Урок русского языка в 8-м классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные:  
    • ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»;
    • активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.
  • Развивающие:
    • развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся;
    • создавать условия для развития коммуникативных навыков.
  • Воспитательные:
    • способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку;
    • совершенствоватьнавыки этичного межличностного общения.

Оборудование: интерактивная доска SMART BOARD.

Учебные пособия:

  • Русский язык. Практика. Составитель Ю.С. Пичугов. – Москва, «Просвещение», 1995.
  • Русский язык. Теория. 5-9 кл./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – Москва, «Дрофа», 2005.
Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Номер слайда

1. Организацион-ный момент Создаю условия для хорошего настроения, для доброжелательного отношения друг к другу.    
2. Подготовка к восприятию нового материала Объявление темы и цели урока, мотивация.

– Какие цели вы ставите для себя при изучении данной темы?

 

– Различать односоставные и двусоставные предложения.

 

Слайд № 1.

3. Реализация целей урока

 а) Актуализация опорных знаний

 

1) Распределите по колонкам словосочетания и предложения:
Волшебной осенью; падают листья; наступила осень, кленовые и рябиновые; долго-долго падают; мальчики и девочки; букеты листьев; глубиной неба.

– В подчинительных словосочетаниях укажите вид синтаксической связи.

2) Заполните таблицы, используя слова для справок, данные ниже.

Любое предложение характеризуется:

по числу грамматических основ по цели высказывания по эмоциональной окраске
     

Вопросительные, простые, восклицательные, сложные, невосклицательные, повествовательные, побудительные.

Простое предложение характеризуется:

по строению грамматической основы по осложнённости по наличию второстепен. членов предложения
     

Осложнены обращением и т.д., нераспространённые, ничем не осложнены, распространённые.

 

Применяя полученные ранее знания о словосочетании и предложении, распределяют слова по колонкам.

Выполняют данную работу.

 

Заполняют таблицы, устно характеризуя предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, числу грамматических основ. Приводят примеры предложений.

 

Слайд №  2.

 

 

 

 

Слайд № 3.

 

 

 

 

 

 

б) Объяснение нового материала.

 

 

в) Закрепление знаний

– Какая графа таблицы осталась незаполненной? Почему?

3) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Дайте устную характеристику предложениям, используя материалы предыдущих таблиц.

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки и корзины, наполненные спелыми яблоками. Мы завтракаем и отправляемся в путь. Узкая тропинка. Цветы вокруг. День проведём отлично! Поэтому весело!

 

По строению грамматических основ предложения делятся на двусоставные и односоставные.
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Пришла зима.
В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого). Зима.

Варианты ответов учащихся.

Варианты ответов учащихся.

 

 

 

 

Чтение п.165 (стр.210-211).

 

 

Выполнение упр.63 (стр.22)

Синтаксический разбор первого предложения из текста.
Спорый дождь льётся отвесно, сильно.

Лексический разбор слова спорый (подготовленный ученик).

 

Слайд № 5.

 

 

 

Слайд № 6,7.

 

 

 

Слайд № 8.

Слайд № 9.

4. Тестирование 1. Укажите односоставные предложения.

а) Открой нам, Отчизна, просторы свои!
б) Каких только звуков не услышишь в песне скворца!
в) Героя в бой водила песня.
г) Жить и верить – это замечательно.
д) Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.
е) Лёгкие облака.
ж) Пахнет вербой и смолою.
з) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

2. Найдите пунктуационную ошибку.

Ветер разогнал облака и к утру лужи затянуло тонким слоем льда.

а) нет запятой, т.к. это сложносочинённое предложение;
б) нет запятой, выделяющей деепричастный оборот.

Выполняют тестирование. Слайд № 10.

 

 

 

 

Слайд № 11.

5. Рефлексивный этап – Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём испытывали затруднения?
– Достигли ли поставленной цели?
Отвечают на вопросы.  
6. Домашнее задание П.165, упр. 64.   Слайд № 12.

Приложение 1