Цели урока:
Образовательные:
- на основе наблюдений показать учащимся, как
построена загадка;
- учить детей применять свои умения в свободной
письменной речи, сочинять загадки;
- совершенствовать навык каллиграфического
письма.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти мышления;
- развитие орфографической зоркости;
- расширение кругозора;
- развитие способности к самоконтролю;
- развитие умения работать в заданном темпе.
Воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету, к чтению;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
- учебник русского языка (авторы – М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
ХОД УРОКА
1) Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
- Давайте хором прочтём тему урока.
- Что такое загадка? (Это выражение, нуждающееся
в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
- Кто загадывает загадки?
- А вы хотите научиться сочинять загадки?
- Прочитайте:
Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
(ПАРОХОД)
- Отгадайте эту загадку.
- Как вы догадались? По каким признакам?
- Назовите эти признаки.
- Называется ли в загадке предмет, о котором
придумана загадка? (нет)
- Как вы узнаёте загаданный предмет? (с помощью
признаков)
- По- твоему, загадки- это деловая речь или
картинная?
- Сегодня мы попробуем сочинять загадки.
2) Работа по учебнику.
(Стр. 78 №175)
- Обратимся к задачнику.
- Первый текст не загадка, так как в нём назван
предмет (стол), т.е. не выполнено первое
требование к загадкам.
- Второй текст – загадка. Почему? (Есть
признаки, по которым можно понять, что это
загадка.)
- Назовите эти признаки.
- Но первый текст легко превратить в загадку.
Каким образом? (Убрать слово стол)
- Прочитаем загадку.
Продолжим работу по учебнику.
(Стр. 79 № 177)
- Предметы, о которых можно попробовать
сочинить загадки, подсказаны картинками: это
лопата и ножницы.
- Что это за предмет? (Лопата)
- Зачем он нужен? (Копать)
- Из какого материала сделан? (Железо)
- На что похож? Может быть, на ладошку?
- Давайте назовём признаки этой “ладошки”,
подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
- Из какого материала и на что похожа? (железная
ладошка)
- Что мы делаем лопатой? (копаем)
- А что сейчас осенью копают лопатой? (картошку)
(копает картошку)
- Давайте соберём загадку.
Железная ладошка
копает картошку.
- Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от
них?
- Запись на доске (одно слово один ученик)
Ж…лезна… л…до…к…
К…па…т к…рто…к…
- Пропустите одну строчку.
- Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
- Где можно найти это слово и решить
орфографическую задачу? (в словаре)
- Прочитайте слово по слогам (ло-па-та)
- Перед тем, как записать слово, посмотрим, как
соединяются первые три буквы.
- Давайте попробуем потренироваться в написание
3) Чистописание.
- А сейчас запишите это слово на строке.
4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5) Сочинить загадку про ёжика.
- Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
- Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое
главное.
- Какой он по форме?
- По цвету?
- Какая у него мордочка? Ножки?
- Чем покрыта у него спинка?
- Какие у него повадки?
- Где он живёт?
- Чем питается?
- Что он частенько носит на своей спинке?
- Давайте выделим главные признаки ежа,
позволяющие отличить его от других животных.
(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)
- Подберите слова, обозначающие действие ежа.
(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)
- Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
- Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:
катится - прячется
комочек - клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках
Соберем загадку:
Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.
(Ёжик)
- Подели на слоги, отметь орфограммы.
- Спишите эту загадку с доски.
- Отметить опасные места.
6) Найди спрятанное слово.
- Мы продолжаем разгадывать загадки.
- Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
- Чтение учителем.
1.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
2.
Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой?
(арбуз)
3.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…
(горох)
4.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)
5.
Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.
(Дорога)
6.
Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя.
(Зеркало)
7.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена.
(Берёза)
7) Игра “Отгадай-ка”.
- Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)
8) Итог урока.
- Понравилось ли сочинять загадки?
- Как вы сочиняли загадки?
- Дома сочините загадки об одном из этих
предметов и можете нарисовать его, а в классе мы
проведем конкурс на лучшую загадку.
- Расскажите мамам и папам, чему вы научились на
уроке, и загадайте наши загадки.