Старший подросток, испытывающий состояние душевного равновесия, психологического комфорта в учебном коллективе – это социально адаптированный человек, у него не нарушены психические функции (мышление, память, внимание, мышление, восприятие, эмоции), его можно назвать психически здоровым человеком.
Проблемы старших подростков касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о эмоциональном состоянии старших подростков.
Ежегодно в гимназии в декабре проводится исследование эмоциональной напряженности старшеклассников.
Десятиклассникам были предложены методика “Шкала тревожности” и анкета “Оценка эмоциональной напряженности”, позволяющие выявить влияние тревожности на успешность учебной деятельности, состояние личностной и школьной тревожности. В исследовании приняло участие 68 учащихся 10 –х классов.
Наиболее благополучным, эмоционально – стабильным оказался 10 “В” класс, 10 “Б” и 10 “А” классы имеют достаточно высокий показатель эмоциональной тревожности, связанной со школой, личной самооценкой и межличностными отношениями.
Причем эмоциональная тревожность у юношей сильнее выражена чем у девушек на 20 – 25 %. Показатели тревожности представлены в таблице.
Уровни различных видов тревожности.
Класс | Школьная тревожность | Самооценочная тревожность | Межличностная тревожность | Общая тревожность | ||||||||
норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | норма | повышенн. | высокая | |
10 “А” | 45% | 20% | 35% | 70% | 10% | 20% | 55% | 35% | 10% | 50% | 25% | 25% |
10 “Б” | 42% | 23% | 35% | 46% | 38% | 16% | 42% | 23% | 35% | 38% | 30% | 32% |
10 “В” | 73% | 9% | 18% | 90% | 10% | - | 72% | 18% | 10% | 73% | 23% | 4% |
Всего | 53% | 17% | 29% | 68% | 19% | 12% | 56% | 25% | 18% | 37% | 26% | 20% |
1. Фактор школьной тревожности. 29% старшеклассников имеют высокий показатель эмоциональных расстройств в ситуациях, связанных со школой, успеваемостью, общением с учителями.
В 10 “А” и 10 “Б” психоэмоциональное состояние в пределах возрастной нормы наблюдается у 45% - 42% от числа опрошенных. В 10 “В” - 73 %. Высокий показатель школьной тревожности выявлен в 10 “А” и 10 “Б” классах (35%). Одним из основных факторов стресса в школе являются контрольные работы, итоговые зачеты, экзамены.
Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые мешают идти к поставленной цели. Только 74% опрошенных старшеклассников уверены в своих учебных способностях. Повышенная тревожность и эмоциональный дискомфорт, вызванные учебным процессом, отражаются на эмоциональном здоровье школьников.
Как показывает анкетирование, с тревогой у большинства числа старшеклассников обнаруживают связь такие переживания, как возможность потерпеть неудачу -76%, чувство собственной неполноценности – 23%, незащищенности и вины –24%.
Исследование показало, что повышенные требования к уровню знаний учащихся старших классов в соответствии с мотивацией дальнейшего обучения в вузе создают условия для возникновения новых учебных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье старшеклассников.
Одной из главных причин учебной перегрузки в старших классах является недостаточное усвоение изучаемого материала, на что указали 26% опрошенных. Возможно, в среднем звене, у них недостаточно сформировались основные учебные знания и умения.
Другой причиной тревожности является неорганизованность – 38%, неумение выполнить намеченное, нехватка времени, порождающая неуверенность в своих силах, создающие атмосферу эмоционального дискомфорта.
Сложные контрольные работы, итоговые зачеты и экзамены также относятся к учебным стрессорным факторам, вызывающим у 70% опрошенных старшеклассников выраженные эмоциональные реакции, которые могут отрицательно отражаться на их здоровье. Плохие отметки, конфликтные отношения с учителями, недостаточное знание предмета, угрожающая возможность потерпеть неудачу, дефицит времени и т.п. являются причиной хронического эмоционального стресса практически у каждого второго старшеклассника.
2 фактор – тревожность, связанная с личными проблемами старшеклассников.
Ранний юношеский возраст (16 лет) приходится на школьный период жизни, поэтому проблемы старшеклассников касаются преимущественно страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников и окружающем социуме, с проблемами выбора направления предстоящей взрослой жизни, а также с учебной и внеучебной деятельностью. От самооценки подростка, от социального положения в классе зависит его эмоциональное настроение и результативность учебной деятельности.
Показатели самооценки в возрастной норме у всех опрошенных составляет 68%;
в 10 “Б” – 38% учащихся имеют повышенный уровень тревожности; в 10 “А” классе 20 % учащихся имеют высокий уровень личностной тревожности. С личностной тревожностью у большинства старшеклассников связаны такие переживания, как боязнь неудачи, чувство неполноценности, незащищенности, стыда или вины, низкий социальный статус в классе. Высокий показатель адекватной самооценки выявлен в 10 “В” классе (90%).
3 фактор – межличностное общение и взаимодействие старшеклассников в школе и за ее пределами.
Показатели возрастной нормы в межличностном общении составляют 56% всех опрошенных старшеклассников.
В 10 “А” у 35% учащихся повышенный уровень тревожности; в 10 “Б” у 35% учащихся выявлен высокий показатель тревожности, связанный с межличностным общением.
Вывод: Тревожность является свойством личности. Она содержит такие личностные элементы как беспокойство, чувство страха, мнительность, напряженность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у подростков является фактором риска.
Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт становятся причиной нарушения внимания у (53%), частые головные боли (55%), снижения работоспособности, сердцебиения при волнении (59%), нарушения сна учащихся (29%), что препятствует их успешной учебной деятельности. Высокий уровень тревожности может провоцировать различные функциональные нарушения невротического характера – раздражительность (59%).
В ходе исследования выявлены закономерности:
- Почти все представленные формы проявления тревожности выражены у девушек чаще, чем у юношей.
- Проблемы, связанные с учебной деятельностью беспокоят десятиклассников больше, чем личностные проблемы.
- Вместе с тем, связь между тревожностью и успеваемостью, определяемой по текущим отметкам, не обнаруживается.
Тревожные старшеклассники не удовлетворены своей успеваемостью вне зависимости от полученных оценок.
Полученные данные позволят педагогам на уроках, классным руководителям на классных часах принять меры первичной профилактики, направленные на предупреждения невротических расстройств у старшеклассников.