Особенности развития современного общества очень ярко выявили, что дальнейшее развитие науки и техники вступают в противоречие с гуманистической направленностью общественного прогресса. Способом разрешения этого противоречия является переориентация жизненных целей человечества, ибо проблема выживания становится общей заботой.
В этих условиях задачей школы является формирование нового типа личности, которая осознаёт примат общечеловеческих ценностей над национальными и классовыми. Это возможно осуществить через обращение к самой истории и поиску в ней гуманистических идеалов и ценностей и через обращение к личности самого ученика и развитие её индивидуальных способностей.
Гуманизация преподавания истории через обращение к личности ученика наряду с многими факторами предполагает формирование нравственной культуры.
В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали. В истории этики нравственность трактуется как нечто отличное от морали. Этому понятию придаётся более высокий смысл…
Во-первых, это обычаи и нравы, в которых человек не отличает себя как личность, от стихийно формирующихся привычных форм поведения, то есть нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль.
Во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством и обществом и регулируемые правом, что так же выходит за собственные рамки морали.
Школьный курс истории по своему содержанию позволяет решать задачи, связанные с формированием нравственной культуры у учащихся. Благодаря историческому материалу, картинам труда и быта, борьбы против социального гнёта и против иноземных захватчиков у школьников в процессе обучения формируются важнейшие нравственные принципы: преданность Родине, чувство ответственности, гуманизм, стремление к творческим свершениям и т.д.
Формируя нравственную культуру, необходимо понимать, что при этом главной задачей является самоопределение личности в культуре, что включает в себя конечно же и нравственное самоопределение, достижение учеником того состояния, которое можно считать основой нравственной культуры – состояние нравственной суверенности, осознанное как прямому аморализму, так и эстетические размытости, реорятивности оценок, отношений.
Программа интегрированного курса “Мир в средние века” включает в себя вопросы, которые способствуют формированию нравственной культуры у учащихся. В перечне понятий выделяемых в курсе истории Средних веков и истории России есть немало таких, для освоения которых во всей полноте и многогранности требуется обращение к вопросам морали, раскрытие роли выдающихся деятелей и исторических личностей, народных масс в развитии общества. Наряду с понятиями историческими вводятся также понятия: нравственность, мораль, честь, совесть, долг и т.д.
В процессе формирования нравственной культуры возможно использование различных методов обучения: это познавательный метод, так как эмоциональное восприятие у учащихся велико. Практический метод – позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на многие жизненно важные вопросы.
Проводя урок в форме дидактической игры, у учащихся формируются такие нравственные принципы: как чувство ответственности, стремление к творческим достижениям.
Нравственная культура это духовный мир человека. Поэтому необходимо уделять внимание и средствам с помощью которых формируется нравственная культура (видеофильмы, картины, художественная литература, исторические документы и т.п.)
Проблема формирования нравственной культуры сложна и многогранна. Но какую бы цель мы не ставили на уроке, как основополагающую, всё равно мы не можем обойти вопросы нравственности. Успех во многом зависит от творчества самого учителя в подборе и преподнесении материала, средств и методов обучения, от умения передать учащимся собственное эмоциональное изложение в этих средствах.
Какими методами, формами и средствами возможно формировать у учащихся нравственную кульутру рассмотрим на примере урока истории 6 класс по теме “Гуситские войны 1419 – 1434 гг.”
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: дидактическая игра “Восстанавливаем прошлое”
Метод обучения: проблемный метод (на основе фактов сделать вывод)
Проблемное задание: В чём был нравственный подвиг Яна Жижки, какова его роль в общенародной борьбе?
Основные понятия темы: Центральная Европа, Чехия, гуситы, Табор, умеренные табориты, католическая церковь, феодальный и национальный гнёт, народное войско, воевода Ян Жижка, сейм, крестовые походы.
Средства обучения:
Литература:
- Е.В.Агибалов, Г.М.Донской История Средних веков, §32
- Р.Ю.Виппер Краткий учебник истории Средних веков, ч.2 стр.74-78
- М.Бойцов, Р.Шукуров История Средних веков, § 52
- Хрестоматия по истории Средних веков, стр.15-30
- Книга для чтения по истории Средних веков, стр.140-148
- Энциклопедический словарь юного историка, стр.126-128
- Г.М.Донской Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков, задание 8, 15 стр.39-40
-
Карта “Европа XIV – XV вв.”
-
Атласы по истории Средних веков. Карта “Гуситские войны”
-
Раздаточный материал по истории Средних веков, карточка 33
-
Схема “Боевой порядок гуситов”
Цель урока:
-
воспитывать, на примере нравственного подвига Яна Жижки у учащихся этические нормы: любовь к Родине, высокое национальное самосознание, нетерпимость всему, что унижает человеческое достоинство;
-
на основе фактического материала о жизни и деятельности выдающегося военноначальника Яна Жижки раскрыть ход исторических событий, определить причины успешных действий армии гуситов над крестоносцами;
-
развивать у учащихся умения решать познавательные задачи и делать выводы, которые будут способствовать успешному решению проблемного задания.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала ДИ “Восстанавливаем прошлое”
- Домашнее задание.
- Итог урока (выставление оценок за урок совместно с учащимися)
План изучения нового материала
- Начало вооружённой борьбы.
- Ян Жижка – руководитель народного войска
- Военное дело гуситов.
- Последствия гуситский войн.
Мы с вами изучая историю не только для того, чтобы знать какой-либо исторический факт, события, имена выдающихся деятелей. У истории мы учимся.
Чему нас может научить история?
Любые исторические процессы связаны с конкретными историческими личностями. Они оказывают большое влияние на судьбы отдельных людей и даже целые народы.
С кем из таких людей мы познакомились на предыдущем уроке?
Вам было дано задание подготовить свой вариант речи Яна Гуса на Константском соборе, в котором вы должны показать, какими качествами обладал этот человек.
2-3 ученика предлагают свой вариант речи.
Так какими же качествами обладал Ян Гус?
Можно ли сказать об этом человеке, что он был человеком высоконравственным? Почему?
Как отреагировал чешский народ на известие о казни Яна Гуса?
Итак мы выяснили причины начала начала густского движения и какую роль в этом сыграл Ян Гус.
Как вы думаете у Яна Гуса были последователи? Кто они?
Сегодня мы познакомимся с дальнейшим ходом событий в Чехии, при этом перед нами стоит задача ответить на вопрос:
В чём был нравственный подвиг Яна Жижки, какова его роль в общенародной борьбе?
Нам предстоит с помощью рассказов ребят, работы с картой, учебником и дополнительными материалами восстановить ещё одну страницу истории. “Гуситские войны”.
Толчком к началу вооружённой борьбы чешского народа стала казнь Яна Гуса.
В 1419 году произошло восстание в Праге. Народный гнев обрушился на германских и чешских феодалов, на католическую церковь. Действия восставших были достаточно успешными. У Яна Гуса оказалось много сторонников и последователей. Они разъясняли народу чего они добиваются своей борьбой. Что действуют они в интересах чешского народа.
Католическая церковь очень боялась потерять свои владения в Чехии, поэтому она вступает в союз с германскими князьями, императором Сигизмундом и чешскими феодалами, объявили гуситам крестовый поход.
Во главе войска гуситов встал Ян Жижка.
Кто же он Ян Жижка?
Проверка опережающих заданий, данных отдельным учащимся.
1. Рассказ-диалог “Воспоминания о Яне Жижке”
Какие качества помогли Яну Жижке встать во главе гуситов?
У гуситов, как свидетельствуют источники, залог успеха был в том. Что их войско было хорошо организовано.
2. Рассказ об устройстве лагеря гуситов и порядков, которые установил Ян Жижка.
Какие качества Яна Жижки, как руководителя армии, способствовали успешным действиям гуситов?
Ответить на этот вопрос вам помогут задания карточки 35.
3. О ходе Гуситских войн мы можем узнать изучив карту и прочтя её “легенду” (работа с картой “Европа в XIV-XV вв.” и “Гуситские войны”)
Сколько крестовых походов было предпринято против гуситов?
Какая территория была охвачена Гуситскими войнами?
Почему гуситы вышли за пределы Чехии?
Предательство умеренных таборитов привело к поражению гуситов, тем не менее эти войны имели положительные последствия.
Каковы были последствия Гуситских войн? (работа с учебником)
И так мы восстановили ещё одну страницу истории: Гуситские войны. В ней достойное место занял Ян Жижка. Теперь необходимо ответить на вопрос, который был задан в начале урока. (Решение проблемного задания)
Вывод: Личностные качества Яна Жижки, человека, который горячо любил свою родину, ненавидел ложь, насилие, будучи человеком принадлежавшим к знатному сословию, позволили ему встать во главе освободительной борьбы в Чехии, пользоваться авторитетом и большим доверием среди гуситов. Это во многом способствовало становлению Чехии, как самостоятельного государства. Народ увидел, что с угнетателями можно и нужно бороться всем вместе.
Домашнее задание: §32, познавательная задача:
- Познавательная задача: представьте себе ситуацию: в одну чешскую деревню пришли а)табориты, б)умеренные, в)крестоносцы. Как поведёт себя каждый из них в этой деревне?
- Составьте рассказ – воспоминание об одном из событий Гуситских войн от имени а)таборита, б)умеренного, в)крестоносца.
Итог урока:
А теперь необходимо нам вместе оценить работу на сегодняшнем уроке.
- Какой оценки заслуживают ребята, которые представили свой вариант “речи…”?
- Как мы оценим работу ребят, которые готовили опережающее задание?
- Кого можно отметить за хорошую работу во время урока? Какие оценки мА поставим ученикам? (оценивание ответов на вопросы)