Цель мастерской:
- Развивающая: развить умение наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезы, любознательность, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
- Воспитывающая: воспитывать раскованности личностных качеств ученика, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.
Методы, приёмы, способы:
- анализ собственного опыта:
- обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия.
«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»
Цель: Определить удельную теплоёмкость металлических цилиндров.
Оборудование:
1) На столе учителя – стакан с водой, калориметр, температурный датчик (лаборатория L-микро), металлические цилиндры на нитях, сосуд с горячей водой.
2) На парту ученикам – весы, гири, стакан с водой, калориметр, термометр, металлические цилиндры на нити, сосуд с горячей водой.
Рисунок 1
Этап мастерской |
Учитель |
Ученики |
---|---|---|
Индуктор (Рисунок 1) |
Создание проблемной ситуации. Показываю опыт. Предварительно разогретые цилиндры (алюминиевый и латунный) опускаю в калориметры. На интерактивной доске наблюдаем изменение температуры (лаборатория L-микро) Вопрос? Как вы думаете, от чего это зависит? |
Ученики наблюдают за графиком, на котором видим, что у цилиндров в результате теплообмена по-разному изменяется температура (при соблюдении одинаковых первоначальных условиях). |
Работа с материалом Самоконструкция |
На листочках напишите ответ на вопрос, запишите гипотезы (предположения). |
Ученики, каждый индивидуально пишет на листочке ответ на поставленный вопрос. |
Социоконструкция |
Обсудите свои гипотезы с товарищами в группе. |
Обсуждение гипотез в микрогруппы (группа 5 человек) |
Социализация |
Обсуждение гипотез у доски. Гипотезы: разная масса, разное вещество. |
По представителю от микрогруппы выходят к доске, представляют свои гипотезы. Проверяем гипотезы (от массы, с помощью весов) |
Разрыв |
А что такое удельная теплоёмкость? Величина это табличная, попробуем определить её сейчас, используя предоставленное оборудование. Интерактивная доска – работа с таблицей, использование инструмента шторки. |
Отвечают на вопросы. |
Социоконструкция |
Посмотрите на предоставленное оборудование. Предложите способ определения удельной теплоёмкости. |
Обсуждают в микрогруппах способы определения. |
Социализация |
Помочь учащимся правильно сориентироваться в выборе способов определения удельной теплоёмкости. Работа с программой «Виртуальная лаборатория» |
По одному представителю от группы выходят, озвучивают свои способы определения у доски. |
Творческая работа |
Проделайте эксперимент по определению удельной теплоёмкости для двух тел. Сравните с табличным значением. |
Учащиеся работают в трёх группах. Проводят эксперимент: виртуальный; с использованием лаборатории L-Микро; обычный вариант работы. |
Афиширование |
Прошу предоставить результаты эксперимента у доски (один представитель от группы) Какова практическая значимость данной физической величины. |
Обсуждение результатов. |
Рефлексия |
Вопросы:
|
Учащиеся отвечают на вопросы, которые записаны у них на листочках. |
Учащиеся делятся на три группы. Им предлагается три варианта выполнения работы:
- используя оборудование лаборатории L-микро, компьютерные датчики;
- виртуальная лабораторная работа – компьютерная программа;
- обычный вариант выполнения работы, с лабораторным оборудованием.
Из итоговой рефлексии учитель делает соответствующие выводы.
Вариант 1. (С использованием лаборатории L-Микро)
Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела
Цель: определить удельную теплоёмкость металлических цилиндров.
Оборудование: два различных металлических цилиндра на нити, сосуд с горячей водой, мензурка, температурный датчик (лаборатория L-Микро), калориметр, весы с разновесами.
ХОД РАБОТЫ
1. По ходу эксперимента заполните таблицу.
№ опыта |
t1, 0С |
t2, 0С |
θ, 0С |
m1, кг |
m2, кг |
с 2, Дж/(кг0С) |
---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Налейте в калориметр воду массой 100-150 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды. (t1)
3. Измерьте массу тела m2
4. Измерьте объем холодной воды V(m3) . Рассчитайте ее массу m1:
3. Нагрейте тело на нити в сосуде с горячей водой и измерьте его температуру t2 (установившаяся температура воды).
4. Опустите тело в калориметр и измерьте установившуюся температуру θ.
5. Рассчитайте теплоемкость твёрдого тела с 2 :
где с 1 —удельная теплоемкость воды.
6. Повторите пункты опыт с другим телом, но другой массы.
7. Определив удельную теплоёмкость, сравните с табличным значением. Сделайте вывод.
8. Рефлексия: ответьте на поставленные вопросы.
- Какие чувства и ощущения возникли у меня во время занятия?
- Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь? Что нового к уже имеющемуся опыту мне удалось создать?
- Какие трудности встретились во время выполнения заданий и как я их преодолевал? (пытался преодолевать)
- Задайте вопросы, возникшие в связи с темой дня: а) самому себе; б) другим ученикам; в) учителю.
- Нарисуйте рожицу отображающее ваше эмоциональное настроение.
Вариант 2. Виртуальная лабораторная работа
Рисунок 2
Рисунок 3
Вариант 3. Обычный вариант выполнения работы
Учебник А. В. Перышкина, Физика-8, лабораторная работа № 2.
Рисунок 4