Урок географии в 7-м классе по теме "Животный мир степей"

Разделы:


Тема: животный мир степей.

Цель:

  • дать учащимся знания о животном мире степей, о приспособлении животных к жизни;
  • развивать познавательные способности, закреплять умения связно и развёрнуто излагать факты;
  • формировать интерес к изучению нового материала, к жизни животных.

Оборудование: карта, значки (аппликация), тетрадь, учебники, приложение, предметные картинки, видеоматериалы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение домашнего задания.

а) Вопросы по изученному материалу:

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?
- Покажите на карте, где расположена степь?
- Что такое степь? Дайте определение.
- Как растения приспособлены к особенностям климата?
- Опишите, как выглядит степь весной? (значки растений прикрепляются к карте)
- Какие травы произрастают летом? (ковыль, типчак, тонконог, чертополох – гербарные экземпляры).

- Какие культурные растения произрастают на распаханных землях? (пшеница, кукуруза, подсолнечник) – гербарные экземпляры. б) рассказ дом задания 2 человека; выполнение программированного задания:

В зоне степей растут травы, которые ___________ к особенностям климата. Они хорошо

переносят ______ и ________ . У большинства растений ________ листья, и _________ , ________ корни. В степях растут _______, _______ , _________ , ________ , ________ и другие травы. Весной, когда в почве много влаги, цветут ______ и _______.

Чернозёмные земли распаханы и засеяны _______ , ___________ и __________ .

в) Проверка.

3. Актуализация знаний.

У. Какой вывод можно сделать: в степях растения приспособились к особенностям жаркого и сухого климата. Они хорошо переносят жару и засуху. Мы сегодня узнаем и о том, какие животные живут в степях и как приспособились к климату степей.

4. Работа по теме урока.

А) Рассказ учителя (видеоматериалы сочетаются с рассказом учителя):

(по ходу рассказа прикрепляются к карте значки - аппликации животных) – перепела, куропатки, дрофа. Они живут на открытой местности среди трав, поэтому они прекрасные бегуны. О дрофе расскажет

______ .

Дрофа занесена в Красную книгу. Эта крупная птица – около метра высотой. Весит около 12 килограммов. Имеет длинные ноги, летает тяжело. После дождя, когда у неё намокают крылья, она даже не может взлететь. Питается дрофа семенами растений, а также насекомыми.

б) Многочисленны особенно грызуны – хомяки, мышки – полёвки, суслики, сурки, тушканчики. Все они делают запасы на зиму и впадают в спячку. Расскажет о тушканчике ______

Тушканчик размером невелик, не длиннее 25 см. Длина тела с хвостом до 15 см. Усы у него длинные, что если их отогнуть назад, достанут до основания хвоста. Длинный хвост тушканчика нужен как балансир и руль, помогающий быстро менять направление на скаку. Скачут тушканчики со скоростью до 50 км/час. Каждый прыжок достигает до 3-х метров.

Расскажет о сурке _______ .

Сурки – крупные грызуны. Их вес достигает 5 – 6 килограммов. Сурки живут семьями в норах. При приближении опасности сурки встают на задние лапки (столбиком), оглядывается по сторонам и тревожно свистят. К концу лета, когда растительность выгорает, сурки всё реже появляются на поверхности, а затем впадают в спячку. Вход в норы они закрывают плотными пробками из глины. Просыпаются весной.

в) Грызуны являются пищей для многих хищных птиц: луней, степных орлов, коршунов, сов, ястребов, также для волков, лис, ласок. Поедают их змеи – степные гадюки, полозы. Расскажет о степном орле _______ .

Степной орёл весит около 3 килограммов. Они ловцы сусликов. Степные орлы освоили оригинальный способ ловли сусликов. Степной орёл знает, что у суслика в каждой норе лишь один вход и выход. Он ложится чудь поодаль от входа суслика и терпеливо ждёт. Суслик вылезает из норы. Внезапно степной орёл парализует волю жертвы и бегает орёл не хуже собаки.

г) В степях встречаются много насекомых – сверчки, кузнечики, саранча. Они весной наполняют степь своим стрекотанием.

Д) Большую пользу приносят розовые скворцы, жаворонки, которые в большом количестве поедают вредных насекомых, которые таким образом спасают культурные растения. О розовом скворце расскажет ________ .

Розовый скворец охотится на саранчу. Он считается священной птицей. В день розовый скворец уничтожает около 200 саранчуков, которые вместе весят вдвое больше его самого.

С) Животные также приспособились к природным условиям. Запишите в тетрадь.

- Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы, что делает их незаметными;
- Многие хищные животные ведут ночной образ жизни;
- Грызуны впадают в спячку.

К) сейчас много степей распахано человеком и поэтому произошли изменения в растительном и животном мире.

5. Первичное закрепление

  • Какие грызуны обитают в степях?

  • Назовите хищных птиц, животных.

  • Как они приспособились к условиям степей?

6. Работа в тетради.

Грызуны

Хищные животные

Птицы

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7. Работа с программированным заданием.

Самые многочисленные животные степей - ________ . На них охотятся хищные животные и птицы: ________ ______ , _________ , ________ , ________ , _________ , _________ и другие. Степные птицы _______ , ________ , ________ , ________ . Самая крупная птица - ________ . Все животные _________ к жизни в степях.

8. Итог. Оценки. Дома – с. 118 – 119, читать и пересказывать.

Презентация