Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Попробуем сочинять загадки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

- на основе наблюдений показать учащимся, как построена загадка;
- учить детей применять свои умения в свободной письменной речи, сочинять загадки;
- совершенствовать навык каллиграфического письма.

Развивающие:

- развитие внимания, памяти мышления;
- развитие орфографической зоркости;
- расширение кругозора;
- развитие способности к самоконтролю;
- развитие умения работать в заданном темпе.

Воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету, к чтению;
- воспитание самостоятельности.

Оборудование:

- интерактивная доска;
- слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
- учебник русского языка (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

ХОД УРОКА

1) Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

- Давайте хором прочтём тему урока.
- Что такое загадка? (Это выражение, нуждающееся в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
- Кто загадывает загадки?
- А вы хотите научиться сочинять загадки?

- Прочитайте:

Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!

(ПАРОХОД)

- Отгадайте эту загадку.
- Как вы догадались? По каким признакам?
- Назовите эти признаки.
- Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (нет)
- Как вы узнаёте загаданный предмет? (с помощью признаков)
- По- твоему, загадки- это деловая речь или картинная?
- Сегодня мы попробуем сочинять загадки.

2) Работа по учебнику.

(Стр. 78 №175)

- Обратимся к задачнику.
- Первый текст не загадка, так как в нём назван предмет (стол), т.е. не выполнено первое требование к загадкам.
- Второй текст – загадка. Почему? (Есть признаки, по которым можно понять, что это загадка.)
- Назовите эти признаки.
- Но первый текст легко превратить в загадку. Каким образом? (Убрать слово стол)
- Прочитаем загадку.

Продолжим работу по учебнику.

(Стр. 79 № 177)

- Предметы, о которых можно попробовать сочинить загадки, подсказаны картинками: это лопата и ножницы.
- Что это за предмет? (Лопата)
- Зачем он нужен? (Копать)
- Из какого материала сделан? (Железо)
- На что похож? Может быть, на ладошку?
- Давайте назовём признаки этой “ладошки”, подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
- Из какого материала и на что похожа? (железная ладошка)
- Что мы делаем лопатой? (копаем)
- А что сейчас осенью копают лопатой? (картошку) (копает картошку)

- Давайте соберём загадку.

Железная ладошка
копает картошку.

- Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от них?
- Запись на доске (одно слово один ученик)

Ж…лезна… л…до…к…
К…па…т к…рто…к…

- Пропустите одну строчку.
- Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
- Где можно найти это слово и решить орфографическую задачу? (в словаре)
- Прочитайте слово по слогам (ло-па-та)
- Перед тем, как записать слово, посмотрим, как соединяются первые три буквы.
- Давайте попробуем потренироваться в написание

3) Чистописание.

- А сейчас запишите это слово на строке.

4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5) Сочинить загадку про ёжика.

- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
- Какой он по форме?
- По цвету?
- Какая у него мордочка? Ножки?
- Чем покрыта у него спинка?
- Какие у него повадки?
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Что он частенько носит на своей спинке?
- Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных.

(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)

- Подберите слова, обозначающие действие ежа.

(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)

- Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:

катится - прячется
комочек - клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках

Соберем загадку:

Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.

(Ёжик)

- Подели на слоги, отметь орфограммы.
- Спишите эту загадку с доски.
- Отметить опасные места.

6) Найди спрятанное слово.

- Мы продолжаем разгадывать загадки.
- Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
- Чтение учителем.

1.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

2.

Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой?

(арбуз)

3.

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…

(горох)

4.

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

(Собака)

5.

Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.

(Дорога)

6.

Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя.

(Зеркало)

7.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена.

(Берёза)

7) Игра “Отгадай-ка”.

- Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)

8) Итог урока.

- Понравилось ли сочинять загадки?
- Как вы сочиняли загадки?
- Дома сочините загадки об одном из этих предметов и можете нарисовать его, а в классе мы проведем конкурс на лучшую загадку.
- Расскажите мамам и папам, чему вы научились на уроке, и загадайте наши загадки.