Урок литературного чтения в 4-м классе по программе "Школа России". П.П. Ершов. "Конек-горбунок". Составление портрета главного героя

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить работу над творчеством писателя и содержанием сказки “Конёк- горбунок”, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения, чтения “цепочкой”, “парами”.
  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, творческое мышление.
  • Воспитывать доброе отношение к людям.

Оборудование: скороговорка, записанная на доске, иллюстрация, учебник “Родная речь”.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постанов темы и цели урока.

Скачет лошадь непростая,
Чудо- грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк.

- О ком это стихотворение? Как называется произведение, отрывок из которого вы услышали, кто его автор?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Верно. Мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова “ Конёк-горбунок”, будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев.

  1. Актуализация знаний.
  1. Повторение сведений об авторе.
  • Где и когда родился Пётр Петрович Ершов? (Он родился 21 февраля 1815года в семье капитана-исправника в селе Берёзове (ныне Ершово) Тобольской губернии.
  • Где учился автор? (Учился он в Берёзове - в уездном училище, затем в Тобольской гимназии и Петербургском университете.)
  • Почему его называют “автором одного произведения”?
  • Как творчество А.С. Пушкина отразилось на творческую деятельность Ершова?
  • Что о Ершове ещё можете добавить?

Семья Ершовых часто переезжала с места на место в связи со служебными перемещениями главы семейства. Ещё мальчиком Ершов побывал в Петропавловске, Омске, Тобольске. Везде, где бы ни был, он любил слушать сказки. Известность и славу принесла ему сказка “Конёк-горбунок”. В течение всей своей жизни П.П.Ершов мечтал создать сказочную эпопею из десяти томов и множества книжек, но осуществить этот замысел ему не удалось”.

  1. Работа над логическим ударением.

Чтение скороговорки.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Прочитайте:

  • Кто бежит по шесточку?
  • Что делает лиса?
  • Где бежит лиса?
  • Читаем скороговорку вначале тихо, затем громко, далее медленно и потом быстро.
  1. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям стр.41-49.

Представьте, что вы сказочники и рассказываете эту сказку малышам.

Распределение ролей:

  • автор,
  • старший сын,
  • средний сын,
  • младший сын,
  • отец,
  • кобылица.

После чтения отрывка, дети-слушатели оценивают работу читающих детей.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Сравнение характеров братьев. Беседа.
  • Можно ли эту сказку назвать народной? Почему?
  • Какие русские народные сказки схожи с ней? Чем? (Три брата. Схожи троекратным повторением – по 3 утренней зари, через три дня и так далее)
  • Что в сказке говорится о братьях?
  • Как каждый раскрывается в своих поступках?
  • Чем схожи характеры старших братьев?
  • Чем отличается от них Иван?
  1. Выборочное чтение.
  • Как ты считаешь, почему Ивану повезло, и он стал хозяином чудесных коней?
  • Как это объяснили старшие братья?
  • Что они решили сделать?
  • Какие качества проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней Ивана?
  1. Чтение цепочкой.
  • Как поступил Иван, обнаружив пропажу? (стр.52 - 54)
  • Какие качества Ивана можно выделить по этим поступкам?
  1. Физкультминутка.

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

  1. Закрепление изученного.
  1. “Фотографирование”.

Показываю иллюстрацию к этой сказке.

  • “Схватите”. Что запомнили?
  • Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Чтение отрывка. Обсуждение прочитанного.

  1. Чтение парами.
  • Как повёл себя Иван при встрече с царём? (стр.58-60)
  • Так ли он глуп?
  1. Обобщение.
  • Какие же черты присущи главному герою? (Наивность и лукавство, лень и труд, здравый смысл и глупость.)
  • Кто из вас читал всю сказку?
  • Что наделал Иван?
  • Чем закончилась сказка?
  • Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок взяли вы для себя из этой сказки? (Сказка учит любви, добру, взаимопомощи.)
  1. Итог урока.

Эта сказка уникальная, вместе со сказками А.С. Пушкина образует целый мир: “Там русский дух, там Русью пахнет”.

  1. Домашнее задание.

Выучить понравившийся отрывок из сказки, по желанию нарисовать рисунок к этому отрывку.