Задачи урока:
Расширять представление учащихся о родном
крае, о декоративно-прикладном искусстве. Учить
детей работать с разными источниками знаний,
расширять словарный запас учащихся,
Воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопонимание, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей,
Давать адекватную оценку полученным результатам.
Оборудование:
- Творческие проекты.
- Костюмы для сценок.
- Карта Читинской области.
- Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
- Картина “Золотая осень” Левитана.
- Картины читинского художника Селиванова.
- Видео ролик песни о Чите в исполнении ансамбля “Забайкалье”.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока. Постановка задач.
Три месяца мы делали творческие проекты на тему “Родное Забайкалье”. Сегодня наступил долгожданный момент.
- Тема урока: Защита творческих проектов.
2. Беседа.
Мы с вами живём в прекрасном крае, в красивом городе. Вот уже полтора столетия Читу называют столицей Забайкалья. Город был основан во второй половине XVII века казаками – первопроходцами во главе с Петром Бекетовым.
Большое влияние на развитие и становление Читы в культурном и экономиическом плане оказали отбывавшие здесь в 1826 году каторгу декабристы. Их заботами были открыты первая школа, аптека, магазин…. Декабрист Фаленберг составил план
Читы, по которому строился наш город.
На развитие нашего Забайкальского края повлияло проведение через его территорию Великой Сибирской магистрали.
В 1937 году образовалась Читинская область, Чита стала её центром. В настоящее время в Чите проживает более 300 тысяч человек. Это развитый промышленный, научный и культурный центр области.
На сценических площадках выступают профессиональные коллективы, широко известные не только в нашей стране, но за рубежом. Какие вы знаете коллективы?
(“Забайкальские казаки”, “Забайкальские самоцветы”, ансамбль народных инструментов имени Будашкина)
В репертуаре коллективов есть народные песни, а также песни, которые прославляют наш забайкальский край.
(Звучит песня о Чите.)
Вот карта Читинской области. А вот Агинский автономный округ. В 2008 году к Читинской области присоединился Агинский автономный округ. Забайкальский край - так теперь называться наша малая родина.
Природа Забайкалья разнообразна. Представь, что ты летишь на самолёте с севера на юг над территорией Читинской области. Прежде всего ты увидишь, что северная часть нашего края занята лесами. Эти леса – часть сибирской тайги – самого большого леса на Земле.
Но чем дальше самолёт летит на юг, тем чаще тебе будут встречаться пространства, на которых растут только травы и низкие кустарники. Эти сухие открытые пространства называют степью.
Есть ещё одна важная особенность, на которую мы бы обратили внимание во время нашего полёта. Почти всюду мы увидели бы горы, тянувшиеся как будто рядами в виде длинных цепочек. Такие скопления гор называются горными хребтами.
Иногда горы бывают высокими и обрывистыми. Самые скалистые горы в нашей области можно встретить на севере. Южнее горы не такие высокие. Обычно они до самой вершины покрыты лесом или степью. Такие горы забайкальцы называют сопками.
Природа Забайкалья красива во все времена года. Мне приятно, что вы умеете ценить красивое. Проекты, которые вы создали разные. Но есть проекты, на которых запечатлена красота родной природы.
3. Защита проектов.
- Итак, защищаем проекты о природе.
1) Защита проектов на тему “Природа Забайкалья”.
Наша группа сделала несколько панно на тему “Природа Забайкалья”.
Первую работу мы назвали “На закате”. Панно выполнено по технологии: мозаичная работа из пластилиновых шариков. Второй работе мы дали название “Забайкальская осень”, в ней показали красоту природы. Наша группа применила технологию: мозаичная работа из кристалликов морской соли.
(Дети исполняют песню “Осень в Чите”)
Учитель: Осень! Прекрасное время года.
Красота природы отражается в творчестве многих художников.
- Кто автор этой картины? Как она называется?
(Перед вами картина “Золотая осень”, автор – Левитан)
- Давайте мысленно перенесёмся в эту картину. Представьте, что вы оказались в этом золотистом лесу, вы ходите по лесным тропинкам, собираете букет из осенних листьев, дышите свежим запахом, наполненным запахом сухих листьев…
(Звучит музыка Чайковского “Осень” из произведения “Времена года”.)
- А сейчас я хочу вас познакомить с другими картинами.
Вот картина “Осень”, на которой художник изобразил реку Читинку. Эту картину написал художник Селиванов Владилен Владимирович, наш земляк. Живёт он в Чите и пишет пейзажи, прославляя красоту родной природы. С детства, как и многие из вас, увлекался рисованием, занимался в художественной школе, закончил с отличием Московский народный университет искусств.
Это тоже река Читинка. Картина так и называется “На берегу реки Читинка”.
Красивы забайкальские леса весной, когда цветёт багульник. Художник пишет картину “Тропинка в май”, “Забайкальская весна”.
Удивительны, красивы деревья, когда они покрыты инеем. Вот картина природы, отражающая это явление. Свою картину художник так и назвал “Иней”. Красива природа на встрече осени и зимы, когда ещё на деревьях остались жёлтые листья, и выпал снег. Владилен Владимирович написал и такой пейзаж, который назвал “Ранний снег”.
Творчество художника разнообразно. Он пишет и портреты и натюрморты. С творчеством художника мы продолжим знакомство на уроках изобразительного искусства.
Защита проекта на тему “Цветы Забайкалья”.
Наш проект называется “Цветы Забайкалья”.
Природа Забайкалья богата и растениями и животными. Но, к сожалению многие растения и животные стали редкими, они оказались под угрозой исчезновения. В Забайкалье создана отдельная Красная книга. Она называется Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Эта книга состоит из двух томов, первый из которых посвящён животным, а второй – растениям и грибам.
Примерами могут быть амурский тигр и даурский журавль, речная выдра и змея, узорчатый полоз, дзерены. В красную книгу попали ландыши, кувшинки…
Цветы привлекают внимание каждого. Не торопись их сорвать. Растения быстро завянут и погибнут. Часто люди выбрасывают их, ещё не успев выйти из леса. Гораздо добрее поступает тот, кто лишь любуется цветами, старается их нарисовать или сфотографировать. Вот и наш букет мы сделали по своим впечатлениям. Так люди не разрушают красоту, а создают её вновь.
2) Защита проектов на тему “Родное село”.
- Наша группа выполнила панно из соломы. Первой работе дали название “Ванюша – пастушок”. Вторую работу мы озаглавили “На берегу Ингоды”.
- А сейчас мы покажем сценку “На рыбалке”.
(На берегу Ингоды дед с внуком, рыбачат.)
- Деда, что-то рыба не клюёт!
- А почему не клюёт?
- Да, внучек! Не клюёт! А вот 50 лет назад я бывало за час вылавливал ведро рыбы.
- А почему рыбы стало мало?
- Так загрязнили речку-то! Кидают в воду всякий мусор: и бутылки, и консервные банки.
И ковры стирают в реке, и машины моют. Рыба и погибает! Да и есть то такую рыбу не безопасно!
- А делать- то что? Как рыбу спасти?
- Беречь природу надо!
- А теперь послушайте стихотворение на эту же тему.
Сварил
я нельму. И ухи глоток –
Роскошной, жирной – с жадностью отведал.
И, поперхнувшись, говорить не мог,
Как будто друг меня внезапно предал.
Обманутый несчастный аппетит
Смутился, растерялся, заметался,
И перед ним, испытывая стыд,
Его я уговаривать пытался:
А ну давай попробуем другой
Кусочек! Погляди, какое чудо!..
Но запах нефти в рыбе дорогой,
А также вкус – присутствовали всюду.
Лизало пламя донце котелка,
А я корил свою родную реку:
- Ты это что ж, кормилица река,
Подсунула сегодня человеку?
А впрочем, я ведь знаю: ты сама
Хоть чем-нибудь виновна здесь едва ли
То люди от великого ума
Самим себе беду наколдовали.
Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли
Спустили в реку чёрные потоки.
Неужто может впрямь прийти пора
И вкуса не узнают наши внуки
Не только нельмы или осетра,
Но даже и простой зубастой щуки?
Вода молчит. И рыбы в ней - молчат.
И солнце с высоты не скажет слова.
Молчит листва, глотая синий чад
А вместе молят грозно и сурово:
- Мы, человек, друзья, а не враги!
Ты свой процесс всего дороже ценишь.
Но всё-таки и нас побереги.
Ведь нас ничем на свете не заменишь.
Преследуя возвышенную цель
Твори, дерзай смелее год от года,
Но сохраняй живого колыбель
Текучую, смеющуюся воду…
И к тем словам прислушивался я
И размышлял тревожно и серьёзно:
Вот в этом направлении, друзья,
Давайте колдовать, пока не поздно!
- Нам надо стараться беречь и охранять всё живое
везде и всюду.
3) У каждого народа есть свои народные сказки.
- Какие вы знаете русские народные сказки?
- В нашей Читинской области есть свои народные сказки.
Следующие проекты посвящены забайкальским народным сказкам.
А) Мы слепили из глины героев сказки “Змея и муравей”.
А назвали свой проект “Утиная семья”. Послушайте сказку!
В траве подле озера высиживала уточка птенцов. Подползла змея, обвила гнездо и хотела укусить утку. Утка взмахнула крыльями, вылетела из гнезда и села на воду. Змея поплыла за ней. Утка опять взлетела, покружилась над озером, села на прибрежный камень и в страхе оглянулась. Увидел её муравей.
- Что с тобой? Ты такая перепуганная!
- От змеи не знаю куда спрятаться!
- Не печалься, я тебе помогу!
Удивилась утка:
- Не видела я никогда, чтобы змея маленького муравья боялась.
Муравья уже не было. Пришёл он в муравейник и рассказал муравьям о злой змее и перепуганной утке. Все муравьи поднялись и пошли войной на змею. Нашли её и начали щипать со всех сторон. Заметалась змея, извивается, как на огне шипит:
- Я ни одного муравья не обидела! Отстаньте от меня!
- А разве утка тебя когда-нибудь обижала? – засмеялись муравьи.
Змея замолчала. Муравьи стали ещё сильнее её кусать.
Вот почему змеи боятся муравьёв.
Уточка вывела птенцов, а когда они подросли, научила их плавать.
Б) Композицию из глины мы назвали “Лиса и рысь”. Предлагаем вашему вниманию маленький спектакль.
Идёт лиса по бережку, а навстречу ей рысь.
- Здравствуй, лиса! – говорит рысь.
- Здравствуй, рысь!
- Ой, какая у тебя шкура красивая! Что ты делаешь, чтобы быть такой красивой?
- Ничего особенного. Ты тоже можешь так делать.
- Как же? Научи.
- Научу, научу, - ответила лиса. И смеётся про себя. – Вон видишь наледь. Беги туда и ляг.
Пролежишь день и ночь и красавицей станешь.
Обрадовалась рысь. Легла на наледь. Лежит, мёрзнет.
- Ой, лиса, лиса! Не могу больше…
- Терпи, терпи!
Не утерпела рысь. Вскочила на ноги. Хочет бежать, оторваться не может. Хвост примёрз. Рванулась рысь изо всех сил. Оторвала хвост. Так без хвоста и убежала.
С тех пор и пошли все рыси бесхвостые.
В) Нашу композицию из глины мы назвали “Длинноухие трусишки”. Мы слепили героев сказки “Зайцы”. Послушайте сказку.
В давно-давние времена зайцы всех боялись: летающих по небу птиц, ходящих по земле зверей, даже перед серыми мышами дрожали в страхе. Заплакали с горя зайцы.
- Нет на свете зверя пугливее нас. Пойдём утопимся в быстрой реке или сгорим в огне…
Побежали зайцы умирать. Выскочили из кустов, слышат, кто-то испугался их и бросился в сторону. Зашумели сухие листья.
Видят зайцы: бегут от них перепуганные овцы. Обрадовались:
- Ага, есть звери пугливее нас!
И от радости так расхохотались, что верхняя губа у них лопнула. Вот и стали зайцы с раздвоенной губой.
В лесах забайкальского края много зайцев. Наиболее распространены заяц-беляк и заяц-русак. Оба летом буро-сероватого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет окраску меха на чисто белую.
Зайцы днём спят, а ночью выходят на кормёжку. Любимым лакомством зайцев является трава. Зимой они питаются корой деревьев. Чаще всего зайцы грызут молодые осин-ки, берёзки, бегают на берег реки, чтобы полакомиться мягкой корой ивы.
Зайцы легко передвигаются по глубокому снегу. Их ноги к зиме обрастают шерстью, даже между пальцами вырастает мохнатая шерсть. Зайцам тепло, да и удержаться на снегу легче: нога становится шире, как будто зайцы надели лыжи. Заяц-беляк живёт в лесу, а заяц-русак – в полях и степях.
У зайцев много врагов: охотники, лисицы, волки, собаки, орлы, совы. Но пуще всего зайцы боятся рыси. Спасает зайцев их способность быстро бегать. Они могут пробежать за час 70 км в час.
Однако заячье племя довольно живучее. Зайчишка приносит 3–4 помёта в год от 3 до 10 детёнышей в каждом.
- А сейчас мы представим работу, которую мы создавали примерно 20 астрономических часов. Слово творческой группе.
- Наша композиция называется “Мотивы Севера”. Свою работу мы сделали из пластилиновых шариков, применяя мозаичную технологию.
- Наш герой – северянин приручает дикого оленя. Вокруг лесистые сопки, богатые тучными ягодниками и таёжным зверьём. Рукой подать до нерестовых лососевых речек, горячих источников.
Олень для северянина – всё: и мясо, и молоко, и одежда, и обувь. А в рогах оленя содержится лекарственное вещество. Выходит, что олень ещё и лечит северянина. Питается олень ягелем, он растёт только в экологически чистой зоне.
Сейчас северный городок утопает в снегах. Зима здесь долгая и очень снежная.
Дома, бывает, заметает по самую крышу. И поэтому двери в них открываются вовнутрь, а то вдруг из дома не выйдешь.
Нет народа, который не занимался бы художественным творчеством. Северяне
занимаются древним искусством – набивкой чучел и обработкой шкур зверей и птиц. Они делают мозаичные коврики из оленьего меха, маски, занимаются резьбой по кости. Очень красивы аппликации, сделанные из кожи и меха.
4. Подведение итогов.
Итак, обо всех проектах вы рассказали. Спасибо за работу!
Композиции были выполнены с большой любовью. Да это и не удивительно! Каждый человек любит свою малую родину.
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы родиной зовём.
Исполняется песня о нашем крае.
Наш Забайкальский край
Наш дом – храните, люди.
Сейчас мы в нём живём,
Потомки жить в нём будут.
В нём радость и любовь
Пропишутся навечно.
Нам вместе в дружбе жить
Надёжно и сердечно.
Друга понимать
Всегда должны соседи.
Друг другу помогать
Всегда должны соседи.
Мы трудности тогда
Любые одолеем.
Мы многое смогли
И многое сумеем.