Подготовка к профессиональному самоопределению кадетов — одно из направлений работы офицера-воспитателя в кадетском корпусе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Десятилетние мальчишки, поступив в кадетский корпус, оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.

Офицер-воспитатель – ключевая фигура в кадетском корпусе. С первых дней офицер-воспитатель ставит перед ребятами задачи, требующие четкости, умения в планировании и достижении целей, честности, ответственности, умения подчиняться.

С первых дней мальчики начинают ощущать следующие особенности жизнедеятельности: жесткая регламентация распорядка дня, преобладание групповых видов деятельности, подчинение и субординация, совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:

  1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
  2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
  3. Уметь и развивать способности самостоятельно и качественно усваивать учебный материал.
  4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
  5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Консультированием, диагностикой, психопрофилактикой и коррекцией в кадетском корпусе занимается педагог-психолог. Однако многие офицеры-воспитатели также имеют высшее психологическое образование, что помогает в работе с детьми.

Самое сложное для молодого человека —  необходимость выбрать профессию. Профориентационное сопровождение  направленно не  на выбор конкретной профессии, а  на создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа “Я”, способности опираться на себя, то есть относиться к себе как к субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

У кадетов есть выраженная потребность  посоветоваться со своим офицером-воспитателем о своём  профессиональном  выборе.     С ними проводится  две-три беседы,  краткое  диагностическое  обследование,   далее принимается решение о выборе профессии.     Некоторым кадетам требуется   углубленное  обследование  и  многократные  консультации педагога-психолога,   чтобы   он мог подойти к  этому  решению.  

Многие кадеты уже имеют выраженные  профессиональные  интересы и  достаточно  устойчивый  профессиональный  план,  они в   наименьшей   степени нуждались  в помощи профконсультанта, и  консультирование   проходило только  в  случае самостоятельного  обращения  к офицеру-воспитателю или психологу.   Эти кадеты обращались  к профконсультанту за получением подтверждения  правильности  уже совершённого выбора.

В  конечном  итоге  наиболее  ценный  эффект   в   психодиагностической консультации состоит в том, что  кадет начинает более серьезно  задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

В   групповой   консультации   диагностика    явилась  элементом психологического просвещения,  направленного  на  формирование  образа  "Я", представления о себе как личности и субъекте профессиональной  деятельности. Такая консультация   затронула  различные  психологические  проблемы,  связанные  с  профессиональной  деятельностью.   Для   изучения   интересов, склонностей,  мотивов   выбора   профессии   оптантов   в   ходе   групповой консультации  были использованы   известные   методики:    "Карта    интересов", "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО), опросник  профессиональной готовности (ОПГ).

С помощью педагога-психолога кадетского корпуса было проведено исследование по выявлению отношения кадетов к различным направлениям деятельности. В основу исследования легла методика “Профиль” (“Карта интересов” А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).

Диаграмма показывает высокий интерес к военно-спортивной деятельности. И, к сожалению, слабый интерес к математике.

Исследование по выявлению профессиональных склонностей у кадетов показало слабую выраженность к занятиям научно-исследовательской, планово-экономической и эстетическим видам деятельности.

Диаграмма показывает, что у кадетов достаточно высокий уровень выраженной склонности к работе с людьми (50 %) и склонность к экстремальным видам деятельности (22 %).

Исследование кадетов 6-11 классов с целью профопределения показало, что 76 % кадет определилось с будущей профессией. Мальчики, поступив в кадетский корпус, уже четко представляют, кем они хотят работать.

Наиболее интересной профессией для кадет оказалась профессия военного и спортсмена.

В часы досуга с кадетами проводятся беседы, а также классные часы, на которых им предлагается ряд тем. На таких занятиях основной упор делается на важность сохранения своей жизни, физического здоровья и психологического. Для тех кадет, которые определились с профессиональным выбором военного офицера, предложена программа элективного курса “Введение в военную психологию”. Изучение курса, в основе которого лежит метод Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно, помогает кадетам познать себя и других.

Литература

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
  2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
  3. Галеев В.А. Профориентация в работе психолога с использованием метода ТТС М.Е.Бурно как здоровьесберегающая технология // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: Материалы международной научно-практической конференции, г.Москва, 20-21 ноября 2008 г. / Отв. Ред. В.А.Родионов. – Москва: Изд-во МГПУ. –С. 34-36.
  4. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
  5. Галеева Н.И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. Книга 2. - М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006. - 656 с.
  6. Карпущенко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в работе офицера-воспитателя при профориентации в условиях кадетской школы-интерната // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: Материалы международной научно-практической конференции, г.Москва, 20-21 ноября 2008 г. / Отв. Ред. В.А.Родионов. – Москва: Изд-во МГПУ. –С. 53-55.
  7. Краткий характерологический опросник (сост. М.Е. Бурно). – Москва.: РМАПО.-2007
  8. Методика “Профиль” / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.