Цель:
- Познакомить с творчеством Дмитрия Мамина – Сибиряка;
- Обучать осознанному выразительному чтению произведения; определять основную мысль текса;
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать творческие способности, внимание к образным средствам языка.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование:
- портрет Дмитрия Мамина – Сибиряка,
- рисунок с изображением Медведко,
- карточки со стихотворением Валентина Берестова “Знакомый”,
- толковые словари.
2. Проверка домашнего задания
а) Прочитайте строчки из стихотворения В. Берестова “Знакомый”.
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – на встречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.И вот мы радости не прячем
Мы- неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я!
-Догадались, о каком знакомом идет речь?
- Найдите созвучные строчки о дружбе с животным в стихотворении “Прощание с другом”.
б) Выразительное чтение наизусть.
- Кто для В. Берестова наши “братья меньшие”?
в) Чтение авторского текста.
3. Работа над рассказом “Медведко”
а) До чтения.
-Какие предложения у вас появились после того, как вы рассмотрели иллюстрацию, прочитали фамилию автора и заглавие произведения?
б) Чтение 1-й части вслух.
Беседа после чтения.
- Что мы узнали о рассказчике?
- Как медвежонок оказался у него в доме?
- Каким вы представляете медвежонка? Найдите его описание в тексте. Какие слова помогают нам определить авторское отношение к зверю?
– Как вел себя зверь в новом месте?
- Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
- Хорошо ли подумал барин, когда брал медвежонка?
Подберите заголовок к первой части.
в) Выборочное чтение 2-й части и беседа по содержанию.
-Прочитай вступление.
- Что показалось самым забавным в поведении медвежонка?
- Как называет рассказчик зверька?
- Прочитайте кульминацию.
Изменяется ли отношение рассказчика к медвежонку? Как он называет зверя?
- Как вы думаете приживется ли медвежонок в доме?
Подберите заголовок ко второй части.
г) Работа над 3-й частью.
Сначала ученики читают про себя. Затем следует выборочное чтение по вопросам.
- Что случилось в гостиной?
- Куда на ночлег поместили медвежонка?
- Чем это закончилось?
-Где провел зверь следующую ночь?
- Подчеркните слова, которыми теперь называют медвежонка. О чем они говорят? Изменяется ли отношение рассказчика и окружающих к медвежонку?
- Как по-вашему, теперь поступит рассказчик?
Подберите заголовок к третьей части.
д) Работа над 4-й частью.
Читает вслух хорошо читающий ученик.
Вопросы после чтения:
- Почему рассказчик сожалеет о том, что взял медвежонка домой?
-Как знакомый рассказчика сначала отнесся к медвежонку? Что это вам напомнило?
Подберите заголовок к четвертой части.
4. Творческое задание.
- Пофантазируйте и расскажите, как сложится жизнь медвежонка в дальнейшем.
5. Итог урока.- К какой мысли подводит автор своих читателей?
- Каких животных лучше держать в доме
6. Учащиеся оценивают свою работу на уроке самостоятельно, прокомментировав свою оценку.
7. Домашнее задание.
- Первый ряд – перечитать текст
- Второй ряд – подготовить пересказ от 3-го лица
- Третий ряд – перечитать и подготовить словесный портрет медвежонка.