Обоснование целесообразности факультативного курса “Комплексный анализ текста”.
Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно – коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, интегрировать знания. Факультативный курс для 7 – 9 классов “Комплексный анализ текста”, объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи и литературе, даёт возможность каждому ученику реализовать свои возможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству, является частью предпрофильной подготовки.
Направленность образовательной программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Системность знаний – это результат взаимодействия осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности. Качество, предполагающее овладение не только понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их связями, а также внутрикурсовыми, внутрипредметными и межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание, способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые, относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует углублению, уточнению содержания изученного ранее материала, установлению связей между его частями. Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет нам такую возможность.
Программа факультативного курса “Комплексный анализ текста” предусматривает применение различных современных технологий обучения и воспитания: “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, проблемное и модульное обучение, тест-технологии. Индивидуальные консультации и применение современных технологий позволяет уделить особое внимание и оказать помощь воспитанникам, требующим развития по индивидуальной траектории. Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности. Успех данной программы определяется именно сотворчеством, сотрудничеством обучающихся друг с другом, с наставником. Программа рассчитана на детей 13 -15 лет.
Данная программа модифицирована, составлена на основе программы для 5-9 классов “Основы русской словесности (От слова к словесности)” (автор Р.И. Альбеткова), “Развитие связной речи. 5-9 класс” (автор Е.И.Никитина): (“Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. Сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002) с учётом изучения русского языка по базовым программам (авторы М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский “Русский язык 5 – 9 классы” – М.: Просвещение, 2008).
Программа является элементом раннего предпрофильного обучения. Особенностью программы факультативного курса “Комплексный анализ текста” является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА в новой форме.
Актуальность. Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”, адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.
Цели программы:
- Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- Развитие мотивации личности к познанию через создание условий для развития ребёнка;
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология”; формирование практической грамотности, языковой и речевой компетенции обучающихся;
- Адаптация учеников к новой форме государственной итоговой аттестации, обеспечение эмоционального благополучия ученика.
Особенности программы.
Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие “Русский язык. Комплексный анализ текста. 7 – 9 классы” Малюшкина А.Б., “Русский язык. Анализ текста. Тестовые задания к основным учебникам” Т.В. Губернской. Занятия сопровождаются дидактическими материалами – текстами из произведений русской литературы, подобранными учениками самостоятельно и при помощи учителя. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текст. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимуществом этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексным анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса “Комплексный анализ текста” являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области “Филология” и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Программа имеет практическую направленность.
Предложенная система занятий рассчитана на 104 часа: по 1 часу в неделю в течение 3-х лет обучения: 7кл. – 34 часа, 8кл. – 34 часа, 9кл. – 34 часа. Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в мае.
Формы и режим занятий.
Основная форма обучения - учебное занятие. Место проведения - учебный кабинет. Занятия проводятся во время, свободное от школьных занятий. Программа мобильна, формы и режим работы могут меняться в зависимости от потребностей обучающихся.
Учебный план.
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
1. | Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | 1 |
2. | Сведения по орфографии, фонетике, морфологии, пунктуации, стилистике | 12 | 10 | 8 |
3. | Практические занятия | 15 | 17 | 19 |
4. | Срезы знаний | 2 | 2 | 2 |
Индивидуальные консультации | 4 | 4 | 4 | |
Всего часов | 34 | 34 | 34 |
Первый год обучения (7 класс).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | К-во часов | Теор. | Практ. | Срезы | Индив. |
1. | Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание | 3 | 1 | 1 | 1 т/б | |
2. | Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. | 3 | 1 | 2 | ||
3. | Фразеологизмы | 3 | 1 | 1 | 1 | |
4. | Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Текст. | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
6. | Формы словесного выражения | 4 | 2 | 2 | ||
7. | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 2 | 1 | 1 | ||
8. | Литературное эпическое произведение | 3 | 1 | 2 | ||
9. | Литературное лирическое произведение | 2 | 1 | 1 | ||
10. | Употребление языковых средств | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 12 | 15 | 2 | 4/1 |
Содержание курса.
Что такое слово. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Сведения о происхождении слов.
Богатство лексики русского языка. Способы определения значения слов. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Синонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные синонимы. Антонимы, их роль в художественном произведении. Контекстные антонимы. Неологизмы, архаизмы, их роль в художественном произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Работа с толковыми словарями.
Прямое и переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст. Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Литературное эпическое произведение. Произведение, созданное писателем Эпические, лирические и драматические произведения.
Литературное лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Употребление языковых средств. Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Второй год обучения (8 класс).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | К-во часов | Теор. | Практ. | Срезы | Индив. |
1. | Текст. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. | 5 | 1 | 3 | 1 т/б | |
2 | Формы словесного выражения | 5 | 1 | 4 | ||
3. | Роды, виды и жанры словесности | 4 | 2 | 4 | 1 | |
4. | Эпическое произведение | 2 | 1 | 2 | 1 | |
5. | Лирическое произведение | 3 | 2 | 1 | ||
6. | Драматическое произведение | 6 | 2 | 3 | 1 | |
7. | Средства языка художественной словесности | 3 | 1 | 1 | 1 | |
8. | Средства художественной выразительности | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Всего | 34 | 10 | 17 | 2 | 4/1 |
Содержание курса.
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения. Устная и письменная форма словесного выражения. Изображение разговорного языка в художественном произведении.
Роды, виды и жанры словесности. Понятие рода, вида и жанра
Эпическое произведение, его особенности. Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалоги монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности. Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Драматическое произведение, его особенности. Что такое драматическое произведение. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Сюжет драматического произведения.
Средства языка художественной словесности.
Средства художественной выразительности. Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза. Употребление средств изобразительности в произведениях словесности.
Третий год обучения (9 класс).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | К-во часов | Теор. | Практ. | Срезы | Индив. |
1. | Средства языка художественной словесности | 3 | 1 | 1 | 1 т/б | |
2. | Семантика фонетических средств языка. | 1 | 1 |
|||
3. | Семантика словообразования | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Значение средств лексики | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Значение средств художественной изобразительности | 8 | 2 | 4 | 1 | 1 |
6. | Значение изобразительных средств синтаксиса | 8 | 2 | 5 | 1 | |
7. | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 7 | 1 | 4 | 1 | 1 |
8. | Роль словесности в развитии общества | 2 | 2 | |||
Всего | 34 | 8 | 19 | 2 | 4/1 |
Содержание курса.
Средства языка художественной словесности. Многообразие языковых средств и их значение.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышение и понижение голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов.
Значение средств художественной изобразительности. Употребление переносного значения слов – тропов. Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развёрнутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение и стиль писателя. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Парадокс, алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса, парцелляции.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Художественный образ. Художественная действительность. Словесная форма выражения художественного содержания. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Нравственные проблемы в произведениях словесности.