Цели:
- Знакомство с группами животных.
- Закрепление знаний, умений, навыков …
- Воспитывать бережное отношение ко всем животным (и к хищникам).
- Развивать логическое мышление, речь.
- Систематизировать и обогатить знания детей.
- Осуществлять межпредметные связи.
Материал из уроков ознакомление с окружающим миром (книга 2 класс. Почитаем и узнаем) сценки, занимательная грамматика.
(значение слов)
рисование
Газеты «Рыбы», «Птицы», «Звери»
Подготовка к игре «Умники и умницы»
Вопросно-ответная форма. Викторина.
4 урок.
Литература
- "Почитаем и узнаем" Л. Толстой
- Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах Н.Н. Ушаков. Москва, "Просвещение", 1971.
- Журналы "Начальная школа".
1. Организационный момент
(Подготовка к игре «Умники и умницы»)
– Кто больше наберет жетонов, тот и будет участвовать в игре «Умники и умницы»
– О ком мы будем сегодня говорить?
2. Игра (разминка) «Какие бывают животные»
Каждый из вас получает картинку с изображением животного. Вы должны определить к какой группе животных относится ваше животное и по хлопку встать в колонку к названию группы (за правильный ответ – жетон).
3. (1-я группа) НАСЕКОМЫЕ
– Что происходит с насекомыми зимой? (спят)
– Каких насекомых вы уже видели? (занятие проводилось весной).
Вывод: чем теплее на улице, тем больше насекомых.
– Какое основное отличие насекомых от других групп животных (6 ног или 3 пары).
– О каком насекомом можно загадать загадку: «Кто трижды родится?»
Посмотрим сценку и ответим на вопросы:
– Почему так назвали бабочек? Крапивница, лимонница.
Сценка разговор "Крапивница и лимонница". [2] (с. 116)
– Почему так назвали?
Экологическая загадка: Что неправильно делали дети? [1]
Были мы за речкой,
На том берегу,
на большом душистом,
заливном лугу.
Бабочек ловили
И венки плели.
На колхозном сене
Отдохнуть легли.
Стрекозу поймали,
Крылья хороши
За кувшинкой лезли
Через камыши
А потом? Гулять ходили
Пестрых бабочек ловили.
– Будете ли вы так поступать. Почему?
Какую пользу приносят насекомые.
Сообщение. Пчела насекомое-опылитель.
Сообщение. Как приспосабливаются насекомые (божья коровка).
Сама природа их охраняет.
Вопрос. Кто написал рассказ о муравьях? (книга «Почитаем и узнаем» Л.Толстой)
Вывод: НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКОВ.
Сценка.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка, это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ 3, 4, 5, кто-то еще, что же станет с природой?
Ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Какой вывод (хором «БЕРЕГИТЕ НАСЕКОМЫХ»)
Даже если среди них есть и хищники
Сообщение о хищниках.
4. РЫБЫ.
(газета) другая группа животных
– Чем покрыто тело?
– Где живут?
– С помощью чего передвигаются?
Дышат (с помощью жабр кислородом, растворенным в воде).
– Каких знаете? (пресноводные, морские)
Сценка
Послушайте разговор двух рыб и помогите им разобраться в своих названиях «Подлещик и подкаменщик»
Почему их так назвали.
Кроссворд c.118 Характеристика рыб.
- Эта рыба очень похожа на змею, длинная, гибкая. Когда она плавает, то изгибается всем телом. (Вьюн). По поведению.
- А эта рыба любит песчаное дно. Она подолгу роется в песке, выискивая для себя пищу (Пескарь). По месту жительства.
- Вместо плавников у этой рыбы колючки, которыми она защищается от врагов (Колюшка). По внешнему виду.
- Рыба получила свое название за большую голову (Головень). По внешнему виду.
Как охранять рыбу?
– Почему запрещено ловить рыбу сетями?
Сообщение Бережное отношение к рыбе?
Весной самки рыб выметывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень малы.
Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.
Вывод: БЕРЕГИТЕ РЫБ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Кто где живет? Татьяна Бокова
- У меня в лукошке
Проживают кошки
(1 2 3 4)
Проживают кошки. - Мышки в погребе живут.
В норах зернышки жуют
(1 2 3 4)
В норах зернышки жуют. - Есть сарайчик у гусят,
Есть загон у поросят
(1 2 3 4)
Есть загон у поросят. - Дом имеют утки
Спит собака в будке
(1 2 3 4)
Спит собака в будке. - А медведь в берлоге
У лесной дороги.
(1 2 3 4)
У лесной дороги. - Зайка серый скок-поскок
Примостился под кусток (прыжок)
(1 2 3 4)
Примостился под кусток. - Волк с волчатами – в норе,
А жуки живут в коре.
(1 2 3 4)
А жуки живут в коре. - Домик нужен всем зверюшкам,
Даже маленьким лягушкам.
(1 2 3 4)
Даже маленьким лягушкам.
5. ЗЕМНОВОДНЫЕ
– Где живут лягушки?
– Как называются животные ,которые живут на суше и ……. в воде?
Кожа голая, нежная.
Узнай по рисунку животного.
Сценка. Тритон.
– Какой рассказ Б. Захадера читали «Серая звездочка»
Когда охотятся жабы?
Загадка Кто трижды родится.
Сообщение
Вывод: БЕРЕГИТЕ ЗЕМНОВОДНЫХ.
6. Игра «Лото»
Учитель показывает рисунки животных. Дети закрывают клетку с данной группой животного.
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
– Чем покрыто тело? (сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем)
из рассказа Э.Шима «Кто в погребе живет?» мы узнаем
– Чем питается?
– Чем полезны змеи (яд – лекарство)
Каких еще животных этой группы вы знаете? (ящерица, черепаха, крокодилы)
– Как защищается от врагов ящерица?
–Какие отличительные особенности? (ползают – пресмыкаются).
Вывод: БЕРЕГИТЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.
7. ПТИЦЫ.
– Чем покрыто тело в отличии от других животных?
Узнай по описанию на доске (пищуха, канарейка, лысуха)
- Эту певчую птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова не далеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам в Европу. По месту жительства.
- По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещину, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонечко попискивает. По крику песни.
- Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысый. По внешнему виду.
Одних животных называют по внешнему виду,
Других, чем питаются,
По времени прилета,
По поведению,
По крику (пению).
– Какие птицы подкладывают яйца в чужие гнезда? (кукушка)
По какому признаку ее так назвали? (по крику песни)
Вспомним рассказ Н. Сладкова «Без слов»
– В чем мы виноваты?
(Одни потому, что обижают птиц, другие потому что позволяют обижать).
– Как охранять?
- Не подходить близко к гнездам так как по твоим следам могут отыскать и разграбить хищники.
- Если случайно оказался возле гнезда – уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Если есть собака – следи. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не лови и не уноси домой.
(слетки) слетают и учатся летать.
В неволе быстро погибнуть.
Вывод: БЕРЕГИ ПТИЦ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА,
У оленя дом большой
Он сидит глядит в окно.
Зайка по лесу бежит
И в окно стучит.
Стук, стук – дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
8. ЗВЕРИ.
(газета)
а) - Чем покрыто тело зверей?
– О каком загадочном звере читали в рассказе Сладкова «Загадочный зверь»
– Чем питается белка.
б) – Какие ошибки допустил «художник» (игра) стр.
в) Игра «Большие и маленькие»
Сценки.
Вывод: БЕРЕГИТЕ ЗВЕРЕЙ.
МОНТАЖ
2 часть. (Открытый урок для родителей. Детям даны стихи.)[3]
Медведи, бабочки, лягушки, соловьи, жуки, дождевые черви, пауки, микробы…
Очень разные, но все они животные.
Многие животные сейчас стали редкими. Сведения о них внесены в особые Красные книги.
Красный цвет – опасность.
Необходимо охранять животных.
Беречь от исчезновения.
Дети читают стихи из утренника на тему «Береги свою планету»
-
Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов. -
Нор звериных
Птичьего гнезда.
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом! -
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных!
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету! -
Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски.
Но когда в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг.
(К. Завойский) -
Сидит на ромашке
Смешная букашка,
Сидит и вздыхает она от тоски.
Никак, ну никак, она
Не сосчитает
Ромашкины беленькие лепестки.
Весь день сосчитать их
Бедняга не может.
Ну кто же, ну кто же
Букашке поможет?
(Л. Сафранчук) -
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их –
Не счесть.
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин) -
Все-все, на свете,
На свете нужны
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых. -
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд. -
Плохи дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки -
Да! Если мы с кем-то
не очень дружны.
Мы все-таки очень
друг другу нужны.
(Б. Заходер)
(Все исполняют песню «Не дразните собак» сл. Е.Птичкина, муз. В.Шаинского)
-
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи
Песенкой разбудят
И царапать и кусать
Вас никто не будет. -
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придется потом
Уносить вам ноги
И пчела просто так
Тоже не пристанет.
Ведь ни жалить, ни рычать,
Зря никто не станет. -
Ни к чему обижать
Бабочку на ветке,
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами. -
Если вам по душе
Красота земная.
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда
Станем мы друзьями,
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами.
1 чтец
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
2 чтец
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
3 чтец
Давайте, люди
Любить планету
Во всей вселенной
Похожей нет.
4 чтец
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она? (И. Мазин)
5 чтец
Ты, дружок,
Смотри не подкачай.
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птах, ни сверчков
Не покупай для бабочки сачка
Люби цветы, леса
Простор полей –
Все что зовется
Родиной твоей. (И. Мазин).
6 чтец
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочки на листьях повилики…..
На тропинках солнечные блики
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите. (М. Дудин)
Итог. Подсчет жетонов.
Победители получают право играть первыми в игру «Умники и умницы»