Открытый урок окружающего мира по теме "Возвышение Москвы"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с основными событиями, названиями, именами (Москва, Иван Калита, Юрий Долгорукий).

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, физическая карта России.

I. Организационный момент.

На предыдущих уроках вы познакомились с природными условиями Залесского края, где зарождалась современная Россия. Давайте повернем колесо истории, и совершим путешествие по ленте времени.

<Приложение> Слайд 2

– Кого вы видите?

(На слайде княгиня Ольга, князь Владимир, Ярослав мудрый и Юрий Долгорукий.)

Дети: Мы видим Княгиню Ольгу, князя Владимира, Ярослава Мудрого и ещё какого-то воина.

Учитель: Расскажите, что вы о них знаете?

– В каком веке это происходило?

Дети: Я помню, что Ольга была женой Игоря. Она сурово отомстила за смерть мужа. Собрала войско и двинулась в поход на древлян.

– Она была умной и хитрой. Собрала с каждого двора дань по три голубя и воробья, пообещала, что больше мстить не будет, а сама привязала к лапам голубей зажженные кусочки серы и отпустила на волю. Голуби полетели в свои голубятни, и город внезапно заполыхал. Было это в 10 веке.

– А я помню, что князь Владимир принял христианство.

– Да он сначала крестился сам, а потом окрестил весь русский народ.

– Я с тобой немного не согласен. Он не весь русский народ крестил. Вернувшись в Киев, он окрестил, прежде всего, своих детей. То место, где их крестили, до сих пор называется Крещатиком. Затем, уничтожив в Киеве идолов, обратил в православную веру киевлян и тем самым положил начало распространению христианской веры на Руси. И было это тоже в 10 веке.

– Я ещё помню, что народ его называл Красным солнышком. Он сам ни на кого не нападал, войны вёл только оборонительные, отменил казни.

Учитель: Чем прославился Ярослав Мудрый?

Дети: По указанию Ярослава Мудрого была создана первая библиотека на Руси. Это уже был XI век.

– А вот воина в доспехах я не помню.

– Может быть это Святослав?

Учитель: Ребята, это Юрий Долгорукий. Сегодня вы узнаете чем он прославился.

Движемся по ленте времени вперед.

<Приложение> Слайд 3

XII век

Вспомните о событиях, происходивших на территориях русских княжеств в 12 веке.

Дети: В XI–XII веке из-за раздела земли между князьями начались междоусобицы. Это привело к ослаблению Киевской Руси.

– На Русь напали монголо-татары. Русь попала в тяжелейшую зависимость от завоевателей, она ослабела, распалась на маленькие княжества.

Сделаем остановку.

Слайд 4. Посмотрите на экран. Послушайте легенду.

“Тихим летним вечером, на одной из окраин Киевской Руси, на берегу мирно дремлющей реки несколько мужиков-селян обсуждали свой улов. Солнце лениво клонилось к верхушкам деревьев. Мужики не спеша, стали собираться, и вдруг один из них встал как вкопанный.

– Что рот открыл, Иван? Эдак рыбу не поймаешь.

Глядя на реку, тот, не оборачиваясь, сказал:

– Смотрите-ка, лодьи!

Действительно, на реке показались корабли. Завидев их, мужики насторожились. Кого нелегкая несет? Так, мимо плывут иль в гости? Аль купцы какие? Рыбку бы сменять на товары заморские…

Вдруг солнечные лучи засветились на лодьях, заиграли зайчиками на медных шлемах. Бог ты мой! Воины! Засуетились мужики: свои иль чужие – добра не жди. Бросили улов и в село заспешили: авось пронесет! Лишь Иван остался – любопытство пересилило. Вглядевшись, он заметил богато одетого воина. Никак из князей кто пожаловал! Ну и дела-а-а!...

Тот был великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий. Со своей дружиной он шел во Владимир, к сыну своему Андрею, князю Суздальскому.

Внимательным взглядом из-под грозных бровей осматривал он незнакомые донные места. По-хозяйски оценивал далекую окраину своей вотчины – государства Киевского, земли Русской.

Наконец князь заметил на левом берегу село, уютно расположившееся на высоком холме. “Неплохо устроились, – Удобно сели, красиво”. Он тут же отметил, что самой природой это место для торговли и обороны весьма приспособлено. Хорошо бы здесь крепость поставить…”

Как вы думаете, что это было за село, и что за крепость решил построить князь Юрий Долгорукий?

(Дети высказывают свои предположения.)

Сообщение темы: Возвышение Москвы.

<Приложение> Слайд 5

Итак, в глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речушек, где могучие дубы отражались в глади озер, возникла Москва. Никто и не предполагал тогда, что на лесистых холмах вырастут дома, что появится город, которому не будет равных на земле Русской. Начало Москвы окружено сказаниями и легендами.

Как любое историческое явление, рождение Московской державы заставило задуматься современников, почему и как это произошло.

Постановка целей урока.

Слайд 6

  1. Целью нашего урока будет поиск ответов на следующие вопросы.
  2. Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?
  3. В каком году был основан город?
  4. Каким князем он был основан?
  5. По какой причине основатель г. Москвы заинтересовался его месторасположением?
  6. Почему произошло возвышение Москвы?

Приступим к поиску ответов.

Слайд 7

а) Стояло селение на крутом берегу при слиянии двух рек – Москвы и Неглинной. В излучине рек возвышались убегающие вдаль холмы, покрытые хвойным лесом. Ставя селение, строители учитывали не только защитные свойства местности, но и красоту окружающей природы.

– Назовите версию о происхождении названия г. Москва?

Дети: Я думаю, город Москва назван так по названию реки.

– А мы когда ездили на экскурсию с мамой, нам рассказывали, что в этом месте жил монах со своей женой, которую звали Ква, вот в честь них и стали называть это место Москвой.

Учитель: Да о происхождении названия города существует несколько версий.

б) Когда же появилось это селение? Сказать трудно.

40-е годы XII в. для Юрия Долгорукова были очень тяжелыми. Бесконечные конфликты с родственниками отнимали много сил. Был у князя Юрия друг– князь черниговский Святослав.

Встретились два князя Юрий и Святослав. Послушайте разговор, который произошел между ними.

Выступления учащихся.

Святослав.

Присылал ты мне гонцов
“Приходи ко мне в Москву”,
И решил я поспешить,
Новый город навестить.

Юрий.

Святослав, мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!
Святослав.
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?

Поразмышляйте, что ответил князь Юрий?

Дети: Наверное, Юрий Долгорукий объяснил, что ему очень понравилось это место.

– Конечно, оно было удобно расположено, далеко от врагов.

– И на берегу рек по которым можно добраться до других княжеств.

Учитель: Давайте послушаем разговор до конца и посмотрим, кто оказался ближе к истине.

Юрий.

Мы сюда пришли ладьями,
И верхами, и пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели всё кругом.
Здесь стояла деревушка
Над большой рекой Москвой.
И решили: “Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!”
Помолились дружно богу,
Стали строиться и жить.

Святослав.

Да, родился город новый,
И надежен кремль дубовый.

И было это в 1147 г. Слайд   8

Каким князем был основан город Москва?

– Юрием Долгоруким

Слайд 9

Кто же это такой? Почему его прозвали Долгоруким?

(Выступление учащихся.)

в) Почему Юрий Долгорукий заинтересовался местоположением г. Москвы?

(Версия учащихся.)

Слайд 10

Посмотрите на схему, теперь что скажете?

Дети: Многие торговые водные пути проходили через Москву. Поэтому Ю. Долгорукий заинтересовался этим местом.

– Мы видим, чтобы из Киева попасть во Владимир приходилось проплывать мимо Москвы. Из Рязани в Тверь тоже путь проходил через Москву. И из Рязани в Новгород.

Учитель: Молодцы.

Откройте книгу на с. 146. Прочитайте первый абзац и сделайте выводы.

Физ. мин.: Представьте, что вы купцы и везёте свой товар. Сели в лодки.

Взяли весла.
Мы на лодочке плывём,
Свой товар купцам везем.
Раз, два, раз, два
Звонко плещется вода
Огляделись все вокруг,
Холм приметили мы вдруг
Деревянный частокол
Окружает этот холм.
К берегу теперь причалим,
Отдохнём, товар покажем.
Возвращаемся обратно
Путешествовать приятно.

 г) Почему Москве удалось стать во главе других русских княжеств?

(Ученики высказывают свое мнение.)

Как выглядела Москва тогда?

Рассмотрим рисунок в книге стр. 146.

Слайд 11

На одном из холмов высился небольшой городок., обнесенный частоколом. Внутри ограды были 2 каменные церкви и сотни две деревянных домов. В центре возвышался двухэтажный княжеский дом. Жилые комнаты были на втором этаже, а нижний этаж был занят чуланами и кладовками.

Шли столетия, Москва росла. При Даниле Александровиче, сыне Александра Невского, она стала стольным городом – центром небольшого княжества.

Прочитайте следующий абзац. Сколько городов было в княжестве Данилы Александровича?

Дети: Всего 2города-Москва и Звенигород.

Почему же быстро росло и богатело Московское княжество?

– Место удобное.

– Леса и реки богатые.

– Земля плодородная.

– Может быть, народ сбегался туда, чтобы за лесами уберечься от манголо-татар.

Дети: Наверное, все вместе.

Учитель: Хоть и была Москва убежищем от монголо-татар, но и она натерпелась от их набегов. Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь.

Свободнее вздохнули москвичи при Иване Даниловиче, внуке Александра Невского. Прозвали его Калитой. Почему? Узнайте, прочитав следующий абзац в книге – стр. 147.

<Приложение> Слайд 12

Именно Иван Калита заложил основы могущества Москвы.

Слайд 13.

Учитель: Итак, почему Москва, ранее не имевшая даже собственного княжества, стала столицей великого княжества?

Поработайте в паре и назовите самые главные причины возвышения Москвы:

Слайд 14

– Очень высокий холм;

– центр торговых водных путей;

– удаленность от вражеских государств;

– умелая политика московских князей;

– центр русской культуры;

– дубовая крепость.

У каждого на парте лежит листочек, на котором напечатаны причины возвышения Москвы. Дети посовещавшись, обводят в кружок выбранные причины.

Учитель: Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжёг дубовую крепость московскую.

Город остался без защиты. А Москва была уже столицей большого княжества. Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву каменную.

Слайд 15

На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. За один год была возведена крепость и охватила кольцом всю Москву. Стало Москвичам спокойнее.

А при Иване III Москва стала такой: слайд 16.

Подведение итогов.

Объясните слова: слайд 17.

Где теперь Москва – столица,
Жили раньше зверь и птица.

Слайд 18

В каком году основана Москва?

Слайд 19

Слайд 20

Сколько лет Москве?

Слайд 21

Распределитесь по группам. Из слов на листочках составьте пословицы и объясните их значение.

  1. Москва – мать городов русских.
  2. Москва не сразу строилась.
  3. Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
  4. Москва любит труд.
  5. Москва слезам не верит.

Красная площадь – главная площадь страны. Какие здания и памятники находятся на ней? Вы знаете?

<Приложение> Слайд 22–23

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Учитель: Что интересного и нового вы узнали на уроке?

Дети: Мы узнали, что Москва была основана Юрием Долгоруким.

– Я запомнил, что Юрия прозвали Долгоруким за его “длинные” руки. Он стремился завладеть всем, хотел всё прибрать к своим рукам.

– А я хочу сказать, что основы могущества Москвы были заложены Иваном Калитой.

Я хочу предложить организовать экскурсию в Московский Кремль.

Учитель: Замечательно. Мы обязательно туда с вами съездим. Я вижу, что поработали вы сегодня все на славу, всем большое спасибо.

Домашнее задание.

Учебник с. 146–147 подготовить вопросы товарищам.