Метод моделирования на уроках литературного слушания в 1-м классе в рамках работы по УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Направить деятельность учащихся на знакомство с авторской сказкой о животных, умение сравнивать героев с содержанием сказок с “бродячим сюжетом”, моделирование цепочки событий, рассказывание по схематическому плану.
  • Научить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев.
  • Содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания.

Оборудование: Схемы моделей обложек, книжки-самоделки, портрет В.В. Бианки, выставка книг В.В. Бианки, презентация (приложение 1).

Ход урока

  1. Оргмомент.

Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите:

Я люблю, когда при встрече
Всем знакомым и родным
“Добрый день!” - мы говорим.

  1. Введение в тему.

Мы продолжаем путешествие в мир книг. Почему мы это делаем? (слайд 1). Итак, в путь!

  1. Работа с моделями обложек (слайд 2).
  • Что вы видите? (Предполагаемый ответ: модели обложек книг)
  • Что общего у этих моделей?  (Предполагаемый ответ: это сказки)
  • Какие бывают сказки?(Предполагаемый ответ: волшебные, бытовые)
  • Какие сказки мы читали?
  • Какая пословица объединяет все сказки? (Предполагаемый ответ: добро побеждает зло)
  • Подберите сказки к каждой модели. (Предполагаемый ответ: о детях: русская народная сказка “Привередница”). (Слайд 3)
  • Какие сказки о детях вы читали сами? (Предполагаемый ответ: о животных: В.Сутеев “Дядя Миша”). (Слайд 4)
  • Какие еще знаете сказки о животных? (Предполагаемый ответ: о природе: М.Михайлов “Лесные хоромы”, В.Белов “Родничок”). (Слайд 5)
  • Назовите знакомые вам еще сказки о природе.
  1. Работа по теме урока.
  1. Введение в тему: сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Виталия Валентиновича Бианки. Рассмотрите его портрет.
  2. Вступительное слово о В.В. Бианки.

Это замечательный писатель, тонкий наблюдатель природы. Он умел замечать удивительное в самом обыкновенном и простом. Еще мальчишкой любил ходить в лес, разгадывать птичьи голоса и следы зверей. В своих произведениях он постарался ответить на многие тайны природы.

  1. Работа с выставкой книг В.В. Бианки.

Его книга “Лесная газета” - энциклопедия, календарь природы нашей страны.

  • Вам известны эти книги “Чьи это ноги?”, “Кто чем поет?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”, “Мышонок Пик”. Герои этих книг – любители природы, добрые друзья животных.
  • Какие книги этого писателя вы читали?
  1. Физкультминутка.

Карлсон всех зовет на крышу
Поднимайтесь, все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носочки срочно встать.
Выше! Выше! Опуститесь!
Поклонитесь! Улыбнитесь!
А теперь, прошу, садитесь.

  1. Слушание сказки и работа с текстом по первичному восприятию.
  1. Рассматривание обложки книги (слайд 6).
  • Кто прочитал, как называется произведение? (Предполагаемый ответ: “Лесной Колобок – Колючий Бок”)
  • Как вы думаете, о ком пойдет речь в этом произведении? (Предполагаемый ответ: о еже)
  1. Слушание сказки.
  2. Беседа.
  • Что вы прослушали? (Предполагаемый ответ: сказку)
  • Как определили, что это сказка?
  • Кто главный герой? (Предполагаемый ответ: животные, еж)
  1. Изготовление модели обложки.
  • жанр (сказка)
  • тема (о животных)
  • автор (В.В.Бианки)
  • название

  1. Беседа.
  • На какую сказку похожа сказка “Лесной Колобок – Колючий Бок”? (Предполагаемый ответ: русская народная сказка “Колобок”)
  • Что общего? (Предполагаемый ответ: сказка о животных, похожая песенка, звери, с которыми встречался еж)
  • Чем различаются? (Предполагаемый ответ: “Колобок” - русская народная сказка, главный герой - Колобок. “Лесной Колобок – Колючий Бок” - авторская сказка, главный герой - еж)
  • Что знаете о еже?

Посмотрим слайды 7,8,9.

  • Можно ли назвать эти сказки поучительными?
  • Чему нас учит каждая из них?
  1. Введение “заместителей” и составление цепочки событий (слайд 10).

- старик,
- волк,
- лиса.
- еж,
- медведь,

Рассказывание сказки с опорой на схематический план.

  1. Творческая работа.

Придумайте продолжение сказки, используя слова: “Я бы продолжил сказку так . . .”, “Я думаю . . .”, “Я считаю . . .”.

  1. Физкультминутка.

Упражнения для глаз.

  1. Работа в тетрадях на печатной основе.
  1. Найдите схему сказки “Лесной Колобок – Колючий Бок”. Раскрасьте.
  2. Прочитайте отрывок песни, который не похож на отрывок из сказки “Колобок”.
  3. Рисование ежа. Нарисуйте ежа таким, каким вы его себе представляете.
  1. Рефлексия.

Где нашли старик со старухой ежа?

Давайте эту полянку в лесу украсим лепестками цветка, который соответствовал вашему настроению на уроке.

Презентация