Педагогическая мастерская "Использование интерактивных средств на уроках физики в профильной школе"

Разделы: Физика


Цель мастерской:

  • Развивающая: развить умение наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, любознательность, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
  • Воспитывающая: воспитывать раскованности личностных качеств ученика, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приёмы, способы:

  • анализ собственного опыта:
  • обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия.

«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

Цель: Определить удельную теплоёмкость металлических цилиндров.

Оборудование:

1) На столе учителя – стакан с водой, калориметр, температурный датчик (лаборатория L-микро), металлические цилиндры на нитях, сосуд с горячей водой.

2) На парту ученикам – весы, гири, стакан с водой, калориметр, термометр, металлические цилиндры на нити, сосуд с горячей водой.


Рисунок 1

Этап мастерской

Учитель

Ученики

Индуктор

(Рисунок 1)

Создание проблемной ситуации. Показываю опыт. Предварительно разогретые цилиндры (алюминиевый и латунный) опускаю в калориметры. На интерактивной доске наблюдаем изменение температуры (лаборатория L-микро) Вопрос? Как вы думаете, от чего это зависит?

Ученики наблюдают за графиком, на котором видим, что у цилиндров в результате теплообмена по-разному изменяется температура (при соблюдении одинаковых первоначальных условиях).

Работа с материалом

Самоконструкция

На листочках напишите ответ на  вопрос, запишите гипотезы (предположения).

Ученики, каждый индивидуально пишет на листочке ответ на поставленный вопрос.

Социоконструкция

Обсудите свои гипотезы с товарищами в группе.

Обсуждение гипотез в микрогруппы (группа 5 человек)

Социализация

Обсуждение гипотез у доски. Гипотезы: разная масса, разное вещество.

По представителю от микрогруппы выходят к доске, представляют свои гипотезы. Проверяем гипотезы (от массы, с помощью весов)

Разрыв

А что такое удельная теплоёмкость? Величина это табличная, попробуем определить её сейчас, используя предоставленное оборудование. Интерактивная доска – работа с таблицей, использование инструмента шторки.

Отвечают на вопросы.

Социоконструкция

Посмотрите на предоставленное оборудование. Предложите способ определения удельной теплоёмкости.

Обсуждают в микрогруппах способы определения.

Социализация

Помочь учащимся правильно     сориентироваться в выборе способов определения удельной теплоёмкости. Работа с программой «Виртуальная лаборатория»

По одному представителю от группы выходят, озвучивают свои способы определения у доски.

Творческая работа

Проделайте эксперимент по определению удельной теплоёмкости для двух тел. Сравните с табличным значением.

Учащиеся работают в трёх группах. Проводят эксперимент: виртуальный; с использованием лаборатории L-Микро; обычный вариант работы.

Афиширование

Прошу предоставить результаты эксперимента у доски (один представитель от группы) Какова практическая значимость данной физической величины.

Обсуждение результатов.

Рефлексия

Вопросы:

  • Какие чувства и ощущения  возникли у меня во время занятия?
  • Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь? Что нового к уже имеющемуся опыту мне удалось создать?
  • Какие трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал? (пытался преодолевать)
  • Задайте вопросы, возникшие в связи с темой дня: а) самому себе; б) другим ученикам; в) учителю.
  • Нарисуйте рожицу отображающее ваше эмоциональное настроение.

Учащиеся отвечают на вопросы, которые записаны у них на листочках.

Учащиеся делятся на три группы. Им предлагается три варианта выполнения работы:

  1. используя оборудование лаборатории L-микро, компьютерные датчики;
  2. виртуальная лабораторная работа – компьютерная программа;
  3. обычный вариант выполнения работы, с лабораторным оборудованием.

Из итоговой рефлексии учитель делает соответствующие выводы.

Вариант 1. (С использованием лаборатории L-Микро)

Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела

Цель: определить удельную теплоёмкость металлических цилиндров.

Оборудование: два различных металлических цилиндра на нити, сосуд с горячей водой, мен­зурка, температурный датчик (лаборатория   L-Микро), калориметр, весы с разновесами.

ХОД РАБОТЫ

1. По ходу эксперимента заполните таблицу.

№ опыта

t1, 0С

t2, 0С

θ, 0С

m1, кг

m2, кг

с 2, Дж/(кг0С)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налейте в калориметр воду массой 100-150 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды. (t1)

3. Из­мерьте массу тела m2

4. Измерьте объем холодной воды V(m3) . Рассчитайте ее массу m1:

3.   Нагрейте тело на нити в сосуде с горячей водой и измерьте его температуру t2 (установившаяся темпе­ратура воды).

4.   Опустите тело в калориметр и измерьте установив­шуюся температуру θ.

5.   Рассчитайте теплоемкость твёрдого тела с 2 :

где с 1 —удельная теплоемкость воды.

6.   Повторите пункты опыт с другим телом, но другой массы.

7.   Определив удельную теплоёмкость, сравните с табличным значением. Сделайте вывод.

8. Рефлексия: ответьте на поставленные вопросы.

  • Какие чувства и ощущения  возникли у меня во время занятия?
  • Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь? Что нового к уже имеющемуся опыту мне удалось создать?
  • Какие трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал? (пытался преодолевать)
  • Задайте вопросы, возникшие в связи с темой дня: а) самому себе; б) другим ученикам; в) учителю.
  • Нарисуйте рожицу отображающее ваше эмоциональное настроение.

Вариант 2. Виртуальная лабораторная работа


Рисунок 2


Рисунок 3

Вариант 3. Обычный вариант выполнения работы

Учебник А. В. Перышкина, Физика-8, лабораторная работа № 2.


Рисунок 4