Из опыта организационной модели оперативного управления образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


“Чтобы увидеть что-то новое,
нужно совершить что-то новое.”
Георг Лихтенберг

В современных социокультурных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой – от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления. Направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей школы, но новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, контролю и регулированию всей деятельности. Центральное место в процессе решения многих задач развивающегося менеджмента в школе принадлежит человеку – руководителям школы и учителю. Образно говоря, мы строители– каменщики, по кирпичику создаем здание, название которому – педагогическое управление, в нем не обойтись без новых информационных технологий.

В соответствии с информатизацией образования перед руководителями гимназии встали следующие основные задачи:

– структурирование базовой и текущей информации;

– установление причинно-следственных, корреляционных, функциональных связей в образовательном процессе и системе управления;

– формирование аналитических решений;

– определение результативности деятельности;

– определение степени удовлетворенности участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью;

– обеспечение многовариантности прогнозов;

– оперативная обработка и систематизация информации с заданными параметрами;

– и др.

В аспекте выделенных задач применительно к управлению педагогической деятельностью были определены функции управления гимназии с учетом специфических особенностей как социально-педагогической системы на основе педагогического менеджмента. Что же дает для обновления внутришкольного управления на практике педагогический менеджмент, ориентированный на конечный результат?

Рассмотрим сущность двух функций и определим направление их более эффективной реализации в управлении непосредственно касающихся нашей сегодняшней темы.

1. Информационно-аналитическая как основной инструмент управления.

У руководителей школ возрастает потребность в информации. И очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть максимально полной по своему объему и быть предельно конкретной.

Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо прежде всего определить ее объем, содержание, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Начинать необходимо с создания или преобразования системы информационного обеспечения, там же где такая система функционирует, жизнь заставляет использовать компьютерные технологии. Далее нужно решить, в какой форме эта информация будет храниться и использоваться.

2. Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления

Эта функция должна, как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса вошло в школьную практику.

Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам).

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы учителей, руководителей школы помогает рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин. Именно это позволяет избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы. Исходя из этих положений, мы можем утверждать, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений и навыков и уровня воспитанности учащихся необходима и государственно-общественная экспертиза на основе диагностики.

Качество работы учителя, знаний учащихся, их воспитанности может изучаться и оцениваться с позиций эффективности внутришкольного управления педагогическим процессом на основе комплексно-целевых программ управления качеством. Это направление из опыта японского менеджмента, как оказалось, вполне применимо и к школе.

Именно контроль как технологическая структура с позиций менеджмента в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

В гимназии создана оптимальная система внутришкольного контроля, в основу которой положена организационная модель оперативного управления. Она позволяет ритмично вести контроль в течение всего года, привлекать к работе лучших учителей, своевременно принимать меры по устранению обнаруженных недостатков, владеть полной информацией о развитии и обучении учащихся, о работе учителей.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся, качество условий и образовательного процесса. Один из показателей оценки качества образовательного процесса – его результативность. Критерии возможно определять различным образом, однако общепринятым является четвертной и годовой результат качества обученности по предмету. Диагностика этих данных – предмет глубокого и серьезного анализа, целью которого является корректировка работы педагогического коллектива над повышением качества обученности и воспитанности учащихся, формирование программы дальнейших действий администрации, методических объединений, социальной и психологической служб гимназии.

В нашей гимназии, наверно, как и в других образовательных учреждениях, используется форма почетвертного отчета учителя в виде таблицы:

img1.gif (20739 bytes)

Каждый преподаватель по окончании четверти дополняет форму по своим классам, после чего данные поступают в работу к завучам. В поле зрения заместителя директора попадают малейшие изменения на основании которых строится дальнейшая работа. Обработка данных проходит с помощью электронных таблиц Excel-это чрезвычайно мощная программа, позволяющая достигать нужного результата различными способами. Вооружившись несколькими математическими операторами и правилами ввода значений в ячейки, можно превратить рабочий лист в мощный программируемый калькулятор. Excel имеет несколько сотен встроенных функций – это специальные, заранее созданные формулы, выполняющие широкий спектр различных вычислений, которые позволяют легко и быстро производить статистический анализ. С помощью Excel можно создавать диаграммы, гистограммы и графики для данных рабочего листа.

Пятибалльная система оценки может не самый объективный показатель, но анализ этих результатов является очень интересным и информативным.

Динамика качества обученности анализируется и вместе с преподавателем выявляются причины возникшей картины. Ведь из всех участников образовательного процесса именно учитель является тем самым звеном, в котором окончательно концентрируются все проблемы, все требования, все достижения и ошибки. Данная работа администрации направлена на перестройку концептуальных подходов учителя к анализу, планированию и оценке собственной профессиональной деятельности. Рекомендации относятся к работе учителя на уроках, использованию различных форм и методов индивидуально к каждому классу.

При проблемах психологического и дисциплинарного порядка подключаются социальная и психологическая службы гимназии, конечно в плотном взаимодействии с классным руководителем.

Особое внимание к классам с нестабильными показателями качества обученности. По опыту работы именно в этих классах есть скрытый потенциал и наша задача – не потерять этих детей и совместно с учителем-предметником и классным руководителем задать направляющий вектор их развития.

Обязательно результаты данного этапа анализа соотносятся с анализом по прохождению программ, поскольку не редки случаи отрицательных динамических явлений связаных со стабильностью прохождения программы, а точнее не стабильностью вследствие болезни учителя или других причин. Любая информация, поступающая к завучам, должна быть оперативно проанализирована и использована в дальнейшей работе.

Этапы аналитической деятельности школьной администрации.

1 этап: анализ качества обучения по классам одного преподавателя.

На этом этапе аналитические выводы представляют председателям школьных методических объединений.

Направление деятельности: индивидуальная работа с преподавателем (посещение уроков, методическое сопровождение, административная диагностика уровня ЗУН).

Цель: дополнить открытую модель управленческих компетенций учителя специальными диагностическими материалами, которые позволят учителю осуществлять целенаправленный профессиональный самоанализ своих успехов и неудач.

Рекомендации по корректировке работы внутри методических объединений возможны следующие:

  1. Взаимопосещение уроков, особенно классов с критическим КО по предмету;
  2. Представление учителем на заседаниях форм и методов работы с детьми, обладающими повышенной мотивацией к обучению;
  3. Организация дополнительных внеурочных мероприятий по предмету;
  4. Контроль председателя объединения за работой учителя со школьной документацией (контрольными, лабораторными, практическими, рабочими тетрадями).

2 этап: анализ качества обучения по предмету во всех классах.

Сводная таблица по предмету, где учитывают все классы, позволяет просчитать среднее качество обученности учащихся гимназии, уровень каждого класса на общем фоне обученности по предмету, позволяет проследить динамику процесса обучения, своевременно скорректировать направление деятельности преподавателя, оказать необходимую методическую помощь.

Направление деятельности: совместная работа с методическими объединениями гимназии (взаимопосещение уроков, планы работы со слабоуспевающими учащимися, планы работы с одаренными детьми, контроль за ведением школьной документации, методическое сопровождение, внеурочная предметная деятельность).

Цель: совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

Обобщение и анализ результатов диагностики позволяет выявить противоречия и проблемы, обнаружить негативные и позитивные тенденции, прогнозировать их дальнейшее развитие.

3 этап: анализ качества обучения по всем предметам одного класса.

Не мене важно сводить результаты качества обученности по всем предметам одного класса. Это позволяет выявить профильную направленность класса, отслеживать динамику этого процесса в течение нескольких лет, и в перспективе определяет корректировку учебного плана гимназии и подбор дополнительных курсов по выбору или элективов.

Направление деятельности: совместная работа с классным руководителем, социальной и психологической службами гимназии (индивидуальная работа с учащимися и родителями, психолого-педагогическое сопровождение учащихся, социальный внутришкольный контроль).

Цель: внесение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям и подросткам “открывать” себя в различных видах деятельности, помочь подростку подойти к самостоятельному разрешению возникающих проблем.

Анализ качества обученности по классам позволяет выстраивать рейтинг обученности классов по четвертям в течение учебного года. Такой подход помогает выявить проблемные классы, скорректировать методический подход в обучении, развивает дух соревнования среди ученических коллективов, способствует сплочению учащихся класса для достижения наилучших результатов в обучении. Обобщение и анализ результатов диагностики позволяет принимать оперативные управленческие решения, уточнять задачи, корректировать намеченную деятельность, определять задачи на будущий учебный год. Несоответствие в полученных величинах ведет к более пристальному вниманию к классам, учителям.

4 этап: анализ качества обучения по всем предметам во всех классах.

Направление деятельности: корректировка планов работы гимназии (корректировка профильной направленности, составление учебного плана, основываясь на социальном заказе и заинтересованности учащихся, планирование работы гимназии, на основе реально существующей мотивации учащихся).

Цель: достижение наилучших результатов образовательного процесса, задаваемых от общества к его участникам: ученикам, учителям, администраторам.

Известно, что без осуществления постоянной обратной связи процесс управления малоэффективен, уровень принимаемых решений недостаточно высок, реализация ряда управленческий задач крайне затруднена.

 

Формируется действенная система мониторинга состояния образовательной среды. Она включает в себя стартовую (в начале учебного года), промежуточную (в течение учебного года и по четвертям) и итоговую (в конце учебного года) диагностику уровня общеучебных  знаний, умений и навыков учащихся по предметам обучения. Их готовности к продолжению образования и самоопределению.

Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатом обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных Стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся. Таким образом, система аналитической работы завучей по состоянию качества обученности проходит этапами и каждый этап имеет свое направление деятельности. И вся эта работа построена на одной таблице данных, заполняемой учителем по четвертным отметкам. Данный вид деятельности практикуется в гимназии уже третий год. Задействованы все службы гимназии и все уровни управления образовательным процессом. Результатом служит не только взаимопонимание в коллективе, но и заинтересованность основной массы учителей в аналитических выводах, корректировка индивидуальной педагогической деятельности, потребность в обсуждении возникших трудностей и желание конструктивных перемен для получения значимых сдвигов в качестве учебного процесса.

Литература

  1. Управление школой по результатам. Третьяков П.И. – Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа,1998 г.
  2. Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования. Маскин В.В., Меркулова Т.К., Петренко А.А. – М.: Аркти, 2007 г.
  3. Менеджмент в управлении школой. Под редакцией Шамановой Т.И. – М.,1992 г.
  4. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. Галеева Н.Л. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007 г.
  5. Мониторинг в образовании. Майоров А.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2005 г.