Семинар по теме "Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере таежной зоны"

Разделы: География


Целью курса является формирование целостного представления о своей Родине, выяснить закономерности распределения природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. Данному курсу отводится два года обучения, 8-й и 9-й классы и проходить данную программу можно двумя путями: Первый путь: 8 класс – Природа России; 9 класс – Население и хозяйство России. Второй путь: 8 класс – Природа и население России; 9 класс – Хозяйство и регионы России. Работая по первому пути изучения “Географии России” есть возможность проведения семинарских занятий с учениками 8-х и 9-х классов.

Первый раз семинар был проведен на примере таежной зоны. Выбор природной зоны для проведения семинара был сделан очень легко, во-первых, хорошо знаю эту зону, так как Санкт-Петербург, город, в котором живу я и мои ученики, находится близ южной границы этой природной зоны.

Зона тайги — самая обширная зона России. Она занимает северную часть Европейской России и почти всю Азиатскую. Тайга — это лес, в основном хвойный; во-вторых эта природная зона очень хорошо освещена в литературе как научной, так и художественной и в-третьих на ее примере хорошо иллюстрируется тема семинара.

Для участия в семинаре были приглашены учащиеся 8-х и 9-х классов (два 8-х кл. и один 9-й кл. в каждом по 25 человек).

Учащимся 8-х классов были даны вопросы, связанные с особенности природы, а учащимся 9-х классов вопросы, связанные с особенностями размещением населения и отраслей хозяйства указанной территории. Для проведения семинара нескольким учащимся за неделю до его проведения были даны следующие опережающие задание:

  1. Особенности рельефа таежной зоны;
  2. Особенности климата;
  3. Особенности почв;
  4. Особенности внутренних вод;
  5. Размещение населения;
  6. Хозяйственная деятельность человека;
  7. Отрасли хозяйства территории.

Если анализировать выполнение опережающих заданий, то можно сказать что все ученики подошли к выполнению заданий очень ответственно. Задания были выполнены удачно и интересно. Ученики подготовили не только содержательный теоретический материал, но и объемный иллюстративный материал (фотографии, графики, сравнительные таблицы, карты и т.д.)

В ходе проведения семинара для обсуждения были вынесены следующие темы:

  1. Понятие ландшафт;
  2. Экологическое значение леса;
  3. Особо охраняемые территории, находящиеся в пределах таежной зоны;
  4. Ленинградская область, как один из участков таежной зоны.

Оценивая обсуждение вышеуказанных тем, хочется сказать, что ученики с большим интересов включились в работу, принимали живое участие в семинаре. Рассмотрим каждую тему отдельно:

1. Рассматривая экологическое значение лесов, учащиеся выделили несколько основных значений и рассмотрели каждое значение в отдельности. Из выбранных значений назову несколько.

а) Лес – это место обитания большинства животных и растений.
б) Лес – основной производитель органических веществ.
в) Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех организмов.

Так же были сформулированы основные функции, которые выполняют лесные массивы, а имен почвозащитная, водоохранная, климатообразующая и конечно оздоровительная.

2. Очень активно шла работа над понятием “ЛАНДШАФТ”. Как известно тайга – это единый природный комплекс, но очень сложный и неоднородный. Ученики очень активно приводили примеры множества отдельных ландшафтов, например, заболоченные области Западной Сибири, таежные леса Восточной Сибири и отличные от них леса Восточно-Европейской равнины. Очень четко учениками был сделан вывод о том, что все ландшафты индивидуальны и неповторимы.

3. Рассматривая особо охраняемые территории в зоне тайги, были перечислены заповедные территории, территории заказников. Были упомянуты следующие заповедники: "Кедровая падь", "Буреинский", "Денежкин камень", конечно же, не забыли поговорить и о заповедниках Ленинградской области, например, Нижне-Свирский государственный природный заповедник

4. Рассматривая территорию Ленинградской области как участок таежной зоны учащиеся приводили примеры растительности и животного мира, которые являются типичными представителя тайги.

Во время работы ученики формулировали темы для обсуждения, возникшие в ходе семинара. Из наиболее интересных тем и вопросов, возникших у учеников в ходе проведения семинара можно назвать следующие:

  1. Каковы причины широкого распространения болотных и заболоченных почв в Ленинградской области?
  2. Хозяйственное использование болотных и заболоченных территорий.
  3. Природные ресурсы тайги, их исчерпаемость.
  4. Каким бы вы хотели видеть промышленное развитие тайги? Что для этого необходимо сделать?

На финальной стадии работы семинара ученики сделали следующие выводы:

  1. Если мы будем двигаться с запада на восток по зоне тайги, климат будет становиться другим. Лето примерно такое же теплое, как в Европейской России, только оно короче, осень наступает раньше; зато зимой гораздо холоднее.
  2. В тайге широко распространена многолетняя мерзлота.
  3. По зоне тайги протекают многие большие полноводные реки.
  4. Характерная особенность природы тайги – значительная заболоченность.
  5. В тайге Европейской России издавна живут русские, а также карелы — на западе и коми — на востоке; оба народа родственны финнам.
  6. В зоне тайги размещены такие крупные города: на Восточно-Европейской равнине Санкт-Петербург, Великий Новгород; Тобольск в Западной Сибири; в Восточной Сибири – Красноярск, Иркутск, Якутск; на Урале – Екатеринбург. При этом Санкт-Петербург и Екатеринбург являются городами миллионерами.
  7. Важная отрасль хозяйства в зоне тайги – добыча и переработка леса.

После проведения семинара на указанную тему, я могу сказать, что ученики с большим интересом участвуют в уроках проведенных не в форме лекции. Учащиеся, получившие опережающее задание нашли много интересной информации, а ученики, присутствующие на семинаре в качестве зрителей, задавали очень точные, хорошо сформулированные вопросы, принимали оживленное участие в работе семинара.

Давая оценку проведенному семинару можно сказать следующее, ученики усвоили материал, были активны, тема семинара очень интересная и если бы было больше времени отведено для его проведения, был бы поднят и освещен еще ряд вопросов интересных ученикам. Ученики 8-х классов напомнили девятиклассникам особенности природы заданной территории, а ученики 9-х классов рассказали восьмиклассникам, что их ожидает в следующем году.

Подобный семинар может быть проведен не только на примере таежной зоны, но и любой другой природной зоны на территории России.