Учебное занятие по русскому языку в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Создать условия для развития у учащихся умений сравнивать и различать слова и словосочетания, словосочетания и предложения.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся по развитию умений сравнивать слова со словосочетанием, словосочетания с предложением;
  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о старинных предметах быта и об их назначении;
  • содействовать развитию у учащихся умений общаться;
  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся и воспитание уважительного отношения к жизни предков.

Оборудование:

  1. Учебник [1]
  2. Рисунки интерьера избы.
  3. Предметы домашней утвари
    – куклы в русской народной одежде.
    – пирог,
    – слайдовая презентация предметов домашней утвари для словарной работы.

Тип учебного занятия – учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Форма проведения – “Путешествие по старинной избе”.

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, компьютерные технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.

– Улыбнулись друг другу, пожелали удачи.

1. Вступительное слово учителя.

– А урок русского языка у нас будет необычный, он будет посвящён русской избе.

Ребята, посмотрите вокруг, нас окружает множество вещей, без которых трудно представить свою жизнь. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие какой – то промежуток времени.

Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки.

Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.

А помогут нам Машенька и Ванечка (куклы в народных костюмах) Приложение 1.

Наши помощники имеют жилище.

  • Кто может сказать, что такое жилище?
  • Судя по одежде, как вы думаете, где живут Машенька и Ванечка?

2. Игра слов “Доскажи словечко”.

– А сейчас, ребята, мы поиграем в игру “Доскажи словечко”. Давайте вспомним, какие вы ещё знаете жилища?

Слушаем внимательно.

В горах, на равнине, в дремучих лесах,
В горячей пустыне, в холодных краях –
Повсюду, где ценят терпенье и труд,
Дома будут строить, где люди живут.
На Севере Крайнем, где холод и лёд,
Там чумы с ярангами строит народ.
В горах, на Кавказе, в ауле глухом,
Здесь жители саклей назвали свой дом.
Степные кочевники в юртах живут,
Жилище индейцев вигвамом зовут,
В России изба была лучшим жильём;
Но каждому все же, милее свой дом!

– Дайте определение слову изба.

(Изба – это тёплая половина дома с печью. Название происходит от слова “истопка”, “истопить”).

II. Чистописание.

– Ребята, на доске написана пословица, прочитайте её.

Дом вести – не лапти плести.

  • Как вы её понимаете?

– Запишите, пожалуйста, пословицу

III. Словарная работа.

– Машенька и Ванечка приглашают нас в гости.

– Прежде чем войти в избу, что делал гость?

(искал глазами икону, снимал шапку, крестился, потом только здоровался с хозяевами).

Открыть доску.

– Вошли мы в избу и увидели предметы.

(На доске рисунки с домашней утварью).

  • Как одним словом можно сказать?
  • Что такое утварь? (Утварь – всё движимое имущество)

– Я буду показывать вам предметы, а вы запишите их, поставьте ударение. Приложение 2

(Слайдовая презентации, слайды 1-13)

(скобкарь, кочерга, ушат, шайка, светец, чугунок, сундук, лохань, горшок, самовар, решето рубель, ухват и т.д.)

– Машенька и Ванечка хотят проверить, правильно ли вы записали предметы домашней утвари.

– Проверяем.

IV. Сообщение темы и целей урока.

– Ребята, что мы сейчас записали и назвали? (Слова).

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, – означено словами.

  • Возьмём какое–нибудь слово, например, чугунок. Какой он? (красивый чугунок, холодный чугунок).
  • Как вы думаете, что мы сейчас назвали? (Словосочетания)

– А, что я сейчас скажу: Горячий чугунок стоит на столе. (Предложение).

  • Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

(Слово. Словосочетание. Предложение)

И вторая тема, она посвящена избе и называется: В русской избе.

– Запишите, пожалуйста тему урока.

– Сегодня на уроке мы будем сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Узнаем, что у них общего и чем различаются.

1. Актуализация опорных знаний.

– Давайте вспомним, что вы знаете о слове? (Слово состоит из звуков и имеет значение.)

– Возьмите любое слово, т. е. предмет из домашней утвари, скажите его значение.

  • Что такое словосочетание?

(Словосочетание – слова связанные по смыслу подчинительной связью, где есть главное слово и зависимое).

– Приведите пример своего словосочетания по нашей теме “В русской избе”.

  • Что вы можете сказать о предложении?

(Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

– Пожалуйста, свой пример.

2. Работа в парах

– Посмотрим, Ванечка и Машенька, как различают наши ребята слово от словосочетания, а словосочетание от предложения?

– Ребята, у вас у каждого на столе лежат листочки с заданием: нужно определить, где слово, где словосочетание, а где предложение и   над ними поставить буквы обозначения.(Слово-С, словосочетание-СС, предложение-П)

(У доски работают два ученика.)

– Проверим друг у друга и у ребят, работающих у доски.

Задание I вариантапочётное место, около избы, угли из печи, стояла прялка, перед иконой, между брёвнами сруба, хорошие мастера, строила семья, плохо кормил

Задание II вариантадревние времена, хозяйка готовила, снять грех, под крышу, беда приходила, при рубке избы, бабий кут, в корзине, хозяин дома

– Ребята, давайте, сравним слово и словосочетание: например, я скажу слово угол.

  • Какое значение имеет это слово?

(Слово угол имеет несколько значений: угол – это геометрическая фигура, угол – какого – нибудь предмета).

– Скажу – Красный угол. (Красный угол – в избе, где висят иконы).

– Что вы ещё можете рассказать о Красном угле?

Сравните слово угол и Красный угол? ( Словосочетание более точно говорит о слове угол).

– Правильно, это подтверждает и правило в учебнике на стр. 84 [1]

Откройте учебник и прочитайте.

Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действие, но только точнее, конкретнее.

  • Как вы думаете, чем отличается предложение от словосочетания?
  • А словосочетание имеет законченную мысль? (Нет)

– Прочитайте правило на стр. 85 [1]

Правило: Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.

V. Физкультминутка.

– Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

VI. Закрепление новых знаний. Работа в группах.

– Машенька и Ванечка сказали мне, что хотят проверить, как вы усвоили тему. Они приготовили задание и предлагают вам поработать в группах.

Какая группа будет хорошо работать, ту группу ждёт гостинец.

На выполнение этой работы вам дается 3 минуты. Затем представитель от каждой группы выступает, а все остальные слушают внимательно и дополняют, или исправляют.

1 группа

Задание. Выписать из предложения все словосочетания.

Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.

Печь играла в доме главную роль.

Вопросы группе:

– Что такое трапеза?

– Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку, какому?

2 группа

Задание. Выпиши из предложения словосочетания типа “прил. + сущ.”. Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слов.

Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.

Печь играла в доме главную роль.

Вопросы группе:

– Какую роль играла печь в избе?

– Назовите хозяйку печи. (Кочерга – для размешивания углей в печи и сгребания жара. О кочерге говорили: “Кочерга в печи хозяйка”)

3 группа

Задание. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.

в доме подчинялась, подчинялась порядку,
в крестьянском доме, трапеза подчинялась

Печь играла в доме главную роль.

играла в доме, печь играла,
играла главную, главную роль

Вопросы группе:

– Как называлось рабочее место хозяйки? (Бабий кут. В нём всё было приспособлено для ведения домашнего хозяйства.)

– Ну, что ж, молодцы! А какой же гостинец приготовила Машенька? Давайте посмотрим.

– Что это? (Пирог) Как вы думаете, почему пирог? (К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово пирог происходит от слова пир. “Не красна изба углами, а красна пирогами”.)

– Как ещё называли в старину пирог, кто помнит, мы ещё тогда удивились? (Рассольник.)

– Интересно, что лет сто назад рассольником называли не суп, а пирог. Готовили этот пирог с курицей, гречневой кашей, яйцами. Для сытости в начинку подливали рассол. Само название “рассольник” происходит от слова “рассол”, которое означает раствор соли или жидкость, образовавшуюся при солении огурцов или квашении капусты).

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? (Чем отличаются слова от словосочетаний, словосочетания от предложений.)

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.

Подумайте, какую пословицу вы применили бы к своему труду на уроке?

– Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

– По работе и мастера знать.

– Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

– Век живи, век учись.

VIII. Рефлексия

– Машенька и Ванечка угощают вас грибами. Они хотели бы знать, понравилось вам у них, если понравилось, то выберите грибок с красной шапочкой, если было скучно – грибок с коричневой шапочкой.

IX. Домашнее задание:

– Ребята, на доске написаны слова: лавка, бадья, занавеска, порог, кузовок, жбан.

Спишите их и составьте, пожалуйста, словосочетания и предложения.

Литература:

  1. Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2частях.Ч. 2 / Иванов С.В. и др. – М.: Вентана-Графф, 2005 год.
  2. Анохина Т. М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2007.– 269 с.
  3. Ботякова О. А. и др. – Российский Этнографический музей – детям. – СПб: “ДЕТСТВО _ ПРЕСС”, 2001. – 192 с.
  4. Верютин С. П. Не только пирогами – красна изба углами. – Газета “Белгородская правда”, 10. 10. 2006.
  5. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.-208 с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка.– М.: Русский язык, 1987. – 750 с.
  7. Туранина Н. А., Шатерникова Н. И. Мифологическая семантика народного быта. – Белгород: “Везелица”, 2002. – 60 с.

Презентация