Цель – формирование представлений об экологическом кризисе, его значении в контексте устойчивого развития цивилизации.
Задачи:
- ознакомить учащихся с основными экологическими кризисами в истории человечества; дать представления о глобальной взаимосвязи общества и природы
-
развить и совершенствовать коммуникативные умения учащихся: культуру общения, самостоятельность мышления, ведения дискуссии;
- развить навыки самостоятельной работы с учебной и справочной литературой, способности синтезировать, анализировать информацию.
Ход урока
При изучении темы познавательная деятельность учащихся активизируется набором разнообразных методов и приемов, применяющихся в зависимости от условий и состояния конкретного класса.
I. На стадии вызова предъявляем учащимся основные понятия и представления по теме данного урока: экологический кризис; экологическая катастрофа; неолитическая революция; промышленная революция; НТР; консументы; редуценты; продуценты; “эффект бумеранга”.II. Стадия осмысления учебного материала реализуется различными приемами, в зависимости от состояния класса и других факторов.
Материал параграфа учебника (Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Под ред.Г.А. Ягодина. – М.:МИОО, “Интеллект-Центр”, 2008.) можно дополнить следующим материалом, для усвоения которого используется прием “Чтение с остановками”, или “Чтение с пометками”.
Перечень экологических кризисов в истории развития цивилизации
-
Изменение среды обитания живых существ в результате появления прямоходящих антропоидов - предков человека.
-
Кризис обеднения ресурсов промысла и собирательства.
-
Первый антропогенный экологический кризис - массовое уничтожение (перепромысел) крупных животных ("кризис консументов").
-
Экологический кризис засоления почв и разрушения примитивного поливного земледелия.
-
Второй антропогенный экологический кризис ("кризис продуцентов").
-
Современный глобальный экологический кризис ("кризис редуцентов").
-
Глобальный, термодинамический, тепловой кризис.
-
Глобальный кризис снижения надежности экологических систем.
-
Комплексный или социокультурный кризис.
На развитие познавательной активности работает также занимательная информация из рубрики “Это интересно”. При ознакомлении с этой информацией учащимся предлагается заполнить “Карту познания” или использовать “Чтение с пометками”.
Почему меняется ландшафт?
Недавние исследования в Тропической Африке продемонстрировали роль африканских слонов в экологии джунглей. Слоны прокладывали через джунгли тропы, по которым затем в глубь тропических лесов проникали многие виды, живущие на опушках. Истребление слонов ради пресловутой “слоновой кости” привело к зарастанию лесов, снижению биологического разнообразия тропиков, поскольку слоновьи тропы служили путями миграции для многих копытных, а за ними и хищных. Можно предположить, что истребление мамонтов также привело к утере ландшафтного и биологического разнообразия лесов Сибири и других районов Евразии. [1]
Все ли мы знаем о движущих силах истории?
“Серия специальных изысканий, – пишет виднейший английский археолог Месопотамии Сетон Ллойд, – штрих за штрихом восстановила для нас картину неуклонного снижения продуктивности, вызванного отнюдь не какой-либо отдельной катастрофой... а коренными и неистребимыми пороками в господствующей системе обработки земли...” Падение продуктивности почв из-за засоления привело к переходу господства от расположенного на юге Месопотамии Шумера к более северному Вавилону, где продуктивность почв не была еще нарушена. Через тысячу лет засоление и резкое снижение плодородия дошло и до Вавилона. По данным ассириолога Т.Якобсена, в Вавилоне на пшеницу изначально приходилось 16% урожая зерновых. Через 300 лет доля пшеницы упала до 2%, а в письменных источниках, относящихся к периоду между 2000 и 1700 гг. до н.э., пшеница вообще не упоминается. Из злаков уцелел ячмень, менее чувствительный к засолению, но его урожайность упала. Возможно, что эти экологические последствия привели к переходу господства от Вавилона к расположенному севернее и тогда свободному от засоления почв Ассирийскому царству. [1]
Корни парникового эффекта
Расширяющееся производство риса в Китае и Юго-Восточной Азии привело в действие новый антропогенный фактор – увеличение поступления метана в атмосферу. Увеличение поступления метана в теплых районах за счет рисосеяния и углекислого газа за счет сжигания лесов под пастбища на севере впервые привело к появлению парникового эффекта на нашей планете. Проблема, со всей остротой вставшая перед человечеством в последней трети XX в., на самом деле возникла на несколько тысячелетий ранее. [1]
Дополняют текст учебника следующие материалы, развивающие интерес учащихся к данной теме. Познавательная деятельность в данном случае носит коллективный характер и организуется в малых группах сотрудничества с применением приемов “Зигзаг” или “Чтение и суммирование в парах”.
Дополнительный текст к учебникуСледует подчеркнуть, что человек мог не поголовно истребить все популяции того или иного вида крупных млекопитающих. Резкое снижение численности в результате охоты приводило к расчленению ареала вида на отдельные островки. Судьба малых изолированных популяций плачевна: если вид не в состоянии в ограниченный период восстановить целостность ареала, мелкие популяции могут вымереть из-за эпизоотии или чисто статистических причин (нехватка особей одного пола при переизбытке другого). Происходит процесс “инсуляризации” – расчленение ареала на островки и неизбежное вымирание небольших групп животных в них. [1]
Крупнейшим экологическим результатом неолитического скотоводства стало возникновение пустыни Сахара. Как показали исследования экспедиций французских археологов под руководством Анри Лота, еще 10 000 лет назад на территории Сахары была саванна, жили бегемоты, жирафы, африканские слоны, страусы. Человек перевыпасом стад крупного рогатого скота и овец превратил саванну в пустыню. Пересохли реки и озера – исчезли бегемоты, исчезла саванна – не стало жирафов, страусов, большинства видов антилоп. Вслед за исчезновением североафриканских саванн исчез и некогда многочисленный здесь крупный рогатый скот. Этот процесс опустынивания из-за перевыпаса продолжается и в наши дни. [1]
Кто виноват? “Болезненные” факты.
Важным результатом перехода к земледелию стало появление вокруг человеческих поселений синантропных животных. Крысы и паразитирующие на них блохи контактировали с живущими в дикой природе пустынными грызунами, в первую очередь с песчанками (подсемейство Gerbillinae). В Индии этот контакт осуществлялся с дикоживущими видами крыс. Песчанки, дикие виды крыс были хранителями природных очагов чумы. Синантропные виды грызунов и их блохи обеспечивали перенос микробов чумы из природных очагов в популяцию человека. Скотоводы-номады на севере, в зоне степей и полупустынь, а также на альпийских лугах встретились с другими хранителями природных очагов чумы – сусликами (Spermophilus) и сурками (Marmota). Человечество столкнулось с массовыми пандемиями чумы, от которых вымирали десятки и сотни тысяч, а в средневековье и миллионы. От чумы за историю человечества погибло не меньше людей, чем от всех войн.
На рисовых полях создались благоприятные условия для развития личинок малярийного комара (Anopheles). Если до поливного земледелия с малярийным комаром соприкасались только охотники и рыболовы во время посещения плавней, то цивилизации Нила, Месопотамии, Мургаба и Амударьи, Инда, Хуанхэ и Янцзы обеспечивали постоянный контакт человека с малярийным комаром и способствовали распространению малярии. По-видимому, в это время начался эффективный отбор мутантных гемоглобинов человека, повышающих в гетерозиготном состоянии устойчивость к малярии, но ведущих к гибели гомозигот от серповидноклеточной анемии и талассемии.
Скопление на небольших приречных пространствах больших масс людей и скота привело к резкому загрязнению речных вод. В это время появляется множество гельминтозов и иных паразитарных заболеваний человека. Возникли такие циклы развития паразитов (например, печеночного сосальщика), связанных с человеком и домашним скотом, которые целиком проходили в среде обитания человека. [1]
Дискуссионные формы работы (“Перекрестная дискуссия”, “Дискуссия в форме диалога”) играют особую роль в ходе урока, в поддержании активности на высоком уровне.
Вопросы для дискуссии.
- Какую роль играет Россия в решении глобальных экологических проблем?
(Россия играет ключевую роль в подержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обуславливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. -
“Экологическая доктрина РФ” партии Яблоко)
- Мы говорим, что биосфера обладает устойчивостью и одновременно находится в динамическом равновесии. Нет ли здесь противоречия?
- Можно ли считать экологические кризисы закономерным явлением на нашей планете?
- Задание для индивидуальной работы № 1
На основе текста учебника и объяснений учителя заполнить “карту понятий” (Табл.1)
Масштаб кризисов |
Виды кризисов |
Последствия |
Характер воздействия человеческой деятельности на природные процессы |
Степень обратимости |
Локальный |
Продуцентов |
Экологические |
Прямой |
Обратимый экологический кризис |
Региональный |
Консументов |
Политические |
Косвенный |
Необратимая экологическая катастрофа |
Глобальный |
Редуцентов |
Социальные |
- |
- |
- |
Анергии |
Культурные |
- |
- |
- |
Термодинамический |
- |
- |
- |
- |
Снижения надежности экологических систем |
- |
- |
- |
- |
Комплексный |
- |
- |
- |
Следующее задание развивает практические умения.
- Задание для индивидуальной работы № 2
На основе нижеизложенного текста покажите причинно-следственную цепочку одной из закономерностей возникновения экологических кризисов
При каждом десятикратном уменьшении ареала в среднем территория лишается 30% видов организмов, характерных для данной местности. Таким образом, увеличение численности одного вида в пределах его ареала снижает биологическое разнообразие и ухудшает качество окружающей среды, что неминуемо приводит к экологическим кризисам.
Закончить стадию рефлексии и урок в целом можно с применением приемов “Взаимооценка работы на уроке” и составлением синквейна на тему “Кризис”.
Пример:
Кризис
Локальный. Глобальный.
Подкрадывается. Наступает. Поглощает.
Стон. Плач. Скрежет зубовный.
Недальновидность.
Литература:
- Н.Н. Воронцов. Экологические кризисы в истории человечества.
https://bio.1sept.ru/2001/40/3.htm#1 – электронная версия газеты Биология. Еженедельное приложение к газете Первое сентября