Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить с творчеством Дмитрия Мамина – Сибиряка;
  2. Обучать осознанному выразительному чтению произведения; определять основную мысль текса;
  3. Обогащать словарный запас учащихся.
  4. Развивать творческие способности, внимание к образным средствам языка.
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:

  • портрет Дмитрия Мамина – Сибиряка,
  • рисунок с изображением Медведко,
  • карточки со стихотворением Валентина Берестова “Знакомый”,
  • толковые словари.
1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

а) Прочитайте строчки из стихотворения В. Берестова “Знакомый”.

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – на встречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем
Мы- неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я!

-Догадались, о каком знакомом идет речь?

- Найдите созвучные строчки о дружбе с животным в стихотворении “Прощание с другом”.

б) Выразительное чтение наизусть.

- Кто для В. Берестова наши “братья меньшие”?

в) Чтение авторского текста.

3. Работа над рассказом “Медведко”

а) До чтения.

-Какие предложения у вас появились после того, как вы рассмотрели иллюстрацию, прочитали фамилию автора и заглавие произведения?

б) Чтение 1-й части вслух.

Беседа после чтения.

- Что мы узнали о рассказчике?

- Как медвежонок оказался у него в доме?

- Каким вы представляете медвежонка? Найдите его описание в тексте. Какие слова помогают нам определить авторское отношение к зверю?

– Как вел себя зверь в новом месте?

- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?

- Хорошо ли подумал барин, когда брал медвежонка?

Подберите заголовок к первой части.

в) Выборочное чтение 2-й части и беседа по содержанию.

-Прочитай вступление.

- Что показалось самым забавным в поведении медвежонка?

- Как называет рассказчик зверька?

- Прочитайте кульминацию.

Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку? Как он называет зверя?

- Как вы думаете приживется ли медвежонок в доме?

Подберите заголовок ко второй части.

г) Работа над 3-й частью.

Сначала ученики читают про себя. Затем следует выборочное чтение по вопросам.

- Что случилось в гостиной?

- Куда на ночлег поместили медвежонка?

- Чем это закончилось?

-Где провел зверь следующую ночь?

- Подчеркните слова, которыми теперь называют медвежонка. О чем они говорят? Изменяется ли отношение рассказчика и окружающих к медвежонку?

- Как по-вашему, теперь поступит рассказчик?

Подберите заголовок к третьей части.

д) Работа над 4-й частью.

Читает вслух хорошо читающий ученик.

Вопросы после чтения:

- Почему рассказчик сожалеет о том, что взял медвежонка домой?

-Как знакомый рассказчика сначала отнесся к медвежонку? Что это вам напомнило?

Подберите заголовок к четвертой части.

4. Творческое задание.

- Пофантазируйте и расскажите, как сложится жизнь медвежонка в дальнейшем.

5. Итог урока.

- К какой мысли подводит автор своих читателей?

- Каких животных лучше держать в доме

6. Учащиеся оценивают свою работу на уроке самостоятельно, прокомментировав свою оценку.

7. Домашнее задание.

  1. Первый ряд – перечитать текст
  2. Второй ряд – подготовить пересказ от 3-го лица
  3. Третий ряд – перечитать и подготовить словесный портрет медвежонка.