голубино Пинежского района с флорой п. Шалакуша Няндомского района»

Оглавление.

Введение.

  1. Геоботаническая экскурсия по реке Пинега в районе Голубинского заказника (п. Голубино Пинежский район).
  2. Геоботаническая экскурсия по реке Моша бассейна реки Онега в районе п. Шалакуша.
  3. Сравнение флоры п. Шалакуша и Голубинского заказника.

Заключение.

Литература.

Введение.

Архангельская область расположена на севере европейской части России.

С севера омывается водами трёх арктических морей: Баренцева, Карского, Белого.

Территория области расположена в трёх северных климатических поясах: арктическом, субарктическом и большая часть области находится в умеренном климатическом поясе Площадь области составляет более 587тыс.кв.км., и здесь произрастает более 1300 видов высших растений.

Видовой состав растений отличается в зависимости от географического расположения.

Несмотря на огромную площадь области, многие виды растений оказались редкими, а некоторые находятся на грани исчезновения и нуждаются в защите. Многие виды растений мало изучены и исследованы на небольших территориях. Речь идёт не об общеизвестных и часто встречающихся видах, а о редких растениях.

Цель работы: Сравнение флоры Голубинского заказника с флорой п.Шалакуша.

Задачи:

  1. Познакомить с флорой указанных районов.
  2. Выявить характерные для данной территории редкие растения.
  3. Выявить общее и отличия.

1. Геоботаническая экскурсия по реке Пинега в районе Голубинского заказника (п. Голубино Пинежский район).

Геоботаническая экскурсия по реке Пинега Голубкинского заказника проводилась в конце июня 2007 года. Целью данной экскурсии было знакомство с растительным миром и поиск редких растений, произрастающих в этом районе. Голубкинский заказник расположен вблизи п.Голубкино в 5 км.от п. Пинега в юго-восточной части Беломорско-Кулойского плато на севере Архангельской области. Основные хвойные деревья ель сибирская и лиственница сибирская, богатый напочвенный покров представлен разнообразными видами растений (папоротник, лютик, пижма, чистотел, подорожник, вороний глаз).

По ходу экскурсии встретились следующие редкие растения:

  1. Качим уральский. Семейство Гвоздичные. Маленькое растение высотой 5-20 см с толстым корнем. Листья линейные, сидячие. Цветки белые, колокольчатые, собраны в щитковидные соцветия. В Архангельской области редок.
  2. Княжик сибирский. Древесная лиана. Семейство сложноцветковые. Небольшое растение высотой 15-20 см с желтоватой серединой и белыми висящими лепестками. Без листьев. Очень редок.
  3. Пион уклоняющийся. Семейство Пионовые. Красивоцветущий травянистый многолетник. Тройчатосложные листья. Цветки крупные, темно-розовые. Лепестков пять. Плод из пяти крупных листовок. Исчезающий.
  4. Башмачок настоящий (Венерин башмачок). Семейство Орхидные. Декоративный травянистый многолетник высотой до 50 см. Листья, в числе 3-4, очередные, эллиптические. Цветки в количестве 1-3. губа вздутая, в виде башмачка до 3 см. Длиной, светло-желтая с красновато-коричневыми пятнами. Остальные листочки красновато-коричневые. Относительно редкое растение.
  5. Гудайера ползучая. Семейство Орхидные. Травянистый многолетник высотой 10-25 см. Листья с крупной сетью поперечных беловатых жилок, короткочерешковые, собраны в розетку у основания стебля. Цветки мелкие, белые в небольшой односторонней кисти. Встречается нечасто.
  6. Дремлик темно – красный. Семейство Орхидные. Травянистый многолетник высотой 25-60см. Стебель облиственный, в верхней части с грязно-фиолетовым оттенком. Листья слегка шероховатые, овально-ланцетные. Цветки пурпурные, пахучие, в рыхлой кисти. Редок.

2. Геоботаническая экскурсия по реке Моша бассейна реки Онега в районе п.Шалакуша.

Геоботаническая экскурсия по левому берегу реки Моша бассейна реки Онега в районе п. Шалакуша проводилось в июне 2007 года. Поселок Шалакуша расположен в Няндомском районе в южном районе Архангельской области. Основные хвойные деревья ель обыкновенная и сосна европейская, богатый напочвенный покров представлен разнообразными видами растений (папоротник, лютик, пижма, чистотел, подорожник, вороний глаз, одуванчик, ромашка).

Встретились растения:

  1. Пион уклоняющийся. Семейство Пионовых.
  2. Башмачок настоящий. (Венерин башмачок) Семейство орхидные.
  3. Гудайера ползучая. Семейство орхидные.
  4. Любка двулистная. Семейство Орхидные. Травянистый многолетник высотой 30-60 см. Стебель у основания с двумя крупными блестящими эллиптическими листьями. Цветки белые с длинным шпорцем, душистые, в редкой кисти. Редка.
  5. Пальчатокоренник мясо-красный. Семейство Орхидные. Травянистый многолетник высотой 25-60 см. Стебель плотной. Листья продолговато-ланцетные, пятнистые. Цветки розовато-лиловые в более рыхлом и узком, чем у ятрышника соцветии. Губа с рисунком из толстых и коротких дуговидных линий.
  6. Тайник овальнолистный. Семейство Орхидные. Травянистый многолетник высотой 30-60 см, с двумя крупными, расположенными около середины стебля листьями. Цветки мелкие, зеленоватые с желтовато-зеленоватой дугой, собранные в узкую длинную кисть.

Все вышеуказанные растения приведены в фотоприложении.

3. Сравнение флоры п. Шалакуша и Голубинского заказника.

Несмотря, на разное географическое расположение на территории Архангельской области Голубинского заказника и реки Моша. Надо отметить, что напочвенный покров состоит в основном из одних и тех же повсеместно встречающихся растений. Массовые виды – Иван-чай, Линнея северная, шиповник, подорожник, лютик, пижма, одуванчик, вороний глаз и др.. А вот лесообразующие породы отличаются. В Пинежском районе это ель сибирская и лиственница сибирская, в Няндомском – ель обыкновенная и сосна европейская. Кроме того большая роль в сложении флоры Пинеги и Голубинского заказника принадлежит таежным урало-сибирским видам. Это единственная лиана севера – княжик сибирский, качим уральский, дриада точечная, дремлик темно-красный. Эти растения встречаются только в бассейне реки Пинега, Голубкинском заказнике и в Пинежском государственном заказнике. А вот растения Любка двулистная, пальчатокоренник мясо-красный, тайник овальнолистый встречается по берегам реки Моша и этих видов нет в Голубкинском заказнике. Другие редкие растения, встречающиеся нам на экскурсии встречаются как в Голубинском заказнике, так и в бассейне реки Моша в районе п. Шалакуша. Это пион уклоняющийся, башмачок обыкновенный, гудайера ползучая.

Заключение.

Природа помогает побороть болезни и сохранить здоровье с помощью лекарственных растений и дает нам возможность полюбоваться прекрасными растениями, которые быть может мы никогда не увидели бы, если бы их не занесли в Красную книгу Архангельской области. Мы должны бережно относится к лесному огороду и не рвать растения просто так, разделяя их на занесенные в красную книгу и простые растения. Поэтому в лесу нельзя трогать ни один вид растения, кроме тех из которых можно извлечь пользу. А пользу растения приносят человеку огромную, и к ним тоже нужно относиться с уважением. Горько смотреть на человека, выходящего из леса с букетом земляники, вырванной с корнем, охапкой веток с ягодами калины или с букетом прекрасных лесных цветов, который тут же будет брошен за ненадобностью. Всем нужно активно включаться во всенародное дело охраны природы, флоры и фауны.

3. Итог урока.

Приложения у автора.