Формирование нравственной культуры в процессе изучения интегрированного курса всеобщей истории, истории России и истории родного края "Мир в средние века"

Разделы: Администрирование школы


Особенности развития современного общества очень ярко выявили, что дальнейшее развитие науки и техники вступают в противоречие с гуманистической направленностью общественного прогресса. Способом разрешения этого противоречия является переориентация жизненных целей человечества, ибо проблема выживания становится общей заботой.

В этих условиях задачей школы является формирование нового типа личности, которая осознаёт примат общечеловеческих ценностей над национальными и классовыми. Это возможно осуществить через обращение к самой истории и поиску в ней гуманистических идеалов и ценностей и через обращение к личности самого ученика и развитие её индивидуальных способностей.

Гуманизация преподавания истории через обращение к личности ученика наряду с многими факторами предполагает формирование нравственной культуры.

В понятие нравственная культура в первую очередь входят такие понятия как: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали. В истории этики нравственность трактуется как нечто отличное от морали. Этому понятию придаётся более высокий смысл…

Во-первых, это обычаи и нравы, в которых человек не отличает себя как личность, от стихийно формирующихся привычных форм поведения, то есть нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль.

Во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством и обществом и регулируемые правом, что так же выходит за собственные рамки морали.

Школьный курс истории по своему содержанию позволяет решать задачи, связанные с формированием нравственной культуры у учащихся. Благодаря историческому материалу, картинам труда и быта, борьбы против социального гнёта и против иноземных захватчиков у школьников в процессе обучения формируются важнейшие нравственные принципы: преданность Родине, чувство ответственности, гуманизм, стремление к творческим свершениям и т.д.

Формируя нравственную культуру, необходимо понимать, что при этом главной задачей является самоопределение личности в культуре, что включает в себя конечно же и нравственное самоопределение, достижение учеником того состояния, которое можно считать основой нравственной культуры – состояние нравственной суверенности, осознанное как прямому аморализму, так и эстетические размытости, реорятивности оценок, отношений.

Программа интегрированного курса “Мир в средние века” включает в себя вопросы, которые способствуют формированию нравственной культуры у учащихся. В перечне понятий выделяемых в курсе истории Средних веков и истории России есть немало таких, для освоения которых во всей полноте и многогранности требуется обращение к вопросам морали, раскрытие роли выдающихся деятелей и исторических личностей, народных масс в развитии общества. Наряду с понятиями историческими вводятся также понятия: нравственность, мораль, честь, совесть, долг и т.д.

В процессе формирования нравственной культуры возможно использование различных методов обучения: это познавательный метод, так как эмоциональное восприятие у учащихся велико. Практический метод – позволяет учащимся самостоятельно найти ответ на многие жизненно важные вопросы.

Проводя урок в форме дидактической игры, у учащихся формируются такие нравственные принципы: как чувство ответственности, стремление к творческим достижениям.

Нравственная культура это духовный мир человека. Поэтому необходимо уделять внимание и средствам с помощью которых формируется нравственная культура (видеофильмы, картины, художественная литература, исторические документы и т.п.)

Проблема формирования нравственной культуры сложна и многогранна. Но какую бы цель мы не ставили на уроке, как основополагающую, всё равно мы не можем обойти вопросы нравственности. Успех во многом зависит от творчества самого учителя в подборе и преподнесении материала, средств и методов обучения, от умения передать учащимся собственное эмоциональное изложение в этих средствах.

Какими методами, формами и средствами возможно формировать у учащихся нравственную кульутру рассмотрим на примере урока истории 6 класс по теме “Гуситские войны 1419 – 1434 гг.”

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: дидактическая игра “Восстанавливаем прошлое”

Метод обучения: проблемный метод (на основе фактов сделать вывод)

Проблемное задание: В чём был нравственный подвиг Яна Жижки, какова его роль в общенародной борьбе?

Основные понятия темы: Центральная Европа, Чехия, гуситы, Табор, умеренные табориты, католическая церковь, феодальный и национальный гнёт, народное войско, воевода Ян Жижка, сейм, крестовые походы.

Средства обучения:

Литература:

  1. Е.В.Агибалов, Г.М.Донской История Средних веков, §32
  2. Р.Ю.Виппер Краткий учебник истории Средних веков, ч.2 стр.74-78
  3. М.Бойцов, Р.Шукуров История Средних веков, § 52
  4. Хрестоматия по истории Средних веков, стр.15-30
  5. Книга для чтения по истории Средних веков, стр.140-148
  6. Энциклопедический словарь юного историка, стр.126-128
  7. Г.М.Донской Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков, задание 8, 15 стр.39-40
  8. Карта “Европа XIV – XV вв.”

  9. Атласы по истории Средних веков. Карта “Гуситские войны”

  10. Раздаточный материал по истории Средних веков, карточка 33

  11. Схема “Боевой порядок гуситов”

Цель урока:

  • воспитывать, на примере нравственного подвига Яна Жижки у учащихся этические нормы: любовь к Родине, высокое национальное самосознание, нетерпимость всему, что унижает человеческое достоинство;

  • на основе фактического материала о жизни и деятельности выдающегося военноначальника Яна Жижки раскрыть ход исторических событий, определить причины успешных действий армии гуситов над крестоносцами;

  • развивать у учащихся умения решать познавательные задачи и делать выводы, которые будут способствовать успешному решению проблемного задания.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Изучение нового материала ДИ “Восстанавливаем прошлое”
  3. Домашнее задание.
  4. Итог урока (выставление оценок за урок совместно с учащимися)

План изучения нового материала

  1. Начало вооружённой борьбы.
  2. Ян Жижка – руководитель народного войска
  3. Военное дело гуситов.
  4. Последствия гуситский войн.

Мы с вами изучая историю не только для того, чтобы знать какой-либо исторический факт, события, имена выдающихся деятелей. У истории мы учимся.

Чему нас может научить история?

Любые исторические процессы связаны с конкретными историческими личностями. Они оказывают большое влияние на судьбы отдельных людей и даже целые народы.

С кем из таких людей мы познакомились на предыдущем уроке?

Вам было дано задание подготовить свой вариант речи Яна Гуса на Константском соборе, в котором вы должны показать, какими качествами обладал этот человек.

2-3 ученика предлагают свой вариант речи.

Так какими же качествами обладал Ян Гус?

Можно ли сказать об этом человеке, что он был человеком высоконравственным? Почему?

Как отреагировал чешский народ на известие о казни Яна Гуса?

Итак мы выяснили причины начала начала густского движения и какую роль в этом сыграл Ян Гус.

Как вы думаете у Яна Гуса были последователи? Кто они?

Сегодня мы познакомимся с дальнейшим ходом событий в Чехии, при этом перед нами стоит задача ответить на вопрос:

В чём был нравственный подвиг Яна Жижки, какова его роль в общенародной борьбе?

Нам предстоит с помощью рассказов ребят, работы с картой, учебником и дополнительными материалами восстановить ещё одну страницу истории. “Гуситские войны”.

Толчком к началу вооружённой борьбы чешского народа стала казнь Яна Гуса.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Народный гнев обрушился на германских и чешских феодалов, на католическую церковь. Действия восставших были достаточно успешными. У Яна Гуса оказалось много сторонников и последователей. Они разъясняли народу чего они добиваются своей борьбой. Что действуют они в интересах чешского народа.

Католическая церковь очень боялась потерять свои владения в Чехии, поэтому она вступает в союз с германскими князьями, императором Сигизмундом и чешскими феодалами, объявили гуситам крестовый поход.

Во главе войска гуситов встал Ян Жижка.

Кто же он Ян Жижка?

Проверка опережающих заданий, данных отдельным учащимся.

1. Рассказ-диалог “Воспоминания о Яне Жижке”

Какие качества помогли Яну Жижке встать во главе гуситов?

У гуситов, как свидетельствуют источники, залог успеха был в том. Что их войско было хорошо организовано.

2. Рассказ об устройстве лагеря гуситов и порядков, которые установил Ян Жижка.

Какие качества Яна Жижки, как руководителя армии, способствовали успешным действиям гуситов?

Ответить на этот вопрос вам помогут задания карточки 35.

3. О ходе Гуситских войн мы можем узнать изучив карту и прочтя её “легенду” (работа с картой “Европа в XIV-XV вв.” и “Гуситские войны”)

Сколько крестовых походов было предпринято против гуситов?

Какая территория была охвачена Гуситскими войнами?

Почему гуситы вышли за пределы Чехии?

Предательство умеренных таборитов привело к поражению гуситов, тем не менее эти войны имели положительные последствия.

Каковы были последствия Гуситских войн? (работа с учебником)

И так мы восстановили ещё одну страницу истории: Гуситские войны. В ней достойное место занял Ян Жижка. Теперь необходимо ответить на вопрос, который был задан в начале урока. (Решение проблемного задания)

Вывод: Личностные качества Яна Жижки, человека, который горячо любил свою родину, ненавидел ложь, насилие, будучи человеком принадлежавшим к знатному сословию, позволили ему встать во главе освободительной борьбы в Чехии, пользоваться авторитетом и большим доверием среди гуситов. Это во многом способствовало становлению Чехии, как самостоятельного государства. Народ увидел, что с угнетателями можно и нужно бороться всем вместе.

Домашнее задание: §32, познавательная задача:

  • Познавательная задача: представьте себе ситуацию: в одну чешскую деревню пришли а)табориты, б)умеренные, в)крестоносцы. Как поведёт себя каждый из них в этой деревне?
  • Составьте рассказ – воспоминание об одном из событий Гуситских войн от имени а)таборита, б)умеренного, в)крестоносца.

Итог урока:

А теперь необходимо нам вместе оценить работу на сегодняшнем уроке.

  1. Какой оценки заслуживают ребята, которые представили свой вариант “речи…”?
  2. Как мы оценим работу ребят, которые готовили опережающее задание?
  3. Кого можно отметить за хорошую работу во время урока? Какие оценки мА поставим ученикам? (оценивание ответов на вопросы)