Целью курса является формирование целостного представления о своей Родине, выяснить закономерности распределения природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. Данному курсу отводится два года обучения, 8-й и 9-й классы и проходить данную программу можно двумя путями: Первый путь: 8 класс – Природа России; 9 класс – Население и хозяйство России. Второй путь: 8 класс – Природа и население России; 9 класс – Хозяйство и регионы России. Работая по первому пути изучения “Географии России” есть возможность проведения семинарских занятий с учениками 8-х и 9-х классов.
Первый раз семинар был проведен на примере таежной зоны. Выбор природной зоны для проведения семинара был сделан очень легко, во-первых, хорошо знаю эту зону, так как Санкт-Петербург, город, в котором живу я и мои ученики, находится близ южной границы этой природной зоны.
Зона тайги — самая обширная зона России. Она занимает северную часть Европейской России и почти всю Азиатскую. Тайга — это лес, в основном хвойный; во-вторых эта природная зона очень хорошо освещена в литературе как научной, так и художественной и в-третьих на ее примере хорошо иллюстрируется тема семинара.
Для участия в семинаре были приглашены учащиеся 8-х и 9-х классов (два 8-х кл. и один 9-й кл. в каждом по 25 человек).
Учащимся 8-х классов были даны вопросы, связанные с особенности природы, а учащимся 9-х классов вопросы, связанные с особенностями размещением населения и отраслей хозяйства указанной территории. Для проведения семинара нескольким учащимся за неделю до его проведения были даны следующие опережающие задание:
- Особенности рельефа таежной зоны;
- Особенности климата;
- Особенности почв;
- Особенности внутренних вод;
- Размещение населения;
- Хозяйственная деятельность человека;
- Отрасли хозяйства территории.
Если анализировать выполнение опережающих заданий, то можно сказать что все ученики подошли к выполнению заданий очень ответственно. Задания были выполнены удачно и интересно. Ученики подготовили не только содержательный теоретический материал, но и объемный иллюстративный материал (фотографии, графики, сравнительные таблицы, карты и т.д.)
В ходе проведения семинара для обсуждения были вынесены следующие темы:
- Понятие ландшафт;
- Экологическое значение леса;
- Особо охраняемые территории, находящиеся в пределах таежной зоны;
- Ленинградская область, как один из участков таежной зоны.
Оценивая обсуждение вышеуказанных тем, хочется сказать, что ученики с большим интересов включились в работу, принимали живое участие в семинаре. Рассмотрим каждую тему отдельно:
1. Рассматривая экологическое значение лесов, учащиеся выделили несколько основных значений и рассмотрели каждое значение в отдельности. Из выбранных значений назову несколько.
а) Лес – это место обитания большинства
животных и растений.
б) Лес – основной производитель органических
веществ.
в) Растения выделяют кислород, необходимый для
дыхания всех организмов.
Так же были сформулированы основные функции, которые выполняют лесные массивы, а имен почвозащитная, водоохранная, климатообразующая и конечно оздоровительная.
2. Очень активно шла работа над понятием “ЛАНДШАФТ”. Как известно тайга – это единый природный комплекс, но очень сложный и неоднородный. Ученики очень активно приводили примеры множества отдельных ландшафтов, например, заболоченные области Западной Сибири, таежные леса Восточной Сибири и отличные от них леса Восточно-Европейской равнины. Очень четко учениками был сделан вывод о том, что все ландшафты индивидуальны и неповторимы.
3. Рассматривая особо охраняемые территории в зоне тайги, были перечислены заповедные территории, территории заказников. Были упомянуты следующие заповедники: "Кедровая падь", "Буреинский", "Денежкин камень", конечно же, не забыли поговорить и о заповедниках Ленинградской области, например, Нижне-Свирский государственный природный заповедник
4. Рассматривая территорию Ленинградской области как участок таежной зоны учащиеся приводили примеры растительности и животного мира, которые являются типичными представителя тайги.
Во время работы ученики формулировали темы для обсуждения, возникшие в ходе семинара. Из наиболее интересных тем и вопросов, возникших у учеников в ходе проведения семинара можно назвать следующие:
- Каковы причины широкого распространения болотных и заболоченных почв в Ленинградской области?
- Хозяйственное использование болотных и заболоченных территорий.
- Природные ресурсы тайги, их исчерпаемость.
- Каким бы вы хотели видеть промышленное развитие тайги? Что для этого необходимо сделать?
На финальной стадии работы семинара ученики сделали следующие выводы:
- Если мы будем двигаться с запада на восток по зоне тайги, климат будет становиться другим. Лето примерно такое же теплое, как в Европейской России, только оно короче, осень наступает раньше; зато зимой гораздо холоднее.
- В тайге широко распространена многолетняя мерзлота.
- По зоне тайги протекают многие большие полноводные реки.
- Характерная особенность природы тайги – значительная заболоченность.
- В тайге Европейской России издавна живут русские, а также карелы — на западе и коми — на востоке; оба народа родственны финнам.
- В зоне тайги размещены такие крупные города: на Восточно-Европейской равнине Санкт-Петербург, Великий Новгород; Тобольск в Западной Сибири; в Восточной Сибири – Красноярск, Иркутск, Якутск; на Урале – Екатеринбург. При этом Санкт-Петербург и Екатеринбург являются городами миллионерами.
- Важная отрасль хозяйства в зоне тайги – добыча и переработка леса.
После проведения семинара на указанную тему, я могу сказать, что ученики с большим интересом участвуют в уроках проведенных не в форме лекции. Учащиеся, получившие опережающее задание нашли много интересной информации, а ученики, присутствующие на семинаре в качестве зрителей, задавали очень точные, хорошо сформулированные вопросы, принимали оживленное участие в работе семинара.
Давая оценку проведенному семинару можно сказать следующее, ученики усвоили материал, были активны, тема семинара очень интересная и если бы было больше времени отведено для его проведения, был бы поднят и освещен еще ряд вопросов интересных ученикам. Ученики 8-х классов напомнили девятиклассникам особенности природы заданной территории, а ученики 9-х классов рассказали восьмиклассникам, что их ожидает в следующем году.
Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России.