Урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "Создание образа словом"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Освоение учащимися понятия “образ”, исследование построения хокку.
  2. Развитие умения, работая по алгоритму, составлять метафоры, хокку.
  3. Воспитание восприятия чувства прекрасного, чуткого отношения к красоте, интереса к искусству.

Оборудование:

  1. Карточки со словами.
  2. Карточки с изображениями облака, дерева.
  3. СD с сонатой Бетховена.
  4. Таблица с алгоритмом построения хокку.
  5. Таблица с алгоритмом построения метафоры.
  6. Иллюстрации портретов японских поэтов и японской живописи.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Ребята, какие произведения искусства (музыка, живопись, литература) и их авторы (композиторы, художники, поэты) вам особенно запомнились?

– Вы перечислили те произведения, которые оставили след в вашей памяти, в вашей душе. По-другому можно сказать, что в душе остался образ стихотворения, картины, музыки.

– К нам пришёл волшебник Дели-Давай. Частью чего может быть это дерево, облако? Какие образы вы представляете?

– А теперь они объединились, их стало много. Какие образы теперь вы представляете?

– А сейчас к нам пришёл волшебник Отставай-Забегай. Каким было это дерево, облако в прошлом, каким станет в будущем? Какие образы вы представляете?

– А если придёт волшебник Замри, какими станут дерево и облако?

– Наконец, колдует волшебник Отомри. Наши предметы начинают двигаться, меняться. Какими они станут?

– У каждого из вас свой образ, потому что мы все разные.

– Прочитайте статью на стр. 50.

– Что нового узнали об образе?

III. 1. Новый материал.

– Образ – это след, который в нашей душе оставляет красота. По-особому видели красоту японцы. В своих трёхстишиях, хокку, японские поэты тоже изображали образы, которые вызывали у них различные предметы.

(Чтение 1 хокку Басё (1644–1694 гг.) учителем)

– Понятен образ?

– Какими впечатлениями делится поэт?

(Чтение детьми про себя).

– Какое видите неожиданное сравнение? С чем сравнивается луна? Почему?

(Не с чем-то круглым, существующим в природе, а со срезом только что спиленного дерева)

– Совсем недавно красота была скрыта внутри дерева, ведь оно ещё не было спилено. Красота свежая, чистая. Луны тоже не было на небе, и красота её тоже родилась только что, когда луна взошла.

– Где луна и где срез спиленного древа?

– Создаётся ощущение чуда, когда настолько красиво, что небо и земля поменялись местами.

– Как надо читать, чтобы чувствовалось ощущение красоты и чуда, чего-то необыкновенно?

– Прочитайте хокку так, чтобы передать эту необыкновенную красоту.

III. 2.

Прочитайте второе хокку Басё. (Басё в переводе с японского – банан. Поэт возле своего дома посадил банановое дерево. Считается, что оно дало псевдоним поэту. Банановая пальма неоднократно упоминается в стихах поэта).

– Соловей поёт или просто сидит на ветке? Почему?

(Ива спит, значит, соловей не поёт).

– Поэт рисует картину покоя, тишины, умиротворения природы. В образе соловья скрыта неяркая красота, которая обнаруживает себя только в моменты пения. Только чуткий и внимательный может увидеть эту скромную красоту. Так же и душа – это то, что скрыто от других глаз, обладает тайной красотой.

III. 3.

– Прочитайте хокку японской поэтессы, ученицы Басё, Тиё (1701–1775 гг).

– Почему лирический герой принимает решение взять воды у соседей?

(Он не смеет нарушить красоту природы.)

Физминуткка (релакскция)

– Когда происходят события в хокку? (Ночью.)

– Какое музыкальное произведение называется “ночным”? (Ноктюрн, сонната.)

– Какое произведение по характеру пересекается с хокку? (“Лунная соната”.)

– Послушайте, так ли это? Закройте глаза, лягте на парту.

IV.1. Исследование.

– Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями хокку. Посмотрите внимательно на эти трёхстишия. Как они построены?

1 строка – Объект. Что делает? Где? Когда?

2 строка – Образ, сравнение, метафора

3 строка – Вывод, отношение автора. Что будет?

1 и 3 строки короче, а 2 – длиннее.

IV.2. Практикум.

– Теперь вы – поэты. Я предлагаю вам сочинить хокку по алгоритму. Обратите внимание, про какие объекты написаны хокку? (Природные).

– Сейчас – осень. Про какие про осенние объекты можно сочинить хокку? (Дождь, гриб, лист.)

– Обратитесь к алгоритму. Что сначала нужно составить, прежде, чем писать хокку? (Метафору.)

– Давайте вспомним алгоритм составления метафоры:

1. Объект.

2. Что делает? (Функция).

3. Что такое же? (Выполняет ту же функцию).

4. Где?

5. П. 3 + п. 4

– Давайте составим метафору, а затем хокку про осенние листочки.

– А теперь, пользуясь алгоритмами, попробуйте сочинить свои хокку.

V. Итог.

– Ребята, составьте метафору к слову “урок”. Как вы думаете, зачем я дала это задание? (для составления хокку про урок).

VI. Домашнее задание.

– Собрать копилку японских трёхстиший, составить другие алгоритмы сочинения хокку (Приложение 2), сочинить свои хокку (Приложение 1).

 

 

Повторение пройденного материала.

Актуализация знаний.

На доске (На доске) – ОБРАЗ

Фронтальная работа.

Показ рисунков дерева и облака.

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

 

На доске – ХОККУ

Басё                Тиё

Памятник Басё в Японии.

 

 

 

Чтение детьми вслух.

 

Чтение детьми про себя, вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание “Лунной сонаты” Л. Бетховена. Релаксация

 

 

 

 

Исследование построения хокку.

На доске – алгоритм составления хокку.

 

 

 

 

 

На доске – алгоритм составления метафоры.

 

Коллективная, индивидуальная работа.

 

Рефлексия – коллективное составление хокку про урок.