Цели:
- Направить деятельность учащихся на знакомство с авторской сказкой о животных, умение сравнивать героев с содержанием сказок с “бродячим сюжетом”, моделирование цепочки событий, рассказывание по схематическому плану.
- Научить детей “искусству слушать” сказку, “вживаться” в художественные образы героев.
- Содействовать формированию художественного вкуса и эстетического воспитания.
Оборудование: Схемы моделей обложек, книжки-самоделки, портрет В.В. Бианки, выставка книг В.В. Бианки, презентация (приложение 1).
Ход урока
- Оргмомент.
Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите:
Я люблю, когда при встрече
Всем знакомым и родным
“Добрый день!” - мы говорим.
- Введение в тему.
Мы продолжаем путешествие в мир книг. Почему мы это делаем? (слайд 1). Итак, в путь!
- Работа с моделями обложек (слайд 2).
- Что вы видите? (Предполагаемый ответ: модели обложек книг)
- Что общего у этих моделей? (Предполагаемый ответ: это сказки)
- Какие бывают сказки?(Предполагаемый ответ: волшебные, бытовые)
- Какие сказки мы читали?
- Какая пословица объединяет все сказки? (Предполагаемый ответ: добро побеждает зло)
- Подберите сказки к каждой модели. (Предполагаемый ответ: о детях: русская народная сказка “Привередница”). (Слайд 3)
- Какие сказки о детях вы читали сами? (Предполагаемый ответ: о животных: В.Сутеев “Дядя Миша”). (Слайд 4)
- Какие еще знаете сказки о животных? (Предполагаемый ответ: о природе: М.Михайлов “Лесные хоромы”, В.Белов “Родничок”). (Слайд 5)
- Назовите знакомые вам еще сказки о природе.
- Работа по теме урока.
- Введение в тему: сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Виталия Валентиновича Бианки. Рассмотрите его портрет.
- Вступительное слово о В.В. Бианки.
Это замечательный писатель, тонкий наблюдатель природы. Он умел замечать удивительное в самом обыкновенном и простом. Еще мальчишкой любил ходить в лес, разгадывать птичьи голоса и следы зверей. В своих произведениях он постарался ответить на многие тайны природы.
- Работа с выставкой книг В.В. Бианки.
Его книга “Лесная газета” - энциклопедия, календарь природы нашей страны.
- Вам известны эти книги “Чьи это ноги?”, “Кто чем поет?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”, “Мышонок Пик”. Герои этих книг – любители природы, добрые друзья животных.
- Какие книги этого писателя вы читали?
- Физкультминутка.
Карлсон всех зовет на крышу
Поднимайтесь, все неслышно.
Руки в стороны поднять,
На носочки срочно встать.
Выше! Выше! Опуститесь!
Поклонитесь! Улыбнитесь!
А теперь, прошу, садитесь.
- Слушание сказки и работа с текстом по первичному восприятию.
- Рассматривание обложки книги (слайд 6).
- Кто прочитал, как называется произведение? (Предполагаемый ответ: “Лесной Колобок – Колючий Бок”)
- Как вы думаете, о ком пойдет речь в этом произведении? (Предполагаемый ответ: о еже)
- Слушание сказки.
- Беседа.
- Что вы прослушали? (Предполагаемый ответ: сказку)
- Как определили, что это сказка?
- Кто главный герой? (Предполагаемый ответ: животные, еж)
- Изготовление модели обложки.
- жанр (сказка)
- тема (о животных)
- автор (В.В.Бианки)
- название
- Беседа.
- На какую сказку похожа сказка “Лесной Колобок – Колючий Бок”? (Предполагаемый ответ: русская народная сказка “Колобок”)
- Что общего? (Предполагаемый ответ: сказка о животных, похожая песенка, звери, с которыми встречался еж)
- Чем различаются? (Предполагаемый ответ: “Колобок” - русская народная сказка, главный герой - Колобок. “Лесной Колобок – Колючий Бок” - авторская сказка, главный герой - еж)
- Что знаете о еже?
Посмотрим слайды 7,8,9.
- Можно ли назвать эти сказки поучительными?
- Чему нас учит каждая из них?
- Введение “заместителей” и составление цепочки событий (слайд 10).
-
старик,
- волк,
- лиса.
- еж,
- медведь,
Рассказывание сказки с опорой на схематический план.
- Творческая работа.
Придумайте продолжение сказки, используя слова: “Я бы продолжил сказку так . . .”, “Я думаю . . .”, “Я считаю . . .”.
- Физкультминутка.
Упражнения для глаз.
- Работа в тетрадях на печатной основе.
- Найдите схему сказки “Лесной Колобок – Колючий Бок”. Раскрасьте.
- Прочитайте отрывок песни, который не похож на отрывок из сказки “Колобок”.
- Рисование ежа. Нарисуйте ежа таким, каким вы его себе представляете.
- Рефлексия.
Где нашли старик со старухой ежа?
Давайте эту полянку в лесу украсим лепестками цветка, который соответствовал вашему настроению на уроке.