Организационные моменты:
Игру можно проводить в 9 - 10 классах после изучения тригонометрических формул и преобразований до изучения темы “Тригонометрические уравнения” или в дни проведения предметной недели для старшеклассников.
В игре участвуют две команды по пять человек и две команды болельщиков так же по пять человек. При формировании команд игроков и болельщиков нужно постараться сделать так, чтобы в команду игроков попали более сильные учащиеся, а в команду болельщиков менее подготовленные.
Если желающих будет больше, чем две команды, то можно увеличить число столов. Только должно выполняться одно обязательное условие, что у каждой играющей команды, должна быть команда болельщиков. Если в команде не набирается пять человек, то можно допустить команду к игре, если в ней не менее трех участников.
В классе должны быть поставлены четыре стола (если играют две команды: для игроков и их болельщиков). Столы желательно поставить на таком расстоянии, чтобы ни игроки, ни болельщики не слышали обсуждения заданий друг друга.
В каждой команде игроками выбирается капитан команды, который будет организовывать ход игры (как поступить: решать предложенные задания всеми участниками команды одновременно или каждым игроком отдельно, а затем вместе проверять и обсуждать предложенные решения). Во время и по окончании игры капитан решает все организационные вопросы, которые могут возникнуть в ходе игры у участников его команды.
Подготовительная работа:
Всем учащимся предлагается подобрать, придумать задания по тригонометрии, аналогичные тем, которые решались на уроках по данной теме. Если примеры понравились жюри, и они включили их в текст “Тригонометрического боя”, то команда получает дополнительный балл.
Ход игры
- После того как команды и их болельщики займут свои места раздаются тексты с заданиями каждой команде и их болельщикам (два-три листа с текстом на парту), чтобы удобнее было работать и решать задание.
- На решение предложенных задач дается 25-30 мин. У команды нет ни формул, ни подсказок, с помощью которых можно решить данные задания. А болельщики могут пользоваться формулами и подсказками, если они у них есть.
- Все команды и их болельщики одновременно приступают к решению заданий. Как будет идти обсуждение, решает капитан.
- За десять минут до окончания игры, нужно напомнить капитану команды и игрокам, чтобы они начали оформлять, те решения, в которых они уверены полностью на лист, который будет сдан в жюри для проверки.
- После того как истечет время, каждая команда может взять три подсказки у своих болельщиков. При этом команда называет болельщикам номера тех заданий, которые вызвали у них определенные трудности или споры, получилось несколько ответов или вообще не получили ответ, и не знают как приступить к решению задания и какими формулами воспользоваться.
- Если болельщики не решили те задания, номера которых были названы , то они могут предложить своей команде и другие номера. Капитан решает, взять подсказку или нет, потому что за каждую подсказку снимается пол балла.
- Проверив решения заданий, которые взяла команда у болельщиков, капитан решает, взять эти ответы или нет. Все эти обсуждения происходят в устной форме и нельзя ничего записывать на листы с решением, пока капитан не примет окончательного решения.
- Приняв окончательное решение, капитан оформляет лист с ответами и решениями и сдает его в жюри. Один экземпляр, аккуратно оформленный, так кА в начале игры выдавалось несколько листов с текстом.
- Подведение итогов происходит через 10-15мин после того, как капитаны сдадут листы с ответами и решениями. За правильно решенный пример, команда получает 1балл, если этот номер решен с подсказки болельщиков, то за задание дают пол балла. Выигрывает та команда, которая получит большее число баллов.
- В конце игры происходит награждение команды победительницы, объявляют имена лучших игроков и болельщиков.
Текст карточки с заданиями
КОМАНДА №__
№ |
задание |
решение |
ответ |
балл |
1 |
вычислите: sin a , если tg a = , 0 < a < p /2. |
|||
2 |
УПРОСТИТЕ : sin2 a cos2 a + sin4 a + cos2 a - 1. |
|
||
3 |
НАЙДИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ : sin a - 4 cos a , 4 sin a + 2 cos a если tg a = 1/6. |
|
||
4 |
ВЫЧИСЛИТЕ БЕЗ КАЛЬКУЛЯТОРА : ( cos 15° - sin 15° )2. |
|
||
5 |
ВЫЧИСЛИТЬ, ПРЕДСТАВИВ АРГУМЕНТ В ВИДЕ СУММЫ ИЛИ РАЗНОСТИ: cos 75°. |
|||
6 |
ВЫЧИСЛИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕДЕНИЯ : cos 225° - sin 330° + tg 495° |
|
||
7 |
ВЫЧИСЛИТЕ : sin (a + b ), если sin a = 4/5 и p /2 < a < p , sin b = -3/5 и p < b < 3/2p . |
|||
8 |
ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАК ЧИСЛОВОГО ВЫРАЖЕНИЯ : cos 300° • sin 100° • tg 400°. |
|
||
9 |
НАЙДИТЕ cos 2a , ЕСЛИ sina = - 1 |
|
||
10 |
ЗНАЯ, ЧТО sin a + cos a = 1/2, НАЙТИ sin 3 a + cos 3a |
|||
И Т О Г |
Ответы к заданиям:
- 0
- -1,1
- 0,5
- -
- -
- "-" (<0)
- 4-5