Тип урока. Получение новых знаний.
Цели:
- Образовательная: познакомиться с картой России, знать условные обозначения, уметь «читать» карту.
- Воспитательная: воспитывать умение работать дружно и согласованно в группе
- Развивающая: пополнять словарный запас.
Оборудование: фишки от 1 до 7 (6 комплектов), карта условных обозначений, физическая карта России, карточки с условными обозначениями, карточки с изображением туриста (25 штук).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания
Начнём урок окружающего мира с проверки д./з.
Откройте, пожалуйста, тетради по программе «Интеллект» на с.71. Развиваем мышление.
Попытайтесь решить анаграмму, поставьте соответствующий балл.
Выполнив, положите тетради на край парты, я проверю после уроков.
- Кто из вас взбирался на вершину горы? (дети отвечают)
Так вот, сегодня самые внимательные смогут там побывать.
3. Новая тема
- Ребята, вы любите путешествовать? (да)
- Сегодня, по дороге в школу я случайно услышала разговор троих мальчиков:
1 мальчик говорит: « Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я знаю русский язык».
2 мальчик: « А я подавно не боюсь. Я кроме русского знаю ещё иностранный язык.
3 мальчик: « А я знаю ещё третий язык – географический, с ним не заблудишься. Это язык карт.
Тема нашего урока «Путешествие по родной стране». Что такое карта и как её читать.
Цель - познакомиться с картой России, знать условные обозначения, научиться «читать» карту.
4. Групповая работа
Я предлагаю разделиться на группы по 4 человека.
Откройте учебник на с. 92- 93. рассмотрите фото, кот. Сделаны в разных местах нашей страны.
- найдите их на карте в учебнике с.90- 91 и обозначьте фишками с номерами.
Далее проверка. Учитель показывает на доске.
- Ребята, попробуйте объяснить, что такое карта? (ответы детей)
- Давайте сравним эти ответы с определением в учебнике на с. 95. (читаем хором)
5. Как читают карту
Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться «читать» её.
«Читать» карту – не значит читать только надписи на ней.
Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.
К ним относятся различные цвета и другие обозначения.
Итак, сначала научимся определять по карте стороны горизонта.
- Какие стороны горизонта вы знаете? (север, юг, восток, запад.)
Учитель показывает на доске карточками на магнитах:
Север на картах всегда вверху,
Юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
- А сейчас, назовите моря, омывающие нашу страну с севера.
( Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское)
- С запада (Балтийское)
Учитель показывает на карте, дети в учебнике.
- Теперь давайте разберём, что обозначают на карте различные цвета?
Голубой – вода
Зелёный – равнины (суша)
Коричневый – горы
Низменности – зелёный
Возвышенности – жёлтый.
- Запомнили? Теперь поиграем. Я показываю картинки, а вы цвет, которым этот предмет обозначен на карте. (Дети показывают цветные карандаши).
- Настала пора выяснить, что обозначают другие условные знаки на карте (учебник с. 95.)
Учитель вывешивает плакат со знаками на доску.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
- Существуют определённые правила показа объектов на настенной карте. Давайте познакомимся с ними.
(Дети читают правила на с.95)
6. Физминутка
(изобразить жестами :гора, озеро, река, равнина)
7. Закрепление изученного
- Теперь давайте разберём, что обозначают на карте различные цвета?
Голубой – вода
Зелёный – равнины (суша)
Коричневый – горы
Низменности – зелёный
Возвышенности – жёлтый.
- Запомнили? Теперь поиграем. Я показываю картинки, а вы цвет, которым этот предмет обозначен на карте. (Дети показывают цветные карандаши).
- Настала пора выяснить, что Америка ещё не была открыта Колумбом, русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.
- Помогите мне составить рассказ о его путешествии, заменяя условные знаки, названиями объектов на карте.
- Итак, начинаем…
Вначале Аф. Никитин плыл на корабле по…….. Она называлась Волга. Путь его пролегал по… . Она называлась Восточно- Европейская. Затем Аф. Никитин плыл на корабле по… . В наше время оно называется Каспийским.
После этого он пересёк… . Они назывались Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл по … , которое называлось Аравийским. Наконец он пришёл в Индию.
Молодцы! Справились с заданием.
8. Работа в тетрадях
- А сейчас я слышу как нас зовут наши любимые ТПО (тетрадь с печатной основой).
Откройте с. 42
Пока ребята работают в тетрадях, у нас открывается проектная лаборатория. ( Учитель даёт карточку с заданием 4- ём учащимся: слепить из пластилина макет участка земли, где есть гора, равнина и водоём).
И в это же время в путешествие отправляется научно – исследовательская экспедиция.
(4 ученика на карте ищут и показывают объекты, в соответствии с правилами показа на карте)
Далее ТПО закрываем, а лаборатория и экспедиция защищают свои работы.
9. Закрепление изученного
- А теперь проверим, что мы усвоили на уроке.
Предлагается тест. Отвечать – да и нет.
1. Карта это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (да)
2. Объекты на карте показывай только пальцем (нет)
3. Голубым цветом на карте обозначена вода (да)
4. Север на карте внизу (нет)
5. Коричневым цветом на карте обозначены горы (да)
Далее на доске появляется КЛЮЧ к тесту:
- да
- нет
- да.
- нет.
- Да
10. Итог урока
- Я обещала, что у вас будет шанс взобраться на вершину горы?
- Кто выполнил правильно 2 задания, 3 задания,4 задания, 5 заданий?
На доске плакат:
Рисунок 4
На парте у детей карточки с изображением туриста.
Они наклеивают её рядом с нужной отметкой около горы.
Молодцы!
- О чём мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, мы добились поставленной цели в начале урока?
11. Домашнее задание
Составить и начертить карту к вылепленному макету участка земли.