Десятилетние мальчишки, поступив в кадетский корпус, оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.
Офицер-воспитатель – ключевая фигура в кадетском корпусе. С первых дней офицер-воспитатель ставит перед ребятами задачи, требующие четкости, умения в планировании и достижении целей, честности, ответственности, умения подчиняться.
С первых дней мальчики начинают ощущать следующие особенности жизнедеятельности: жесткая регламентация распорядка дня, преобладание групповых видов деятельности, подчинение и субординация, совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:
- Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.
- Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
- Уметь и развивать способности самостоятельно и качественно усваивать учебный материал.
- Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.
- Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.
Консультированием, диагностикой, психопрофилактикой и коррекцией в кадетском корпусе занимается педагог-психолог. Однако многие офицеры-воспитатели также имеют высшее психологическое образование, что помогает в работе с детьми.
Самое сложное для молодого человека — необходимость выбрать профессию. Профориентационное сопровождение направленно не на выбор конкретной профессии, а на создание внутренних условий профессионального самоопределения (развитие позитивного образа “Я”, способности опираться на себя, то есть относиться к себе как к субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.
У кадетов есть выраженная потребность посоветоваться со своим офицером-воспитателем о своём профессиональном выборе. С ними проводится две-три беседы, краткое диагностическое обследование, далее принимается решение о выборе профессии. Некоторым кадетам требуется углубленное обследование и многократные консультации педагога-психолога, чтобы он мог подойти к этому решению.
Многие кадеты уже имеют выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, они в наименьшей степени нуждались в помощи профконсультанта, и консультирование проходило только в случае самостоятельного обращения к офицеру-воспитателю или психологу. Эти кадеты обращались к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора.
В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что кадет начинает более серьезно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.
В групповой консультации диагностика явилась элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа "Я", представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности. Такая консультация затронула различные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Для изучения интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов в ходе групповой консультации были использованы известные методики: "Карта интересов", "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО), опросник профессиональной готовности (ОПГ).
С помощью педагога-психолога кадетского корпуса было проведено исследование по выявлению отношения кадетов к различным направлениям деятельности. В основу исследования легла методика “Профиль” (“Карта интересов” А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной).
Диаграмма показывает высокий интерес к военно-спортивной деятельности. И, к сожалению, слабый интерес к математике.
Исследование по выявлению профессиональных склонностей у кадетов показало слабую выраженность к занятиям научно-исследовательской, планово-экономической и эстетическим видам деятельности.
Диаграмма показывает, что у кадетов достаточно высокий уровень выраженной склонности к работе с людьми (50 %) и склонность к экстремальным видам деятельности (22 %).
Исследование кадетов 6-11 классов с целью профопределения показало, что 76 % кадет определилось с будущей профессией. Мальчики, поступив в кадетский корпус, уже четко представляют, кем они хотят работать.
Наиболее интересной профессией для кадет оказалась профессия военного и спортсмена.
В часы досуга с кадетами проводятся беседы, а также классные часы, на которых им предлагается ряд тем. На таких занятиях основной упор делается на важность сохранения своей жизни, физического здоровья и психологического. Для тех кадет, которые определились с профессиональным выбором военного офицера, предложена программа элективного курса “Введение в военную психологию”. Изучение курса, в основе которого лежит метод Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно, помогает кадетам познать себя и других.
Литература
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
- Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
- Галеев В.А. Профориентация в работе психолога с использованием метода ТТС М.Е.Бурно как здоровьесберегающая технология // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: Материалы международной научно-практической конференции, г.Москва, 20-21 ноября 2008 г. / Отв. Ред. В.А.Родионов. – Москва: Изд-во МГПУ. –С. 34-36.
- Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
- Галеева Н.И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А.Шолохова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2005/2006 учебный год. Книга 2. - М.: Первое сентября; Чистые пруды, 2006. - 656 с.
- Карпущенко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в работе офицера-воспитателя при профориентации в условиях кадетской школы-интерната // Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход: Материалы международной научно-практической конференции, г.Москва, 20-21 ноября 2008 г. / Отв. Ред. В.А.Родионов. – Москва: Изд-во МГПУ. –С. 53-55.
- Краткий характерологический опросник (сост. М.Е. Бурно). – Москва.: РМАПО.-2007
- Методика “Профиль” / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.