Урок русского языка в 7-м классе. Тема: "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о наречии.

  2. Развивать умения находить наречие в тексте, обосновывать правильность выбора орфограмм в написании слов.

  3. Отработать навыки морфологического разбора.

  4. Развивать умение говорить и слушать, интерес учащихся к предмету.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1)

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Карточки с заданиями.
  3. Учебник “Русский язык для 7 класса” / М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. – М. :Дрофа, 2002.

Ход урока

I Организационный момент.

Приветствие детей.

II Сообщение темы и цели урока.

Цели урока определяют ученики.

III Обобщение по теме.

1. Повторение теоретического материала.

Беседа по вопросам

(По ходу беседы составляется обобщающая блок-схема. Она состоит из 3 слайдов. На первом слайде находятся признаки наречия, на втором – степени сравнения наречий, на третьем – разряды наречий по значению.)

- Что обозначает наречие?

- Если наречие обозначает признак действия, то к каким частям речи оно относится?

- А если обозначает признак признака?

- Назовите морфологический признак наречия.

- Что значит неизменяемость?

- Скажите, что такое наречие?

На доске появился 1 слайд (по щелчку).

- Назовите степени сравнения наречия.

- Какие формы имеет сравнительная степень, как они образуются? Приведите примеры.

- Как образуется превосходная степень? Приведите примеры.

Появился 2 слайд (по щелчку).

- На какие разряды делится наречие? Приведите примеры.

Появился 3 слайд (по щелчку).

2. Самостоятельная работа.

Учитель: Найдите наречия в тексте, спишите их, сгруппировав по разрядам.

(Текст спроецирован на доску).

3. Взаимопроверка.

Учащиеся обмениваются тетрадками и проверяют задание.

(Ответ задания спроецирован на доску).

- Поднимите руку у кого ни одной ошибки. У кого 1 ошибка? 2 ошибки?

4.Задание.

Учитель: Образуйте от данных наречий сравнительную степень.

В это время один ученик работает у доски по карточке. Он выполняет аналогичное задание, но с другими наречиями.

Индивидуальное задание. От данных наречий образуйте сравнительную степень: громко, быстро, рано, сильно, покорно. Выделите суффиксы.

IV. Физминутка.

Замените фразеологизмы наречиями бежать сломя голову, краснеть до корней волос; знать, как свои пять пальцев, яблоку негде упасть, идти черепашьим шагом, как кот наплакал, кричать во всё горло, как рог изобилия, уснул как убитый.

5. Работа с учебником.

Упражнение 245.

  1. Комментированное письмо (текст под цифрой II).

Спишите, восстанавливая знаки препинания и пропущенные буквы, раскрывая скобки. Наречия подчеркните как член предложения.

Чуть уловимый, (по)вечернему душистый дымок т..нул откуда(то) в остывающ..м воздухе. Утре(н,нн)ее солнце мягко пр..грело землю и (по)весе(н,нн)ему дрожал (в)дали тонкий пар над ней.

  1. Морфологический разбор наречия вдали.

6. Работа в парах (по карточкам).

(Задание выполняется устно, учащиеся простым карандашом отмечают на карточке пропущенные орфограммы и знаки препинания.)

Задание: вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

Направ.. от огорода тихо пош..птывая и и..редк.. вздрагивая от невзначай нал..тевшего ветра т..мнела ольховая роща налев.. т..нулось необозримое поле. Там, где глаз (не) мог уже отл..ичить (в) потёмках поле от неба, ярко мерцал огонёк. (Не) д..леко от меня с..дел Савка. Поджав (под) себя (по) турецки ноги и свесив голову он задумчиво гл..дел на собаку.

7. Выборочный диктант.

Повторение букв –о и –а на конце наречий.

1 вариант записывает наречия с суффиксом -о, 2 вариант – с суффиксом –а.

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

В это время один ученик работает по карточке.

Индивидуальное задание. Образуйте от данных слов наречия с суффиксами –о и –а и с приставками в- (во-), на-, за-, с-, из- (ис-), до-. Запишите эти наречия в составе словосочетаний.

Новый, жёлтый, крепкий, светлый, чистый, белый, горячий, единый.

V. Домашнее задание.

Упражнение 246.

( Даётся рекомендация по выполнению домашнего задания.)

VI. Подведение итога урока, выставление оценок.

Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке? Почему?

- Добились ли мы поставленной цели?

(Компьютерная презентация представлена в Приложении1.)