Цели урока:
- Образовательные:
- ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения»;
- активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях.
- Развивающие:
- развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся;
- создавать условия для развития коммуникативных навыков.
- Воспитательные:
- способствовать развитию системы ценностных отношений к родному языку;
- совершенствоватьнавыки этичного межличностного общения.
Оборудование: интерактивная доска SMART BOARD.
Учебные пособия:
- Русский язык. Практика. Составитель Ю.С. Пичугов. – Москва, «Просвещение», 1995.
- Русский язык. Теория. 5-9 кл./ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – Москва, «Дрофа», 2005.
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Номер слайда |
||||||||||||
1. Организацион-ный момент | Создаю условия для хорошего настроения, для доброжелательного отношения друг к другу. | ||||||||||||||
2. Подготовка к восприятию нового материала | Объявление темы и цели урока, мотивация. – Какие цели вы ставите для себя при изучении данной темы? |
– Различать односоставные и двусоставные предложения. |
Слайд № 1. |
||||||||||||
3. Реализация целей урока а) Актуализация опорных знаний |
1) Распределите по колонкам
словосочетания и предложения: – В подчинительных словосочетаниях укажите вид синтаксической связи. 2) Заполните таблицы, используя слова для справок, данные ниже. Любое предложение характеризуется:
Вопросительные, простые, восклицательные, сложные, невосклицательные, повествовательные, побудительные. Простое предложение характеризуется:
Осложнены обращением и т.д., нераспространённые, ничем не осложнены, распространённые. |
Применяя полученные ранее знания о словосочетании и предложении, распределяют слова по колонкам. Выполняют данную работу.
Заполняют таблицы, устно характеризуя предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, числу грамматических основ. Приводят примеры предложений. |
Слайд № 2.
Слайд № 3. |
||||||||||||
б) Объяснение нового материала.
в) Закрепление знаний |
– Какая графа таблицы осталась
незаполненной? Почему? 3) Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Дайте устную характеристику предложениям, используя материалы предыдущих таблиц. Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки и корзины, наполненные спелыми яблоками. Мы завтракаем и отправляемся в путь. Узкая тропинка. Цветы вокруг. День проведём отлично! Поэтому весело!
По строению грамматических основ предложения
делятся на двусоставные и односоставные. |
Варианты ответов учащихся. Варианты ответов учащихся.
Чтение п.165 (стр.210-211).
Выполнение упр.63 (стр.22) Синтаксический разбор первого предложения из
текста. Лексический разбор слова спорый (подготовленный ученик). |
Слайд № 5.
Слайд № 6,7.
Слайд № 8. Слайд № 9. |
||||||||||||
4. Тестирование | 1. Укажите односоставные
предложения. а) Открой нам, Отчизна, просторы
свои! 2. Найдите пунктуационную ошибку. Ветер разогнал облака и к утру лужи затянуло тонким слоем льда. а) нет запятой, т.к. это сложносочинённое
предложение; |
Выполняют тестирование. | Слайд № 10.
Слайд № 11. |
||||||||||||
5. Рефлексивный этап | – Что нового узнали на
сегодняшнем уроке? – В чём испытывали затруднения? – Достигли ли поставленной цели? |
Отвечают на вопросы. | |||||||||||||
6. Домашнее задание | П.165, упр. 64. | Слайд № 12. |