Цели: Создать условия для развития у учащихся умений сравнивать и различать слова и словосочетания, словосочетания и предложения.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по развитию умений сравнивать слова со словосочетанием, словосочетания с предложением;
- организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о старинных предметах быта и об их назначении;
- содействовать развитию у учащихся умений общаться;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся и воспитание уважительного отношения к жизни предков.
Оборудование:
- Учебник [1]
- Рисунки интерьера избы.
- Предметы домашней утвари
– куклы в русской народной одежде.
– пирог,
– слайдовая презентация предметов домашней утвари для словарной работы.
Тип учебного занятия – учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
Форма проведения – “Путешествие по старинной избе”.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, компьютерные технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии.
Ход занятия
I. Организационный момент
– Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
– Улыбнулись друг другу, пожелали удачи.
1. Вступительное слово учителя.
– А урок русского языка у нас будет необычный, он будет посвящён русской избе.
Ребята, посмотрите вокруг, нас окружает множество вещей, без которых трудно представить свою жизнь. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие какой – то промежуток времени.
Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки.
Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.
А помогут нам Машенька и Ванечка (куклы в народных костюмах) Приложение 1.
Наши помощники имеют жилище.
- Кто может сказать, что такое жилище?
- Судя по одежде, как вы думаете, где живут Машенька и Ванечка?
2. Игра слов “Доскажи словечко”.
– А сейчас, ребята, мы поиграем в игру “Доскажи словечко”. Давайте вспомним, какие вы ещё знаете жилища?
Слушаем внимательно.
В горах, на равнине, в дремучих лесах,
В горячей пустыне, в холодных краях –
Повсюду, где ценят терпенье и труд,
Дома будут строить, где люди живут.
На Севере Крайнем, где холод и лёд,
Там чумы с ярангами строит народ.
В горах, на Кавказе, в ауле глухом,
Здесь жители саклей назвали свой дом.
Степные кочевники в юртах живут,
Жилище индейцев вигвамом зовут,
В России изба была лучшим жильём;
Но каждому все же, милее свой дом!
– Дайте определение слову изба.
(Изба – это тёплая половина дома с печью. Название происходит от слова “истопка”, “истопить”).
II. Чистописание.
– Ребята, на доске написана пословица, прочитайте её.
Дом вести – не лапти плести.
- Как вы её понимаете?
– Запишите, пожалуйста, пословицу
III. Словарная работа.
– Машенька и Ванечка приглашают нас в гости.
– Прежде чем войти в избу, что делал гость?
(искал глазами икону, снимал шапку, крестился, потом только здоровался с хозяевами).
Открыть доску.
– Вошли мы в избу и увидели предметы.
(На доске рисунки с домашней утварью).
- Как одним словом можно сказать?
- Что такое утварь? (Утварь – всё движимое имущество)
– Я буду показывать вам предметы, а вы запишите их, поставьте ударение. Приложение 2
(Слайдовая презентации, слайды 1-13)
(скобкарь, кочерга, ушат, шайка, светец, чугунок, сундук, лохань, горшок, самовар, решето рубель, ухват и т.д.)
– Машенька и Ванечка хотят проверить, правильно ли вы записали предметы домашней утвари.
– Проверяем.
IV. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, что мы сейчас записали и назвали? (Слова).
Всему название дано – и зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, – означено словами.
– А, что я сейчас скажу: Горячий чугунок стоит на столе. (Предложение).
- Кто догадался, какая будет тема нашего урока?
(Слово. Словосочетание. Предложение)
– И вторая тема, она посвящена избе и называется: В русской избе.
– Запишите, пожалуйста тему урока.
– Сегодня на уроке мы будем сравнивать слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Узнаем, что у них общего и чем различаются.
1. Актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, что вы знаете о слове? (Слово состоит из звуков и имеет значение.)
– Возьмите любое слово, т. е. предмет из домашней утвари, скажите его значение.
- Что такое словосочетание?
(Словосочетание – слова связанные по смыслу подчинительной связью, где есть главное слово и зависимое).
– Приведите пример своего словосочетания по нашей теме “В русской избе”.
- Что вы можете сказать о предложении?
(Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)
– Пожалуйста, свой пример.
2. Работа в парах
– Посмотрим, Ванечка и Машенька, как различают наши ребята слово от словосочетания, а словосочетание от предложения?
– Ребята, у вас у каждого на столе лежат листочки с заданием: нужно определить, где слово, где словосочетание, а где предложение и над ними поставить буквы обозначения.(Слово-С, словосочетание-СС, предложение-П)
(У доски работают два ученика.)
– Проверим друг у друга и у ребят, работающих у доски.
Задание I варианта – почётное место, около избы, угли из печи, стояла прялка, перед иконой, между брёвнами сруба, хорошие мастера, строила семья, плохо кормил
Задание II варианта – древние времена, хозяйка готовила, снять грех, под крышу, беда приходила, при рубке избы, бабий кут, в корзине, хозяин дома
– Ребята, давайте, сравним слово и
словосочетание: например, я скажу слово угол.
(Слово угол имеет несколько значений: угол – это геометрическая фигура, угол – какого – нибудь предмета).
– Скажу – Красный угол. (Красный угол – в избе, где висят иконы).
– Что вы ещё можете рассказать о Красном угле?
– Сравните слово угол и Красный угол? ( Словосочетание более точно говорит о слове угол).
– Правильно, это подтверждает и правило в учебнике на стр. 84 [1]
Откройте учебник и прочитайте.
Как и слово, словосочетание называет предмет, признак, действие, но только точнее, конкретнее.
- Как вы думаете, чем отличается предложение от словосочетания?
- А словосочетание имеет законченную мысль? (Нет)
– Прочитайте правило на стр. 85 [1]
Правило: Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения, распространяя его.
V. Физкультминутка.
– Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Закрепление новых знаний. Работа в группах.
– Машенька и Ванечка сказали мне, что хотят проверить, как вы усвоили тему. Они приготовили задание и предлагают вам поработать в группах.
Какая группа будет хорошо работать, ту группу ждёт гостинец.
На выполнение этой работы вам дается 3 минуты. Затем представитель от каждой группы выступает, а все остальные слушают внимательно и дополняют, или исправляют.
1 группа
Задание. Выписать из предложения все словосочетания.
Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.
Печь играла в доме главную роль.
Вопросы группе:
– Что такое трапеза?
– Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку, какому?
2 группа
Задание. Выпиши из предложения словосочетания типа “прил. + сущ.”. Отметь главное слово, укажи часть речи главного и зависимого слов.
Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.
Печь играла в доме главную роль.
Вопросы группе:
– Какую роль играла печь в избе?
– Назовите хозяйку печи. (Кочерга – для размешивания углей в печи и сгребания жара. О кочерге говорили: “Кочерга в печи хозяйка”)
3 группа
Задание. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.
Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку.
в доме подчинялась, подчинялась порядку,
в крестьянском доме, трапеза подчинялась
Печь играла в доме главную роль.
играла в доме, печь играла,
играла главную, главную роль
Вопросы группе:
– Как называлось рабочее место хозяйки? (Бабий кут. В нём всё было приспособлено для ведения домашнего хозяйства.)
– Ну, что ж, молодцы! А какой же гостинец приготовила Машенька? Давайте посмотрим.
– Что это? (Пирог) Как вы думаете, почему пирог? (К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово пирог происходит от слова пир. “Не красна изба углами, а красна пирогами”.)
– Как ещё называли в старину пирог, кто помнит, мы ещё тогда удивились? (Рассольник.)
– Интересно, что лет сто назад рассольником называли не суп, а пирог. Готовили этот пирог с курицей, гречневой кашей, яйцами. Для сытости в начинку подливали рассол. Само название “рассольник” происходит от слова “рассол”, которое означает раствор соли или жидкость, образовавшуюся при солении огурцов или квашении капусты).
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? (Чем отличаются слова от словосочетаний, словосочетания от предложений.)
– Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.
Подумайте, какую пословицу вы применили бы к своему труду на уроке?
– Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.
– По работе и мастера знать.
– Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
– Век живи, век учись.
VIII. Рефлексия
– Машенька и Ванечка угощают вас грибами. Они хотели бы знать, понравилось вам у них, если понравилось, то выберите грибок с красной шапочкой, если было скучно – грибок с коричневой шапочкой.
IX. Домашнее задание:
– Ребята, на доске написаны слова: лавка, бадья, занавеска, порог, кузовок, жбан.
Спишите их и составьте, пожалуйста, словосочетания и предложения.
Литература:
- Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2частях.Ч. 2 / Иванов С.В. и др. – М.: Вентана-Графф, 2005 год.
- Анохина Т. М. Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2007.– 269 с.
- Ботякова О. А. и др. – Российский Этнографический музей – детям. – СПб: “ДЕТСТВО _ ПРЕСС”, 2001. – 192 с.
- Верютин С. П. Не только пирогами – красна изба углами. – Газета “Белгородская правда”, 10. 10. 2006.
- Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.-208 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка.– М.: Русский язык, 1987. – 750 с.
- Туранина Н. А., Шатерникова Н. И. Мифологическая семантика народного быта. – Белгород: “Везелица”, 2002. – 60 с.