Цели урока:
- Продолжить работу над творчеством писателя и содержанием сказки “Конёк- горбунок”, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения, чтения “цепочкой”, “парами”.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, творческое мышление.
- Воспитывать доброе отношение к людям.
Оборудование: скороговорка, записанная на доске, иллюстрация, учебник “Родная речь”.
Ход урока
- Организационный момент.
- Постанов темы и цели урока.
Скачет лошадь непростая,
Чудо- грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конёк.
- О ком это стихотворение? Как называется произведение, отрывок из которого вы услышали, кто его автор?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
- Верно. Мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова “ Конёк-горбунок”, будем учиться читать эмоционально, передавая голосом характер героев.
- Актуализация знаний.
- Повторение сведений об авторе.
- Где и когда родился Пётр Петрович Ершов? (Он родился 21 февраля 1815года в семье капитана-исправника в селе Берёзове (ныне Ершово) Тобольской губернии.
- Где учился автор? (Учился он в Берёзове - в уездном училище, затем в Тобольской гимназии и Петербургском университете.)
- Почему его называют “автором одного произведения”?
- Как творчество А.С. Пушкина отразилось на творческую деятельность Ершова?
- Что о Ершове ещё можете добавить?
Семья Ершовых часто переезжала с места на место в связи со служебными перемещениями главы семейства. Ещё мальчиком Ершов побывал в Петропавловске, Омске, Тобольске. Везде, где бы ни был, он любил слушать сказки. Известность и славу принесла ему сказка “Конёк-горбунок”. В течение всей своей жизни П.П.Ершов мечтал создать сказочную эпопею из десяти томов и множества книжек, но осуществить этот замысел ему не удалось”.
- Работа над логическим ударением.
Чтение скороговорки.
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Прочитайте:
- Кто бежит по шесточку?
- Что делает лиса?
- Где бежит лиса?
- Читаем скороговорку вначале тихо, затем громко, далее медленно и потом быстро.
- Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям стр.41-49.
Представьте, что вы сказочники и рассказываете эту сказку малышам.
Распределение ролей:
- автор,
- старший сын,
- средний сын,
- младший сын,
- отец,
- кобылица.
После чтения отрывка, дети-слушатели оценивают работу читающих детей.
- Работа над новым материалом.
- Сравнение характеров братьев. Беседа.
- Можно ли эту сказку назвать народной? Почему?
- Какие русские народные сказки схожи с ней? Чем? (Три брата. Схожи троекратным повторением – по 3 утренней зари, через три дня и так далее)
- Что в сказке говорится о братьях?
- Как каждый раскрывается в своих поступках?
- Чем схожи характеры старших братьев?
- Чем отличается от них Иван?
- Выборочное чтение.
- Как ты считаешь, почему Ивану повезло, и он стал хозяином чудесных коней?
- Как это объяснили старшие братья?
- Что они решили сделать?
- Какие качества проявились у братьев, когда они увидели двух чудесных коней Ивана?
- Чтение цепочкой.
- Как поступил Иван, обнаружив пропажу? (стр.52 - 54)
- Какие качества Ивана можно выделить по этим поступкам?
- Физкультминутка.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
- Закрепление изученного.
- “Фотографирование”.
Показываю иллюстрацию к этой сказке.
- “Схватите”. Что запомнили?
- Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.
Чтение отрывка. Обсуждение прочитанного.
- Чтение парами.
- Как повёл себя Иван при встрече с царём? (стр.58-60)
- Так ли он глуп?
- Обобщение.
- Какие же черты присущи главному герою? (Наивность и лукавство, лень и труд, здравый смысл и глупость.)
- Кто из вас читал всю сказку?
- Что наделал Иван?
- Чем закончилась сказка?
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок взяли вы для себя из этой сказки? (Сказка учит любви, добру, взаимопомощи.)
- Итог урока.
Эта сказка уникальная, вместе со сказками А.С. Пушкина образует целый мир: “Там русский дух, там Русью пахнет”.
- Домашнее задание.
Выучить понравившийся отрывок из сказки, по желанию нарисовать рисунок к этому отрывку.