Прикладная направленность на интегрированных уроках

Разделы: Математика, Информатика, Технология


Наряду с принципами научности, непрерывности, интегрированности и дифференцированности, российское образование в настоящий момент акцентируется на развитии обучающихся, упирающемся на личностно ориентированное обучение, гуманизацию и гармонизацию образовательного процесса. Наша задача  не только дать учащимся математические знания, но и сформировать у них коммуникативные, интеллектуальные, творческие умения, способствующие становлению и самореализации личности.

Использование межпредметных связей является одним из условий реализации прикладной направленности обучения. Объект математики – весь мир, и его изучают все остальные науки. Межпредметные связи в школе – важная дидактическая проблема. Использование межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Однако появляется и немало трудностей: учителю требуется освоить другие предметы, практическая задача обычно требует больше времени, чем теоретическая, возникают вопросы взаимной увязки программ и другие.

Содружество  математики с технологией, на наш взгляд, помогает обучающимся ярче представить, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие. В практике повседневной педагогической деятельности  используем разнообразные приемы и средства, дающие связь науки с практикой. В плане эстетического воспитания большую роль играют такие темы, как “Симметрия”, “Координатная плоскость” и другие. Уроки несут глубокую практическую направленность, и ярко прослеживается связь с другими предметами. Стараемся, чтобы эстетика была не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания. В школьной практике можно использовать задания из серии: “Когда красота притягивает, а исследованию увлекают.

Хотим привести пример интеграции таких предметов как технология, информатика и геометрия.

Рассмотрев любую вышивку можно заметить, что в её основе лежит геометрия: отрезки, ломаные, квадраты, ромбы и треугольники, окружности, круг и его сегменты, овалы, разные углы и стрельчатые обрамления…

Для ощущения спокойной уверенности и возвышенной красоты использовали симметрию. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времён у чувашей распространена вышивка, которая отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.

Симметрия означает - гармония, красота, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. 

Хотим показать, как из маленькой части узора с помощью геометрических преобразований можно создать красивые, радующие глаз узоры.

Работа выполняется на компьютере с помощью графического редактора Paint. С его помощью выполняем часть узора.  Для рисования и редактирования имеется набор инструментов, которые объединены в панель инструментов. Из созданных (заранее созданных учителем или учениками) фрагментов составить орнаментальную композицию, используя буфер обмена и геометрические  преобразования.

 Часть узора 

1) Симметрия относительно одной прямой

2) Симметрия относительно точки    

 3) Симметрия относительно двух    прямых

4) Параллельный перенос

5) Поворот на 45º

6) Комбинация поворотов и параллельного переноса

7) Комбинация симметрий, поворотов и параллельного переноса

8) Другое положение узоров с комбинацией поворотов и симметрий

а)

б)

в)

г)

Рассмотрим внимательно обычную вышивку, не говоря о прекрасных творениях народных мастериц: везде геометрические фигуры, симметрия, художественная гармония. Две диагонали квадрата, к примеру, создают мир математического порядка, красоту вышивания, гармонию. А узоры вышитого полотенца, любого другого изделия так и просятся на урок математики при изучении осевой или центральной симметрии.

Дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, учатся активно действовать в пределах воспринимаемости плоскости: например, самостоятельно размещать на листе элементы узора или располагать их в соответствии с инструкцией учителя, выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать собственные действия.

Приведем темы с использованием элементов чувашской национальной вышивки, где можно интегрировать уроки геометрии, технологии и информатики.

  • Отрезок. Длина отрезка.
  • Ломаная. Длина ломаной.
  • Многоугольники (Элементы многоугольников, виды, периметры и площади).
  • Теорема Пифагора.
  • Движение (симметрия относительно прямой и точки, параллельный  перенос, поворот).
  • Подобие.
  • Пропорция.

Использование разных технологий открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У учителя появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.

В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для вышивания, вязания и бисероплетения. Примерами таких программ являются Beads Wicker, Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work.

Графический редактор Beads Wicker является одним из наиболее доступных и удобных средств создания узоров для  вышивки, бисероплетения и вязания. Программа позволяет создавать схемы в техниках “ткачество”, “мозаика”, “кирпичный стежок”, а также ажурные схемы самостоятельно или из готовых изображений формата BMP, JPEG, GIF. Она имеет стандартный набор инструментов графического редактора. Схему можно отображать, в зависимости от материала, прямоугольниками или эллипсами (кружками). Готовую схему можно распечатать, в том числе с условными обозначениями цвета или сохранить как рисунок в форматах BMP, JPEG, GIF. Правильное отображение схемы достигается путем задания размеров стежка, бисера или петли.

Тем в технологии, позволяющих проводить уроки,   интегрированные с уроками геометрии очень много.

Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребенку. Гуманизацию обучения видим в максимальном учете особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Гуманизация предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребенка. “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики”, – писал К.Д. Ушинский.

Работать над реализацией прикладной направленности обучения надо очень серьезно, ведь она влечет за собой развитие познавательной активности учащихся. Перебрать десяток методов и выбрать нужный, переработать десятки учебников, но думать самому, вечно изобретать, совершенствоваться. И все для того, чтобы разбудить детей, ввести их в царство мысли. Внедрение компьютерной техники в процесс обучения усилит его прикладную направленность. А вопросы синтеза проблемного обучения с компьютерным будут способствовать развитию информационной культуры учащихся.