Тема: животный мир степей.
Цель:
- дать учащимся знания о животном мире степей, о приспособлении животных к жизни;
- развивать познавательные способности, закреплять умения связно и развёрнуто излагать факты;
- формировать интерес к изучению нового материала, к жизни животных.
Оборудование: карта, значки (аппликация), тетрадь, учебники, приложение, предметные картинки, видеоматериалы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение домашнего задания.
а) Вопросы по изученному материалу:
- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- Покажите на карте, где расположена степь?
- Что такое степь? Дайте определение.
- Как растения приспособлены к особенностям
климата?
- Опишите, как выглядит степь весной? (значки
растений прикрепляются к карте)
- Какие травы произрастают летом? (ковыль, типчак,
тонконог, чертополох – гербарные экземпляры).
- Какие культурные растения произрастают на распаханных землях? (пшеница, кукуруза, подсолнечник) – гербарные экземпляры. б) рассказ дом задания 2 человека; выполнение программированного задания:
В зоне степей растут травы, которые ___________ к особенностям климата. Они хорошо
переносят ______ и ________ . У большинства растений ________ листья, и _________ , ________ корни. В степях растут _______, _______ , _________ , ________ , ________ и другие травы. Весной, когда в почве много влаги, цветут ______ и _______.
Чернозёмные земли распаханы и засеяны _______ , ___________ и __________ .
в) Проверка.
3. Актуализация знаний.
У. Какой вывод можно сделать: в степях растения приспособились к особенностям жаркого и сухого климата. Они хорошо переносят жару и засуху. Мы сегодня узнаем и о том, какие животные живут в степях и как приспособились к климату степей.
4. Работа по теме урока.
А) Рассказ учителя (видеоматериалы сочетаются с рассказом учителя):
(по ходу рассказа прикрепляются к карте значки - аппликации животных) – перепела, куропатки, дрофа. Они живут на открытой местности среди трав, поэтому они прекрасные бегуны. О дрофе расскажет
______ .
Дрофа занесена в Красную книгу. Эта крупная птица – около метра высотой. Весит около 12 килограммов. Имеет длинные ноги, летает тяжело. После дождя, когда у неё намокают крылья, она даже не может взлететь. Питается дрофа семенами растений, а также насекомыми. |
б) Многочисленны особенно грызуны – хомяки, мышки – полёвки, суслики, сурки, тушканчики. Все они делают запасы на зиму и впадают в спячку. Расскажет о тушканчике ______
Тушканчик размером невелик, не длиннее 25 см. Длина тела с хвостом до 15 см. Усы у него длинные, что если их отогнуть назад, достанут до основания хвоста. Длинный хвост тушканчика нужен как балансир и руль, помогающий быстро менять направление на скаку. Скачут тушканчики со скоростью до 50 км/час. Каждый прыжок достигает до 3-х метров. |
Расскажет о сурке _______ .
Сурки – крупные грызуны. Их вес достигает 5 – 6 килограммов. Сурки живут семьями в норах. При приближении опасности сурки встают на задние лапки (столбиком), оглядывается по сторонам и тревожно свистят. К концу лета, когда растительность выгорает, сурки всё реже появляются на поверхности, а затем впадают в спячку. Вход в норы они закрывают плотными пробками из глины. Просыпаются весной. |
в) Грызуны являются пищей для многих хищных птиц: луней, степных орлов, коршунов, сов, ястребов, также для волков, лис, ласок. Поедают их змеи – степные гадюки, полозы. Расскажет о степном орле _______ .
Степной орёл весит около 3 килограммов. Они ловцы сусликов. Степные орлы освоили оригинальный способ ловли сусликов. Степной орёл знает, что у суслика в каждой норе лишь один вход и выход. Он ложится чудь поодаль от входа суслика и терпеливо ждёт. Суслик вылезает из норы. Внезапно степной орёл парализует волю жертвы и бегает орёл не хуже собаки. |
г) В степях встречаются много насекомых – сверчки, кузнечики, саранча. Они весной наполняют степь своим стрекотанием.
Д) Большую пользу приносят розовые скворцы, жаворонки, которые в большом количестве поедают вредных насекомых, которые таким образом спасают культурные растения. О розовом скворце расскажет ________ .
Розовый скворец охотится на саранчу. Он считается священной птицей. В день розовый скворец уничтожает около 200 саранчуков, которые вместе весят вдвое больше его самого. |
С) Животные также приспособились к природным условиям. Запишите в тетрадь.
- Оперение птиц и мех зверей окрашены
под цвет почвы и травы, что делает их незаметными;
- Многие хищные животные ведут ночной образ
жизни;
- Грызуны впадают в спячку.
К) сейчас много степей распахано человеком и поэтому произошли изменения в растительном и животном мире.
5. Первичное закрепление
Какие грызуны обитают в степях?
Назовите хищных птиц, животных.
Как они приспособились к условиям степей?
6. Работа в тетради.
Грызуны |
Хищные животные |
Птицы |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
7. Работа с программированным заданием.
Самые многочисленные животные степей - ________ . На них охотятся хищные животные и птицы: ________ ______ , _________ , ________ , ________ , _________ , _________ и другие. Степные птицы _______ , ________ , ________ , ________ . Самая крупная птица - ________ . Все животные _________ к жизни в степях.