Математика. 4-й класс. (Авторы М.И. Моро, М.А. Бантова и др.)
Цели:
- Познакомить учащихся с приёмом письменного сложения и вычитания величин.
- Закрепить навыки устных и письменных вычислений, умения решать задачи.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Устный счёт.
1). На доске таблица:
c | 773 | 94 | 328 | |
73 | 19 | 620 | ||
c – d | 0 | 320 |
a | 57 | 825 | 0 | 650 |
b | 175 | 50 | ||
a + b | 64 | 329 |
– Что неизвестно? как найти?
2). Работа с величинами:
1 ч. 15 мин. = мин. | 13 ц 26 кг = кг | 2 ч. 30 мин. = мин. |
3 мин. 19 сек. = сек. | 4 м 65 см = см | 124 м 45 см = см |
(На доске карточки с ответами, выбрать карточку с правильным ответом.)
3).И сегодня задача – шутка, только на одну минутку.
– Пожарных учат надевать спец. штаны за 3сек. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1мин? (20). А за 5 мин? (100)
3. Работа над новым материалом
1. Найти значение выражений.
6 кг + 800 г =
1 час. + 20 мин. =
(Запись на доске и в тетради с комментированием.)
2. Как найти значение выражений такого вида:
1 ч 20 мин. + 55 мин. =
12 ц 36 кг – 7 ц 78 кг =
– Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений? (Варианты ответов.)
– Применяем алгоритм или схему решения: (На доске.)
Заменю крупные единицы мелкими. Выполню действия. Заменю мелкие единицы крупными. |
4. Физкультминутка
124 м 75 см + 39 м 85 см = 124 м 75 с = 12475 см 39 м 85 см = 3985 см _ 12475 |
– Можно ли сразу вычислить значения выражения? – Нет. – Почему? Что нужно сделать? – Использовать алгоритм решения. |
5) №332. 333. – у доски с подробным объяснением.
5. Решение задачи
1) № 335. – составление программы решения.
(Обратить внимание, что все величины приводятся к наименьшей единице.)
Длительность видеокассеты – 210 мин.
I фильм – 1 ч.38 мин.
II фильм – 1ч.27мин.
Можно ли записать ещё фильм длительностью 23 мин? (Составить программу решения.)
1 ч. 27 мин. = 87 мин.
1 ч. 38 мин. – 98 мин.
87 + 98 = 185 (мин).
210 – 185 = 25 (мин).
25 > 23
Ответ: записать можно.
2) № 337
Анализ задачи, чертёж на доске.
– Какие фигуры на чертеже?
– Что нужно найти?
– Можем ли мы найти периметр треугольника? Как?
– А площадь? Кто догадался, как найти площадь?
(Объяснение на доске по чертежу.)
3) № 334 – составить план, сам – но решить (объяснение дом. зад.)
1) 120 – 77 = 43 (в) – 3 состав.
2) 120 – 70 = 50 (в) – 1 состав.
3) 43 + 50 = 93 (в) – в 3 и 1 составах вместе.
4) 120 – 93 = 27 (в) – во втором составе.
Ответ:
6. Итог урока
Чему научились на уроке?
7. Домашнее задание
№ 334, 336.
Математика. 3-й класс (Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова и др.)
Тема. “Письменная нумерация чисел в пределах 1000” (с.42)
Цель. Закрепить умение читать и записывать трёхзначные числа; просчитывая по одному, получая следующее число при счёте.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели урока
II. Устный счёт
1. Найди лишнее выражение (с.42, на полях).
2. Заполни магический квадрат (с.42).
1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 1 |
3 | 1 | 2 |
3. На сколько 700 > 500?
4. Начиная с числа 128, называйте числа, каждое из которых на 1 сотню больше предыдущего (228, 328, 428, 528, 628 и т.д.).
5. К трёхзначному числу прибавили 1 и получили четырёхзначное число. Какое это трёхзначное и четырёхзначное числа? (999 и 1000)
6. Выполни действия («быстрые примеры»).
6 • 8 : 4 : 12 • 9 • 3 = (27)
48 : 2 : 4 • 7 : 6 : 7 = (1)
7. Логическая задача.
5 детей собрали 2 банки орехов и ещё полбанки. Как им эти орехи разделить поровну? Сколько получит каждый? (Ответ: каждый получит по полбанки).
8. Индивидуальная работа
48 : х = 6 | 48 – х = 6 | х + 2 = 20 |
х : 2 = 9 | х : 2 = 18 |
(Ответы записаны вразбивку на доске, закрыты.)
Ученики записывают ответ в строку, не решая.
Проверка: ответы открываются – 18, 8, 42, 18, 36.
III. Новый материал
Упр. № 1, с. 42 – устно.
Упр. № 2–3,– сам, но с проверкой.
Упр. № 4
Вспомните, сколько см2 в одном дм2. (1 дм = 10 см, значит в 1дм2 – 100 см2).
IV. Закрепление нумерации до 1000
а) Назовите числа через один от 412, до 424, от 524 до 532.
б) Назовите число через один в обратном порядке от 928 до928.
в) Какое число предшествует числу 112, 120?
VI. Закрепление пройденного материала
1. № 6, с. 42 – по рядам.
– Сначала заслушиваются варианты учеников, затем каждый решает свою задачу, например:
а).12 • 4 + 8 • 4 =
В магазин привезли 4ящика яблок по 12 кг в каждом и столько же ящиков груш по 8 кг. Сколько фруктов привезли в магазин?
б).(7 + 3) • 5 =
Засолили 7 банок огурцов и 3 банки помидор по 5кг в каждой. Сколько килограммов овощей засолили?
в). 23 • 3 + 11 • 2 =
На экскурсию поехало в трёх больших автобусах по 23 человека и в двух маленьких по 11 человек. Сколько человек поехало на экскурсию?
2. Упр. № 9 (1).
– Прочитать задачу, что известно? Что неизвестно?
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Как найти площадь квадрата? Периметр?
НА доске – запись краткого условия.
Сторона 1 квадрата – 3 см
Сторона 2 квадрата – ? в 3раза больше.
Во сколько раз площадь 2кв›площади 1кв?
Во ? раз Р II кв. > Р I кв7
Решение:
1) 3 • 3 = 9 (см2) – площадь I квадрата.
2) 9 • 9 = 81(см2) –площадь II кв.
3) 81 : 9 = 9 (раз).
Ответ: в 9 раз площадь второго квадрата больше площади первого.
3) .№ 9 (2).
Решение:
1) 3 • 4 = 12 (см) – периметр 1кв.
2) 9 • 4 = 36 (см) – периметр 2 кв.
3) 36 : 12 = 3 (раза).
Ответ: в 3 раза периметр 2 квадрата больше периметра первого.
Итог урока
Чему учились на уроке? Что особенно понравилось?
Оценки за урок.
Домашнее задание
Упр. № 5, 8 (с. 42).
Русский язык, 3-й класс (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Тема. “Неопределённая форма глагола”
Цель. Закрепить правописание Ь у глаголов неопределённой формы.
I. Словарная работа
1) Записать глаголы в неопределённой форме, однокоренные данным именам существительным.
Подчеркнуть безударные гласные в корне. Какие глаголы надо запомнить, а какие можно проверить?
Подчеркнуть ь на конце глаголов.
На доске | Запись учащихся |
Мечта барабан сочинение мороз |
Мечтать барабанить сочинять морозить |
2).Звукобуквенный разбор.
Меч\та – [мэчта ] – 2сл., 5б., 5зв.
II. Повторение изученного
Составление рассказа о глаголе по схеме (схема на доске).
Глагол
Неопределённая форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
что делать? -ТЬ-, что сделать? -ТЬ-, -ТИ- суффиксы |
род (един. число) число. -Л- суффикс |
число: ед. и мн. | число: ед. и мн. |
– Привести примеры, подтверждающие, что глаголы изменяются по числам и по временам; в прошедшем времени – по родам.
Ш. Сообщение темы урока
– Будем упражняться в правописании глаголов неопределённой формы.
IV. Тренировочные упражнения:
1) Найти «четвёртый лишний» глагол.
Упр. № 372 – под руководством учителя.
Образец: что делать? – играть, гулять, петь – н.ф. (выделить суффиксы – а-, -ть-, -я, -ть-.)
2) Упр. 373 – по памяти.
а) Чтение про себя, а потом вслух.
б) Беседа о лексическом значении глаголов.
(Веять – дуть, обдувать, дуновением; маяться – томиться, мучиться.)
Физкультминутка
в) Повторное чтение, запоминание.
(Во всех этих глаголах перед -ть- пишется суффикс -я-).
г) Письмо по памяти, графически обозначить -я-, -ть-, ).
3)Образование неопределённой формы.
Упр. № 374 – комментированная запись.
– Как записали беречь, испечь? (после ч мягкий знак).
Вывод с. 249.
Это орфограмма? Почему?
(Да, т.к. это написание по правилу.)
Звук [ч] мягкий, и мягкий знак в этих словах НЕ указывает на мягкость согласного, не играет роль разделительного, а указывает на неопределённую форму глагола. Это грамматическая роль ь.
– Откуда же взялся ь знак после ч?
(Это наследство древнерусской орфографии.)
– А в глаголах с суффиксами -ть- – ь знак служит для …(обозначения мягкости согласного [т] на письме. Это тоже орфограмма.
V. Работа над правилом
Чтение правила про себя и вслух.
Ответы на вопросы:
У глаголов какой формы после буквы ч пишется ь? (Примеры.)
– Как обозначена орфограмма?
– Какое условие выбора? (наличие шипящего звука и буквы ч).
VI. Первичное закрепление
На доске: уж (сущ.), речь (сущ.), ёж (сущ.), стричь (гл., н.ф., что делать?), печь ( гл., н.ф., что делать?), течь (сущ.), течь (гл., н.ф., что делать?)
– Чем интересны слова течь, печь? (разные части речи; это может быть имя сущ. ж.р., и глагол в н.ф. Они одинаково пишутся и произносятся.)
– Составить предложения, где слово течь, печь было бы сущ.; глаголом.
Образец:
Печник сложил новую печь (сущ.).
Мама будет печь (гл., н.ф.) пироги.
Корабль дал течь (сущ.).
«Вода устала петь, устала течь…(гл., н.ф.)» (Д.
Самойлов)
VI. Домашняя работа
Упр. № 376 – самостоятельно.
VII. Итог урока
С какой орфограммой познакомились?
Домашнее задание
Упр. № 3, правило, звукобуквенный разбор «СТРИЧЬ» в тетради.