Цели:
образовательные:
-
познакомить учащихся с понятием “вводные слова” и их опознавательными признаками;
-
выработать умение видеть вводные слова в предложении;
-
формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
-
формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;
развивающие:
-
развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
-
развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
-
развитие речи учащихся;
воспитывающие:
-
воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
-
воспитание любознательности, творческой активности;
-
воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков (2 ч.).
Вид урока: урок-исследование.
Форма урока: на основе игровой технологии (с помощью лингвистической сказки) и с применением компьютерной презентации (Приложение1).
Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Объявление темы и целей урока.
- Запишите тему урока: “Вводные слова”.
- Как вы думаете, что это за слова? (Выслушиваются все мнения детей.)
- По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.
Узнать о …, определить их … и роль в …
(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)
- Поможет нам в изучении новой темы Почемучка.
- Как вы думаете, почему у него такое имя? Какими качества должен обладать человек с таким именем? (Он все время что-то спрашивает, чем-то интересуется, это любознательный человек.)
- Почемучке без вашей помощи не обойтись. Вы, надеюсь, сегодня будете настоящими исследователями языка.
Итак, начинаем…
3. Работа с грамматической сказкой (на основе компьютерной презентации).
Слайд 1. Грамматический сон Почемучки
- Почему сон Почемучки называется грамматическим? (Грамматика – раздел лингвистики (науки о языке)). Сон Почемучки связан с лингвистической темой.)
Слайд 2. Хотите верьте, хотите – не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят… необыкновенные артисты – члены предложения: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.
- С каким разделом грамматики связан сон Почемучки? (С синтаксисом.)
- А что изучает синтаксис? (Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.)
Слайд 3. Выстроились, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.
- Докажите, что это предложение. (Выражает законченную мысль.)
- Какую характеристику можно дать этому предложению? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, ничем не осложнено.)
Слайд 4. Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.
- Что изменилось в предложении? (Появилось лишнее слово, появились знаки препинания. Смысл немного изменился: можно предположить, что представление не понравится.)
- Проверим, что подумал Почемучка после появления слова “возможно”.
Слайд 5. Прочитал… Что это значит: возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают, что представление зрителям не понравится?
- Продолжим вместе с Почемучкой смотреть сон.
Слайд 6. Но тут на сцену выскочило другое слово, растолкало всех, вытеснило слово “возможно” и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.
- Что же теперь изменилось в предложении? (Появилось опять лишнее слово. Смысл немного изменился: теперь артисты уверены, что спектакль понравится зрителям.)
- Проверим, совпало ли наше мнение с рассуждением Почемучки.
Слайд 7. Извините, друзья, но мне вовсе это не понравилось. Что значит “бесспорно”? Ну и самоуверенность у этих артистов!
Слайд 8. Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово “бесспорно”, и оно быстро исчезло, а через пару секунд возникло снова и встало в начало предложения: Бесспорно, это представление вам понравится.
- Что произошло со словом “бесспорно”? (Оно переместилось в начало предложения, а смысл не изменился; и теперь это слово выделено запятыми с двух сторон.)
- Сделаем выводы: такие слова, как “возможно”, “бесспорно”, могут занимать любое место в предложении, но смысл предложения не изменится; и также они выделяются на письме запятыми.
Слайд 9. И начался шум и на сцене, и в зале. Слово “бесспорно” перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго что-то сказал своенравному слову и вывел его из предложения.
- А почему на сцену вышел именно режиссер? (Это главный человек, он руководит спектаклем, а значит, должен навести порядок.)
Слайд 10. А вместо него режиссер ввел слово “вероятно”. Теперь предложение звучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.
- Что изменилось в предложении? Как вы думаете, как дальше поведут себя слова-“артисты”? (Благодаря слову “вероятно” все должны помириться, потому что у зрителей теперь есть выбор: они сами решат, когда посмотрят спектакль, понравился он им или нет. Выбор должен быть всегда у каждого человека.)
- Какой же вывод сделал Почемучка?
Слайд 11. Мне, да и всем зрителям, такое предложение очень даже понравилось: артисты предполагают, что их ждет успех, но не считают это предположение бесспорным – зрители должны сами решить: нравится им или нет.
Слайд 12. Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть… но, к сожалению, проснулся.
- Появилось новое слово “к сожалению”. Какой смысл оно внесло в предложение? (Почемучке жалко, что сон закончился.)
Слайд 13. Еще раз прочитаем тему урока. Думаю, что вы догадались, что слова, которыми были так недовольны члены предложения и пытались отгородиться от них, и есть вводные.
- Кто оказался самым внимательным и сможет назвать все вводные слова, которые нам встретились?
- Попробуем сформулировать определение: что же такое вводные слова? Проверим, насколько мы правы. Слайд 14.
4. Письмо по памяти. Определение признаков вводных слов.
Восстановим по памяти предложения, в которых были вводные слова. Запишем их.
Это представление, возможно, вам понравится.
Это представление, бесспорно, вам понравится.
Бесспорно, это представление вам понравится.
Уселся я в кресло поудобнее, приготовился смотреть, но, к сожалению, проснулся.
- Вводные слова подчеркиваются так: +++.
- Перечислим признаки вводных слов: могут находиться в любом месте предложения (составляем схемы, показывающие расположение вводных слов), выделяются запятыми.
- Можно ли задать к ним вопрос? (Нет, не зря другие члены предложения пытались их вытеснить.) Вводные слова не являются членами предложения.
- Проверим, все ли признаки вводных слов мы назвали. Слайд 15.
5. Определяем группы вводных слов по значению.
- Вводные слова можно распределить в группы, в зависимости от того, какое отношение к происходящему они помогают выразить.
Мы встретились со словами “возможно”, “вероятно”. Определите их значение. (Неуверенность.)
- Карточка: кажется, может быть, к огорчению, по-моему, наверное, конечно, к радости, во-первых, по мнению…, по-твоему, очевидно, разумеется, к счастью, следовательно, значит, как говорят…. без сомнения, к удивлению, во-вторых, таким образом, по словам…, безусловно.
Из списка слов на карточке выберите те, которые, по вашему мнению, можно отнести к этой группе. Учащиеся подчеркивают слова. Затем слушаем все варианты.
Проверьте себя и запишите примеры вводных слов в таблицу. Слайд 16: вероятно, возможно, кажется, может быть, наверное, очевидно.
- Еще нам встретилось слово “бесспорно”. Каково его значение? (Уверенность.) Выбирайте из карточки слова, относящиеся к этой группе.
Проверка по слайду 17: бесспорно, разумеется, конечно, без сомнения, безусловно.
- Что вы скажете о значении слова “к сожалению”? (Выражает чувство.) Выбирайте вводные слова и затем проверяйте себя по слайду 18: к сожалению, к радости, к счастью, к удивлению, к огорчению.
- Какой тип речи представляет собой грамматический сон Почемучки? Докажите. (Рассуждение.) Загляните в карточку и найдите слова, которые можно отнести к группе “Порядок мыслей и связь между ними”. Проверка по слайду 19: во-первых, во-вторых, следовательно, значит, таким образом. Обращаем особое внимание на написание слов “во-первых”, “во-вторых”, “в-третьих”. Несколько забегая вперед, можно рассказать ученикам об образовании этих слов.
- И еще одна группа вводных слов “Источник высказывания”. Как вы думаете, почему она так называется? Выберите из карточки оставшиеся вводные слова и запишите их в таблицу. Проверим себя по слайду 20: по мнению…, по словам…, как говорят…, по-моему, по-твоему. (Обратить внимание на правописание слов “по-моему”, “по-твоему”.) Устно составим предложение с вводными словами из этой группы.
6. Все на поиск вводных слов!
Задание: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.
-
Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.
-
Июнь возможно будет теплым.
-
Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.
-
К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.
-
Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.
-
Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.
-
Говорят человек создан для счастья, как птица для полета. (Прошу учеников объяснить смысл пословицы.)
7. Творческая работа. Конструирование предложений с вводными словами.
- Как вы думаете, что же необходимо для того, чтобы спектакль получился удачным и, действительно, всем понравился? Напишите небольшое сочинение-рассуждение, используйте вводные слова.
- Чтение вслух 2-3 работ.
8. Подведение итогов урока.
- Итак, удалось ли нам достигнуть цели урока? Почему вы так считаете? (Прошу детей при рассуждении использовать вводные слова.)
- Для чего же необходимы вводные слова в речи?
9. Слайд 20. Домашнее задание.
На выбор:
-
Выполнить упражнение по учебнику.
-
Составить текст-рассуждение на одну из тем (употребить вводные слова):
“Почему я люблю заниматься спортом?”
“Почему я люблю читать книги?”
“Мое любимое время года”
* Учащиеся могут предложить и свои темы сочинений.
3) Написать по аналогии грамматическую сказку с использованием вводных слов.
10. Слайд 21. Спасибо за урок говорим вам мы с Почемучкой.