Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству. Тема: "Путешествие в древнюю Москву"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закрепить усвоение детьми изученного материала по теме: “Путешествие в Древнюю Москву”;
  • развивать интерес к изучению истории своего народа, страны;
  • воспитывать патриотизм, гордость за героические дела наших предков;
  • научить самостоятельно выполнять эскизы рисунка по заданной теме.

Наглядность и оборудование:

  • лента времени,
  • даты правления князей,
  • схема Кремля,
  • фотографии Москвы,
  • ребус,
  • карточки с заданиями,
  • пакеты для грампластинок,
  • аудиозаписи песен о Москве.

ХОД УРОКА.

1. Орг. Момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие в историю одного города. А куда лежит наш путь, вы мне скажите, отгадав ребус. ( Дети разгадывают ребус, где зашифровано слово “Москва”) Правильно, мы отправляемся в Древнюю Москву. ( Звучит песня о Москве)

2. Закрепление изученного.

а) Путешествие в историю города

Учитель: А с чего начинается любая история?

( С рождения.)

Учитель: И история города начинается тоже с его рождения.

Как же появился на карте город Москва?

Ученик: Существует легенда. Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своей дружиной из города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь огромного зверя. Было у него три головы, а тело покрыто разноцветной шерстью. Предсказатель растолковал князю явление зверя так: “Встанет поблизости сих мест град, велик треуголен. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные”.

Учитель: И сбылось знамение. Вырос великий город.

А какой год принято считать годом основания Москвы?

(1147 год.)

Учитель: А почему город назвали Москвою?

(Ученики рассказывают версии происхождения названия города. Легенда об Илье Муромце.)

Учитель: А богатыри на Руси были только в былинах?

(Нет. Русские богатыри были и в дружинах князей.)

Учитель: Для чего нужна дружина князю?

(Чтобы защищать города от врагов)

Учитель: Нашествию какого войска подверглась Москва в 1238 году?

(Москва подверглась нашествию хана Батыя, который сжег город.)

Учитель: Вновь отстроилась Москва. Встала из пепла. На берегу Москвы- реки, под охраною кремлевских стен, раскинулся торг.

Входят торговцы под музыку песни “Москва златоглавая…”.

Они одеты в русские народные костюмы, обвешаны бубликами, бусами. На лотках у них конфеты, поделки.

Бублики, бублики,
С мясом беляши.
Не жалейте рублики,
Ешьте от души.

Яблоки, яблоки.
Яблоки моченые.
И форель заморская,
И лещи копченые.

Разноцветные флажки,
И свистульки—петушки.
Все найдешь на ярмарке,
Где пляшут от души.

(Среди толпы ходит человек и раздает милостыню. Народ узнает его и кричит: “ Князь!” Все делают поклоны.)

Учитель: Какого князя мы повстречали на ярмарке?

(Ивана Калиту. Калита был очень богат. Он скупал земли вокруг Московского княжества. Сумел договориться с Золотой ордой. На 40 лет воцарилось спокойствие, отдых от ордынских нашествий. Князь Иван сам собирал дань и отвозил в Орду. “ И много, что собиралось, оказывалось в калите княжеской”.

Учитель: Ребята, а что это за картина сражения возникла у нас перед глазами?

( В 1380 году произошла страшная битва на Куликовом поле. Русские предприняли попытку свергнуть монголо-татар. Возглавил войско князь Дмитрий.)

Рассказ о битве.

(После битвы Дмитрий получил прозвище Донской. Не только этим сражением прославился князь Дмитрий, но и тем, что воздвиг вокруг Москвы белокаменный Кремль.1367г.)

Учитель: Что за странные знаки и символы возникли на нашем пути?

(Государь всея Руси.)

Учитель: Кого так стали называть?

Ученик: Ивана III.

Учитель: Чем он знаменит?

Ученик: Во времена Ивана на Руси появляется герб—двуглавый орел.

Началось большое строительство Кремля. Его новые стены были сложены из красного кирпича(1485-95г). Главной стала Спасская башня.

(Раздается бой курантов. “Торговцы” бегут к изображению Спасской башни. )

Учитель: Тогда часы были редкостью. Все: и взрослые, и дети - сбегались смотреть и слушать их.

Давайте и мы совершим путешествие по древнему Кремлю.

( Ученики по карте, нарисованной на плакате, проводят экскурсию.).

Опорная схема.

Тайницкая-1 башня.

Набатная - чумной бунт 1771г. ,язык , Екатерина.

Троицкая-80 м

Кутафья-маленькая.

Успенский собор1479г.

Колокольня Ивана Великого.

-Молодцы! Многое вы знаете о достопримечательностях Кремля.

б) Рисование Эскиза пакета к (грампластинок) диску.

Учитель: Мы сегодня прослушали несколько песен о Москве. Чтобы многие люди могли послушать эти песни, их записывают на диски, кассеты и грампластинки. Но как же выбрать нужную пластинку или диск, если на прилавке магазина такое разнообразие продукции?

(По обложке)

Учитель: Правильно, в выборе пластинки помогает обложка на упаковочном пакете.

Сегодня мы нарисуем эскиз такого пакета.

Давайте посмотрим, какие обязательные элементы должны там присутствовать кроме рисунка?

(Название произведения и фамилии авторов этого произведения.)

Учитель: Посмотрите на доску. Я записала названия песен, которые прозвучали у нас на уроке и фамилии авторов.

Песня о Москве. слова В. Гусев. музыка Т. Хренников.

Москва златоглавая. Народная песня.

Москва. слова О. Газманов музыка О. Газманов

Выберите ту песню, которая вам больше понравилась, и выполните эскиз пакета к этой песне. Помните, что по вашему эскизу мы должны узнать песню.

Форма пакета может быть квадратной или круглой.

Самостоятельная работа над эскизом.

Посмотрим, какие эскизы у нас получились. Закрепите ваши пакеты на нашем “прилавке”.

в) Продолжение работы с лентой времени.

Учитель: Движемся дальше по ленте времени.

Какая странная шапка. Кто ее носил?

Ученик: Шапкой Мономаха венчали первого царя Ивана ГРОЗНОГО.

Учитель: Почему он получил такое прозвище?

Ученик: Был очень жестоким.

Учитель: Чем запомнилось правление Ивана Грозного?

Ученик : Иван Грозный укрепил границы Московского государства. Присоединил Казань. И в честь взятия этого города велел построить Храм Василия Блаженного.

Началось завоевание Сибири.

Появляется печатная книга.

Учитель: Расскажите, как создавалась печатная книга на Руси.

( Рассказ об Иване Федорове и о создании первой печатной книги.)

Учитель показывает книгу “ История государства Российского”.

Учитель: О каких героях земли русской мы узнали из этой книги? Им установлен памятник на Красной площади.

(Рассказ учеников о Минине и Пожарском.)

Во все времена русский народ поднимался на защиту своего отечества и отстаивал независимость своего государства.

Ученик рассказывает стихотворение о Москве. (по выбору)

3. ИТОГ УРОКА.

Вот и подошло к концу путешествие в Древнюю Москву, но на этом история города не заканчивается. Мы продолжим ее изучать на уроках истории и литературного чтения.

Вам и вашим сверстникам продолжать страницы летописи нашей столицы.