Цели:
- Освоение учащимися понятия “образ”, исследование построения хокку.
- Развитие умения, работая по алгоритму, составлять метафоры, хокку.
- Воспитание восприятия чувства прекрасного, чуткого отношения к красоте, интереса к искусству.
Оборудование:
- Карточки со словами.
- Карточки с изображениями облака, дерева.
- СD с сонатой Бетховена.
- Таблица с алгоритмом построения хокку.
- Таблица с алгоритмом построения метафоры.
- Иллюстрации портретов японских поэтов и японской живописи.
Ход урока
I. Оргмомент. II. Актуализация знаний. – Ребята, какие произведения искусства (музыка, живопись, литература) и их авторы (композиторы, художники, поэты) вам особенно запомнились? – Вы перечислили те произведения, которые оставили след в вашей памяти, в вашей душе. По-другому можно сказать, что в душе остался образ стихотворения, картины, музыки. – К нам пришёл волшебник Дели-Давай. Частью чего может быть это дерево, облако? Какие образы вы представляете? – А теперь они объединились, их стало много. Какие образы теперь вы представляете? – А сейчас к нам пришёл волшебник Отставай-Забегай. Каким было это дерево, облако в прошлом, каким станет в будущем? Какие образы вы представляете? – А если придёт волшебник Замри, какими станут дерево и облако? – Наконец, колдует волшебник Отомри. Наши предметы начинают двигаться, меняться. Какими они станут? – У каждого из вас свой образ, потому что мы все разные. – Прочитайте статью на стр. 50. – Что нового узнали об образе? III. 1. Новый материал. – Образ – это след, который в нашей душе оставляет красота. По-особому видели красоту японцы. В своих трёхстишиях, хокку, японские поэты тоже изображали образы, которые вызывали у них различные предметы. (Чтение 1 хокку Басё (1644–1694 гг.) учителем) – Понятен образ? – Какими впечатлениями делится поэт? (Чтение детьми про себя). – Какое видите неожиданное сравнение? С чем сравнивается луна? Почему? (Не с чем-то круглым, существующим в природе, а со срезом только что спиленного дерева) – Совсем недавно красота была скрыта внутри дерева, ведь оно ещё не было спилено. Красота свежая, чистая. Луны тоже не было на небе, и красота её тоже родилась только что, когда луна взошла. – Где луна и где срез спиленного древа? – Создаётся ощущение чуда, когда настолько красиво, что небо и земля поменялись местами. – Как надо читать, чтобы чувствовалось ощущение красоты и чуда, чего-то необыкновенно? – Прочитайте хокку так, чтобы передать эту необыкновенную красоту. III. 2. – Прочитайте второе хокку Басё. (Басё в переводе с японского – банан. Поэт возле своего дома посадил банановое дерево. Считается, что оно дало псевдоним поэту. Банановая пальма неоднократно упоминается в стихах поэта). – Соловей поёт или просто сидит на ветке? Почему? (Ива спит, значит, соловей не поёт). – Поэт рисует картину покоя, тишины, умиротворения природы. В образе соловья скрыта неяркая красота, которая обнаруживает себя только в моменты пения. Только чуткий и внимательный может увидеть эту скромную красоту. Так же и душа – это то, что скрыто от других глаз, обладает тайной красотой. III. 3. – Прочитайте хокку японской поэтессы, ученицы Басё, Тиё (1701–1775 гг). – Почему лирический герой принимает решение взять воды у соседей? (Он не смеет нарушить красоту природы.) Физминуткка (релакскция) – Когда происходят события в хокку? (Ночью.) – Какое музыкальное произведение называется “ночным”? (Ноктюрн, сонната.) – Какое произведение по характеру пересекается с хокку? (“Лунная соната”.) – Послушайте, так ли это? Закройте глаза, лягте на парту. IV.1. Исследование. – Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями хокку. Посмотрите внимательно на эти трёхстишия. Как они построены? 1 строка – Объект. Что делает? Где? Когда? 2 строка – Образ, сравнение, метафора 3 строка – Вывод, отношение автора. Что будет? 1 и 3 строки короче, а 2 – длиннее. IV.2. Практикум. – Теперь вы – поэты. Я предлагаю вам сочинить хокку по алгоритму. Обратите внимание, про какие объекты написаны хокку? (Природные). – Сейчас – осень. Про какие про осенние объекты можно сочинить хокку? (Дождь, гриб, лист.) – Обратитесь к алгоритму. Что сначала нужно составить, прежде, чем писать хокку? (Метафору.) – Давайте вспомним алгоритм составления метафоры: 1. Объект. 2. Что делает? (Функция). 3. Что такое же? (Выполняет ту же функцию). 4. Где? 5. П. 3 + п. 4 – Давайте составим метафору, а затем хокку про осенние листочки. – А теперь, пользуясь алгоритмами, попробуйте сочинить свои хокку. V. Итог. – Ребята, составьте метафору к слову “урок”. Как вы думаете, зачем я дала это задание? (для составления хокку про урок). VI. Домашнее задание. – Собрать копилку японских трёхстиший, составить другие алгоритмы сочинения хокку (Приложение 2), сочинить свои хокку (Приложение 1). |
Повторение пройденного материала. Актуализация знаний. На доске (На доске) – ОБРАЗ Фронтальная работа. Показ рисунков дерева и облака.
Работа по учебнику.
На доске – ХОККУ Басё Тиё Памятник Басё в Японии.
Чтение детьми вслух.
Чтение детьми про себя, вслух.
Прослушивание “Лунной сонаты” Л. Бетховена. Релаксация
Исследование построения хокку. На доске – алгоритм составления хокку.
На доске – алгоритм составления метафоры.
Коллективная, индивидуальная работа.
Рефлексия – коллективное составление хокку про урок.
|