Преподавание курса "Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


В учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов (для незрячих и слабовидящих детей) включен коррекционный курс “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия”. Данный курс ведется в 1-4 классах по 2 часа в неделю, 5-7 класс по 1 часу в неделю. Вопросы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения широко освещены в специальной тифлолитературе. Однако программы по курсу “Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия” не разработано. Данный курс состоит из двух частей:

I часть программы – занятия, способствующие развитию основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти.
II часть программы – занятия, направленные на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привитие навыков здорового образа жизни.

Остановимся подробнее на втором разделе программы.

Основная его цель – дать учащимся понятия основных вопросов гигиены и охраны зрения.

На занятиях педагог ставит следующие задачи:

- Познакомить обучающихся с правилами обращения с очками. Формировать у обучающихся навыки правильного обращения с очками и ухода за ними.

- Познакомить с приемами проведения зрительных гимнастик, их ролью для сохранения и укрепления зрения. Научить проведению основных комплексов и приемов проведения зрительной гимнастики.

- Дать основные понятия о причинах заболеваний глаз. Познакомить с основными вопросами гигиены и профилактики зрительных заболеваний.
- Научить основным приемам снятия зрительного напряжения.
- Показать роль правильного питания с целью укрепления зрения и общего состояния организма.
- Научить приемам сохранения зрения при проведении различных видов деятельности, познакомить с правилами техники безопасности для сохранения зрения.

Примерная тематика занятий по годам обучения.

1 класс (10 часов) – Для чего нужны глаза? Зачем нужны очки? Зачем глазам зарядка? Почему болят глаза? Мы и телевизор. Как правильно читать и писать. Что делать если глаза устали? Мы на прогулке. Детские игры. Берегите зрение!

2 класс (8 часов) – Почему болят глаза? Правила ношения очков. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Как уберечься от травм зимой? Питание и зрение. Снятие зрительного напряжения.

3 класс (7 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Отчего портится зрение? Гигиена зрения в школе. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Упражнения для снятия зрительного утомления. Как укрепить зрение?

4 класс (8 часов) – Строение и значение органа зрения. Гигиена учебного процесса. Зрительная память и ее развитие. Очки. Правила ношения и уход. Снятие зрительного напряжения. Как уберечься от травм. Здоровый образ жизни и зрение. Охрана зрения в быту.

5 класс (10 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Причины нарушения зрения. Заболевания органа зрения. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Правильное питание и витамины для зрения. Зрительная гимнастика и ее значение. Снятие физического утомления. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения.

6 класс (13 часов) – Почему болят глаза? “Плюсы” и “минусы” очков. Травматизм. Первая помощь. Телевизор, компьютер – друзья или враги? Питание и зрение. Детские игры. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Профилактика заболеваний. Оптическая коррекция. Безопасный дом (неоптическая коррекция). Солнце – друг или враг? Самомассаж.

7 класс (13 часов) – Строение и значение органа зрения в жизни человека. Причины нарушения зрения. Как укрепить зрение? Лечебная физкультура. Вредные привычки и зрение. Искусственное освещение. Как правильно смотреть телевизор? Правила работы с компьютером. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Технические устройства и оптические средства коррекции. Неоптические методы коррекции зрения. Народная медицина.

Программа построена по концентрическому типу – тематика занятий частично повторяется из класса в класс, но изложение материала идет с усложнением. Данные занятия распределяются в течение всего учебного года. Мы проводим их в начале и в конце каждой учебной четверти.

Изучаемый материал дается в различных формах: используются игровые моменты, памятки, разрабатываются алгоритмы действий, используется просмотр видеофрагментов по тематике, изучение комплексов упражнений, и конечно же, практические приемы в овладении данными навыками.

Фрагмент занятия по теме “Для чего нужны глаза?”

ОБОРУДОВАНИЕ: сказочный герой, модель “Глаз”, плакат “В мире глаз”, зеркала, карточки с символами, бумага, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сюрпризный момент: в гости к ребятам приходит сказочный герой.

- Ребята, давайте поздороваемся с гостем. Посмотрите, что он нам принес? (волшебный мешочек)
- Давайте посмотрим что в нем. (Набор предметов: мяч, кубик, пирамидка, кукла, машинка большая и маленькая, мягкая игрушка)
- Как вы определили что это? (посмотрели глазами).

2. Отгадывание и объяснение загадок о глазах:

Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг друга не видят.

Два соседа – непоседы: день на работе, ночь на отдыхе.

Кругло, горбато, около – мохнато.
Придет беда – потечет вода.

3. Беседа с ребятами. – Для чего нужны глаза?

4. Мини-рассказы. Закончите рассказ.

“Жил-был человек без глаз…”

5. Моделирование символов восприятия глаз:

- Ребята, а что мы можем увидеть в предмете с помощью зрения? (Цвет, форму, размер.)

6. Стих о глазах (из книги Натальи Орловой “Ребятишкам про глаза”):(сопровождается показом и объяснениями учителя)

Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон –
Белой пленкой окружен.
Обойдем же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей.

Роговица – словно пленка –
Вся прозрачна как стекло –
В мир прозрачное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок,
Украшает глаз-домок.
В центре радужки зрачок
Черный, маленький кружок.

7. Радужка – от слова радуга: разноцветная.

Какие цвета в радуге? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Какого цвета бывают глаза? (черные, карие, коричневые, голубые, серые, зеленые, серо- голубые, серо-зеленые).

- Давайте найдем на плакате глаза разного цвета…..
- Посмотрите в зеркало: какого цвета у вас глаза?
- Посмотрите в глаза другу. Какого цвета глаза у ваших одноклассников?

8. Сравнение глаз. (Плакат с разными глазами, зеркала).

Чем похожи глаза? (брови, ресницы, белок, зрачок)
Для чего нужны брови, ресницы? (защита)
Чем отличаются? (цвет – радужка, размер, форма)

9. Что еще могут увидеть ваши глаза? (сравнение предметов из чудо-мешочка).

В занятиях часто используется прием составления самими детьми памяток по охране и гигиене зрения. Вот некоторые примеры:

ПАМЯТКА 1. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ОЧКАМИ.

  1. Обязательно выполняй режим ношения очков.
  2. Носи очки только в футляре.
  3. Снимай и надевай очки двумя руками.
  4. Клади очки на стол стеклами вверх.
  5. Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем.
  6. Будь аккуратен. Не бросай очки.
  7. Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза.
  8. Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками.

ПАМЯТКА 2. В КАКИХ ПРОДУКТАХ “ЖИВУТ” ВИТАМИНЫ?

Витамин А – рыба, морепродукты, абрикосы, печень, морковь, томаты, сладкий картофель, все листовые овощи, петрушка, зелень горчицы, морские продукты, масло рыбьей печени, семечки подсолнуха, пивные дрожжи.
Витамин B1 – находится в рисе, овощах, птице, орехи, цельном зерне (кукуруза, рожь, пшеница), пивных дрожжах, меде.
Витамин B2 – находится в молоке, яйцах, зеленые листовые овощи (брокколи), яблоки, пшеничные зерна, рис, пивные дрожжи.
Витамин РР – в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах.
Витамин В6 – в цельном зерне (рожь, кукуруза), яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли, капуста, рыба всех сортов.
Витамин B12 – виноград, виноградный сок, яичный желток, салат, черника и ее сок, финики, петрушка, чернослив, абрикосы.
Витамин С – в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе.

Калий – в больших количествах содержится в меде, яблоках и яблочном уксусе, свежие, пареные и печеные фрукты.

ПАМЯТКА 3. ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ…

В глаз попала соринка? Промойте глаз водой движениями от внешнего угла глаза к внутреннему углу. Если соринка не вышла, аккуратно отодвинув веко удалите ее чистым платком. Сначала вымойте руки с мылом!

В глаз попало химическое вещество? Срочно обратитесь к врачу и промойте глаз под проточной водой в течение 15-20 минут.

Глаз поранен? Промывать нельзя! На глаз наложить чистую не тугую повязку и срочно обратиться к врачу.

Глаз ушиблен? На закрытый глаз положите чистый носовой платок или вату, смоченные холодной водой.

ПАМЯТКА 4. ПРАВИЛА ПРОСМОТРА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПЕРЕДАЧ И КИНОФИЛЬМОВ.

  1. Садитесь на таком расстоянии от экрана (поближе, подальше), чтобы это было удобно при вашем состоянии зрения.
  2. Не наклоняйте голову вперед, смотря в таком положении на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник.
  3. Чаще моргайте и глубоко дышите. В напряженные моменты действия на экране многие задерживают дыхание, что нельзя допускать.
  4. Пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы уставиться на какую-нибудь отдельную его часть.
  5. Во время рекламы, перерывов давайте отдых своим глазам – закройте их, поморгайте.
  6. Садитесь всегда по центру экрана, а не сбоку.
  7. Соблюдайте время просмотра телепередач.

На занятиях проходит изучение различных упражнений и комплексов зрительных гимнастик. Учащиеся учатся выполнять их правильно.

Комплекс упражнений для утомленных глаз.

  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
  2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
  3. Выполняется стоя. 1- смотреть прямо перед собой 2-3 секунды; 2- поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз; 3- перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд; 4-опустить руку. Повторить 10-12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуются очками, выполняют это упражнение, не снимая их.
  4. Выполняется сидя. 1- закрыть веки; 2- массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы, улучшает кровообращение.
  5. Выполняется сидя. 1 – тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко; 2- спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение для тренировки аккомодационных мышц.

“Метка на стекле”. Находясь в 30-35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1-2 секунды, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день.