Интегрированный урок математики и трудового обучения во 2-м классе. Тема: "Закрепление умения решать задачи и примеры. Закладка для книги"

Разделы: Начальная школа


Цели

1. Закрепить умение складывать и вычитать числа с переходом через десяток; закрепить умение решать и составлять задачи, решать деформированные чи­словые выражения; закрепить умение вычислять периметр квадрата и прямо­угольника путём сложения длин всех сторон фигуры; закрепить умение стро­ить окружность; закрепить знание правил дорожного движения.

2. Развивать логическое мышление, память, творческие способности, познава­тельный интерес учащихся.

3. Воспитывать у учащихся самоуважение и уважение к окружающим людям, научить понимать значимость каждого человека; воспитывать аккуратность.

Оборудование

Иллюстрации колесницы, кареты, первых автомобилей; перфокарты; интерактивная доска; образцы закладок; плакат с пословицей «Все дороги ведут в Рим»; плакат с правилами рабочего человека.

Ход урока

I. Организационный моментПостановка цели и темы урока.

Наш урок - экскурсия в историю. Мы узнаем, когда появились первые доро­ги, светофор, первые правила дорожного движения. Закрепим пройденный материал и сделаем закладку для учебника.

II. Актуализация знаний

1. Компоненты при сложении и вычитании, нахождение неизвестного компонента

а-в=с

а+в=с

2. Состав числа 10.

10

5

+

 

 

+

4

7

+

 

 

+

1

2

+

 

3. Решить деформированные выражения.

□ + 8 = 17

14 - 7 =□

6 + □ = 11

15 - □ = 7 14

12 - □= 6

11 - □ = 7

14 - 9= □

14 - □ = 8

4. Найди значение выражения.

15 - 7 + 3;

12 - 2 + 9;

14 - 6 + 7;

12 - 6 + 5;

13 – 7 + 8

Во время устного счёта сильные ученики решают перфокарты со следующи­ми выражениями:

18 - □ - 6 = 5;

14 - □ + 8 = 15;

12 -□ - 5 = 13;

11 + 4 -□ = 6;

15-□+7=14;

□ +6-9=4

3. Результатом устного счёта является раскрытие пословицы на плакате:

Все дороги ведут в Рим.

III. Учитель. Мы попали в Римскую империю. Послушайте рассказ ученика о Риме.

Ученик. Рим - это столица Римской империи - очень агрессивной империи. И точнее можно было  бы сказать, что все дороги ведут из Рима. Римская империя завоёвывала близлежащие к ней государства. Она не признавала право людей быть свободными, если ты не римлянин. Но каждый человек рождён быть свободным. Естественно, завоёван­ные народы восставали, чтобы вернуть себе свободу. А римляне, чтобы подавить вос­стание, прокладывали себе мощёные дороги, позволяющие быстрее войскам добраться до восставших. Вот такая грустная история первых дорог.

Учитель. Так же по этим дорогам любили путешествовать богатые римляне, показывая роскошь, которой они владели. Путешествовали они на колесни­цах. (Показ иллюстрации колесницы). Решим про колесницы задачи. Задача записана на доске. ,

Задача. По дороге ехало 7 колесниц, запряжённых белыми лошадями. А колесниц, запряжённых гнедыми лошадями, было на 4 больше. Сколько ко­лесниц, запряжённых гнедыми лошадями, ехало по дороге?

(Дети решают задачу самостоятельно) После проверки решения задачи, уче­ники составляют и решают обратную задачу на уменьшение на несколько единиц.

Задача (обратная). По дороге ехало 11 колесниц, запряжённых гнедыми лошадями. А колесниц, запряжённых белыми лошадями, было на 4 меньше. Сколько ко­лесниц, запряжённых белыми лошадями, ехало по дороге?

Решение задачи, после озвучивания условия, дети записывают в тетрадь.

Учитель. Вот мы попутешествовали на колесницах по древним Римским до­рогам. Надо сказать, что хоть и были тогда дороги, но не было правил до­рожного движения, кроме одного: Богатому уступи бедный, свободному уступи раб. Бесчеловечное правило, унижающее достоинство людей. Если вы хотите знать больше о нравах того времени и о древних дорогах, я сове­тую нам прочитать рассказ «Дорога древних» (автор Б. Ивантер ).

Посмотрим, что же было дальше. Перенесёмся в ХVII век в Россию.

Если римляне ездили на колесницах, то дворяне (знатные люди) того време­ни ездили уже в каретах. Крестьяне и прочий бедный люд на телегах, запря­жённых лошадью. Иногда кареты ломались и их чинили. И сейчас мы про это решим следующие задачи. (Показ иллюстрации кареты).

На доске написана задача. Ученики решают её в тетради.

Задача. В мастерской по ремонту карет стояло 16 карет. К вечеру было от­ремонтировано 9 карет. Сколько карет осталось отремонтировать?

После решения задачи, определяется её тип, озвучивается ответ и составляет­ся обратная задача, которая решается в тетради разными способами.

(Задача на неизвестное уменьшаемое.)

Когда отремонтировали 9 карет, то осталось отремонтировать 7 карет. Сколько карет надо было отремонтировать?

1 сп.

7+9= 16 (к.)

2 сп.

Х - 9= 7

Х = 7+9

Х = 16 (к.)

Ответ: надо было отремонтировать 16 карет.

Учитель. Надо обратить внимание, что уже тогда были мастерские по ремонту карет. Значит, уже тогда были и дорожные происшествия. А ведь именно тогда появились первые правила дорожного движения. Пётр I издал указ, который вы сейчас услышите.

Ученик.

Указ

1. В городах и предместьях кучерам ездить только на взнузданных лошадях малой рысью, а скоро отнюдь не ездить.

2. Когда случится подъехать к перекрёстку, тогда ехать ещё тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не учинить.

3. На мостах через реки карет не обгонять. А ехать напротив порядочно и не скоро.

4. Пешему смотреть по сторонам, прежде чем дорогу перейти, и конным уступать.

Учитель. Такие были первые правила дорожного движения. Но время идёт. Человек изобретает автомобиль. Первый автомобиль похож на карету и заправляли его керосином. (Показ иллюстрации первого автомобиля).

Задание. Составьте по двум данным задачу на нахождение суммы: 7 л и 5 л керосина.

Выслушиваются ответы учащихся. Составляются обратные задачи на неизвестное слагаемое.

Учитель. Проходит время и мы уже с вами в 1868 году, когда на улицах становится так много автомобилей, что полицейские не успевают справляться с регулированием движения ну улицах. И тогда человек изобретает светофор.

Ученик. Надо сказать, что светофор был газовый, т.е. горел газовый рожок, а полицейские подставляли нужное стекло: красное или зелёное. Светофор был сперва двухцветный: красный и зелёный. Позднее появился и жёлтый цвет. Слово светофор означает несущий свет.

Учитель. В наше время каждый ученик знает и умеет то, над чем бились учёные разных столетий. Чтобы сконструировать светофор, автомобиль потребовались знания по геометрии.

IV. Использование интерактивной доски

1. Какие фигуры изображены в кадре?

2. Назовите признаки квадрата.

3. Найдите периметр квадрата.

4.Найдите признаки прямоугольника.

5. Покажите ширину и длину прямоугольника. Найдите его периметр.

6. Покажите окружность.7.покажите центр окружности. 8.Что такое радиус? 9.С помощью чего мы можем построить окруж­ность?

ФИЗМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять.
Надо спинку нам размять.
Мы привстанем, мы присядем,
И за парту тихо сядем.

V. Поделка закладки

Учитель. Сегодня мы с вами сделаем светофор - закладку для книги. Ведь книга - это источник знания. Книгу надо беречь. Это самое главное изобре­тение человечества. И правила дорожного движения тоже записаны в книге.

1. Повторим правила рабочего человека. (Вывешивается плакат на доске).

2. Составление плана работы:

а). Начертить прямоугольник с а=16см, в=10см, окружности r =2см и вырезать круги (крас­ный, жёлтый, зелёный).

б). Вырезать фигуры.

в). Согнуть прямоугольник пополам в ширине.

г). Склеить основание для светофора (согнутый прямоугольник) и накле­ить круги, чтобы получился светофор.

3. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению светофора.

4. Выставка поделок. Правило о светофоре. Рассказывает ученик.

Три цвета есть у светофора.  
Они понятны для шофёра.
Красный цвет - дороги нет.
Жёлтый: - будь готов к пути.
А зелёный свет - кати.

VI. Рефлексия

Чем мы занимались сегодня на уроке? Что нового для себя узнали? Оценка учащихся.

VII. Домашнее задание

Начертить окружность r = 4 см.