Цели урока:
- закрепить усвоение детьми изученного материала по теме: “Путешествие в Древнюю Москву”;
- развивать интерес к изучению истории своего народа, страны;
- воспитывать патриотизм, гордость за героические дела наших предков;
- научить самостоятельно выполнять эскизы рисунка по заданной теме.
Наглядность и оборудование:
- лента времени,
- даты правления князей,
- схема Кремля,
- фотографии Москвы,
- ребус,
- карточки с заданиями,
- пакеты для грампластинок, аудиозаписи песен о Москве.
ХОД УРОКА.
1. Орг. Момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в историю одного города. А куда лежит наш путь, вы мне скажите, отгадав ребус. ( Дети разгадывают ребус, где зашифровано слово “Москва”) Правильно, мы отправляемся в Древнюю Москву. ( Звучит песня о Москве)
2. Закрепление изученного.
а) Путешествие в историю города
Учитель: А с чего начинается любая история?
( С рождения.)
Учитель: И история города начинается тоже с его рождения.
Как же появился на карте город Москва?
Ученик: Существует легенда. Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своей дружиной из города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь огромного зверя. Было у него три головы, а тело покрыто разноцветной шерстью. Предсказатель растолковал князю явление зверя так: “Встанет поблизости сих мест град, велик треуголен. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные”.
Учитель: И сбылось знамение. Вырос великий город.
А какой год принято считать годом основания Москвы?
(1147 год.)
Учитель: А почему город назвали Москвою?
(Ученики рассказывают версии происхождения названия города. Легенда об Илье Муромце.)
Учитель: А богатыри на Руси были только в былинах?
(Нет. Русские богатыри были и в дружинах князей.)
Учитель: Для чего нужна дружина князю?
(Чтобы защищать города от врагов)
Учитель: Нашествию какого войска подверглась Москва в 1238 году?
(Москва подверглась нашествию хана Батыя, который сжег город.)
Учитель: Вновь отстроилась Москва. Встала из пепла. На берегу Москвы- реки, под охраною кремлевских стен, раскинулся торг.
Входят торговцы под музыку песни “Москва златоглавая…”.
Они одеты в русские народные костюмы, обвешаны бубликами, бусами. На лотках у них конфеты, поделки.
Бублики, бублики,
С мясом беляши.
Не жалейте рублики,
Ешьте от души.Яблоки, яблоки.
Яблоки моченые.
И форель заморская,
И лещи копченые.Разноцветные флажки,
И свистульки—петушки.
Все найдешь на ярмарке,
Где пляшут от души.
(Среди толпы ходит человек и раздает милостыню. Народ узнает его и кричит: “ Князь!” Все делают поклоны.)
Учитель: Какого князя мы повстречали на ярмарке?
(Ивана Калиту. Калита был очень богат. Он скупал земли вокруг Московского княжества. Сумел договориться с Золотой ордой. На 40 лет воцарилось спокойствие, отдых от ордынских нашествий. Князь Иван сам собирал дань и отвозил в Орду. “ И много, что собиралось, оказывалось в калите княжеской”.
Учитель: Ребята, а что это за картина сражения возникла у нас перед глазами?
( В 1380 году произошла страшная битва на Куликовом поле. Русские предприняли попытку свергнуть монголо-татар. Возглавил войско князь Дмитрий.)
Рассказ о битве.
(После битвы Дмитрий получил прозвище Донской. Не только этим сражением прославился князь Дмитрий, но и тем, что воздвиг вокруг Москвы белокаменный Кремль.1367г.)
Учитель: Что за странные знаки и символы возникли на нашем пути?
(Государь всея Руси.)
Учитель: Кого так стали называть?
Ученик: Ивана III.
Учитель: Чем он знаменит?
Ученик: Во времена Ивана на Руси появляется герб—двуглавый орел.
Началось большое строительство Кремля. Его новые стены были сложены из красного кирпича(1485-95г). Главной стала Спасская башня.
(Раздается бой курантов. “Торговцы” бегут к изображению Спасской башни. )
Учитель: Тогда часы были редкостью. Все: и взрослые, и дети - сбегались смотреть и слушать их.
Давайте и мы совершим путешествие по древнему Кремлю.
( Ученики по карте, нарисованной на плакате, проводят экскурсию.).
Опорная схема.
Тайницкая-1 башня.
Набатная - чумной бунт 1771г. ,язык , Екатерина.
Троицкая-80 м
Кутафья-маленькая.
Успенский собор1479г.
Колокольня Ивана Великого.
-Молодцы! Многое вы знаете о достопримечательностях Кремля.
б) Рисование Эскиза пакета к (грампластинок) диску.
Учитель: Мы сегодня прослушали несколько песен о Москве. Чтобы многие люди могли послушать эти песни, их записывают на диски, кассеты и грампластинки. Но как же выбрать нужную пластинку или диск, если на прилавке магазина такое разнообразие продукции?
(По обложке)
Учитель: Правильно, в выборе пластинки помогает обложка на упаковочном пакете.
Сегодня мы нарисуем эскиз такого пакета.
Давайте посмотрим, какие обязательные элементы должны там присутствовать кроме рисунка?
(Название произведения и фамилии авторов этого произведения.)
Учитель: Посмотрите на доску. Я записала названия песен, которые прозвучали у нас на уроке и фамилии авторов.
Песня о Москве. слова В. Гусев. музыка Т. Хренников.
Москва златоглавая. Народная песня.
Москва. слова О. Газманов музыка О. Газманов
Выберите ту песню, которая вам больше понравилась, и выполните эскиз пакета к этой песне. Помните, что по вашему эскизу мы должны узнать песню.
Форма пакета может быть квадратной или круглой.
Самостоятельная работа над эскизом.
Посмотрим, какие эскизы у нас получились. Закрепите ваши пакеты на нашем “прилавке”.
в) Продолжение работы с лентой времени.
Учитель: Движемся дальше по ленте времени.
Какая странная шапка. Кто ее носил?
Ученик: Шапкой Мономаха венчали первого царя Ивана ГРОЗНОГО.
Учитель: Почему он получил такое прозвище?
Ученик: Был очень жестоким.
Учитель: Чем запомнилось правление Ивана Грозного?
Ученик : Иван Грозный укрепил границы Московского государства. Присоединил Казань. И в честь взятия этого города велел построить Храм Василия Блаженного.
Началось завоевание Сибири.
Появляется печатная книга.
Учитель: Расскажите, как создавалась печатная книга на Руси.
( Рассказ об Иване Федорове и о создании первой печатной книги.)
Учитель показывает книгу “ История государства Российского”.
Учитель: О каких героях земли русской мы узнали из этой книги? Им установлен памятник на Красной площади.
(Рассказ учеников о Минине и Пожарском.)
Во все времена русский народ поднимался на защиту своего отечества и отстаивал независимость своего государства.
Ученик рассказывает стихотворение о Москве. (по выбору)
3. ИТОГ УРОКА.
Вот и подошло к концу путешествие в Древнюю Москву, но на этом история города не заканчивается. Мы продолжим ее изучать на уроках истории и литературного чтения.
Вам и вашим сверстникам продолжать страницы летописи нашей столицы.