Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки Суры и озера Нават, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.
Цель и задачи:
- Изучить камни, которые нас окружают.
- Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).
- Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.
- Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
- Провести опыт (вырастить кристаллы соли на веточке).
Время проведения исследования: 2007–2008 года.
Методика проведения исследования.
- Просмотр литературы по данной теме;
- Экскурсии по городу и за его пределами;
- Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);
- Составление описания коллекции;
- Фотографирование интересных объектов;
- Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.
Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.
На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!
Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?
На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.
1. Основная часть
Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов.
У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.
1.1. Камень первый
Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.
Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.
С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.
Откуда же он взялся?
Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.
Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.
Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!
1.2. Камень второй
Есть такая загадка: “В воде родится, а воды боится”. Этот удивительный камень я нашла у себя дома в солонке. Попыталась взять его в руки, но он рассыпался на мелкие крупинки. Я расстроилась, но мама успокоила, и сказала, что это самый настоящий камень. Конечно же, это была обычная соль – минерал называется галит.
Человек не может жить без соли. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Как хочешь, а наш организм должен получать в день около двадцати граммов соли. Не обязательно, конечно, в чистом виде. Можно с водой или пищей. Без соли человек может погибнуть.
С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. В Китае, например, плитки соли ходили как деньги.
О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово “солдат”. В звучании слова, действительно есть, что-то соленое. Оказывается, солдаты охраняли соль, когда ее надо было перевозить из одной страны в другую. И платили охране ни чем иным как солью. Солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату.
О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.
Мы сегодня даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел.
Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль и впрямь сокрыта и в земле (целые соляные горы), и в воде (озерах и морях).
1.3. Камень третий
Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.
Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.
Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…
Гранит – это могучий строительный материал.
1.4. Камень четвертый
На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.
Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.
И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.
На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.
1.5. Камень пятый
И эта красочная игрушка в школьной мастерской, и дом, в котором я живу, и теплая деревенская печка, и редкая по красоте посуда – все эти “пироги”, испеченные из одного каменного теста. Удивительное тесто!
Оно одинаково любит и огонь и воду. На воде замечательно замешивается, становится мягким и податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую, и посуду изящную – такой вот мягкий камень.
Но положи изделие из этого теста в огонь – оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Этот камень зовется – глина. А еще глину используют в медицине и косметологии.
Выводы.
Я узнала много нового и интересного о чудесном и загадочном мире камня. Совершила пять увлекательных путешествий (побывала в древнем могучем лесу, на дне древнего моря), узнала, откуда берутся камни, как они называются и как выглядят, какую пользу приносят людям. Собрала коллекцию камней, которые встретила в городе, в школе, дама, на речке. Некоторым из них дала описание. Одни камни родились, как и я в Чувашской Республике (торф, глина, песок), а другие пришли к нам из других районов России (гранит, мел, соль, каменный уголь). Я много путешествовала и фотографировала. Поделилась своими открытиями с одноклассниками и подружками. На следующем этапе своей работы я продолжу собирать коллекцию камней, но разделю камни на две группы: камни Чувашской Республики и камни, привезенные к нам из других мест.
Библиографический список
- Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.
- Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
- Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
Приложение № 1. Описание коллекции горных пород и минералов
План описания горной породы:
- Какого цвета горная порода?
- Есть ли в породе отдельные слои?
- Имеются ли там окаменелости?
- На ощупь порода шершавая или гладкая?
- Состоит ли она из мелких зернышек?
- Насколько порода прочная и твердая?
- Как используется человеком?
ТОРФ Порода темно-коричневого цвета, рыхлая, видны остатки растений. Используется как топливо и удобрение на огородах и полях. |
МЕЛ Белого цвета, гладкая на ощупь, однородная, непрочная, быстро ломается. Используется для письма на школьной доске, в строительстве, а еще весной им белят стволы деревьев. |
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ Порода черного цвета, с блеском, шершавая на ощупь, твердая, прочная. Используется как топливо. А еще из него делают: пластмасс, шины, краски, лаки… |
РАКУШЕЧНИК Светлая порода, очень хорошо видны окаменелости (раковины малюсков), твердая, но не прочная, шершавая. Используется в строительстве. |
АНТРАЦИТ Черная, с блеском порода, гладкая, прочная и твердая, гладкая на ощупь, легче, чем каменный уголь, однородная. Используется как топливо. |
ГЛИНА Бывает разных цветов от темных до светлых, гладкая, сухая твердая, а в воде становится мягкой, однородная. Используется в строительстве, а еще из глины можно лепить что угодно: фигурки, посуду, свистульки… |
КАМЕННАЯ СОЛЬ Минерал белого цвета, но бывает разноцветной, кристаллик на ощупь гладкий, имеет форму квадрата, очень не прочный, а в воде растворяется. Мы каждый день едим соль, а еще она убивает вредные микробы. |
ПЕСОК Сыпучая горная порода, бывает разных цветов, у нас на Суре желтоватого цвета, состоит из мелких зернышек круглой формы. Используется в строительстве, мы любим летом позагорать у реки на песочке. |
ГРАНИТ Зернистая порода, красноватого или серого цветов, очень твердая и прочная, шершавая на ощупь. Используется как строительный материал: им отделывают дороги, набережные, здания. А еще делают памятники. |
ГРАФИТ Порода черного цвета, мягкая, непрочная, гладкая, хорошо пишет на бумаге, однородная. Им мы пишем и рисуем, из него делают огнеупорные сосуды. А порошок из графита – прекрасная мягкая смазка для трущихся поверхностей. |
Приложение № 2. Сравнительный анализ минералов и горных пород
|
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ | МЕЛ | ГЛИНА | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ | ГРАНИТ |
По цвету | черный | белый | Коричневая, серая, голубая, черная |
Белая с блеском | Разноцветный – красный, серый |
По внешнему виду, свойствам | Однородный, твердый | Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске |
В воде становится мягкой, высыхает становится твердой | Образует кристаллы, легко разрушается, и растворятся в воде | Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий |