Актуальность.
Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.
Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире. а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.
Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.
Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.
В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие. развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность. Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивно-познавательную деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение различного практического опыта. С другой стороны он пробует себя в качестве творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь со взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.
Цели и задачи.
Программа ГКП отвечает особенностям психофизиологического развития детей 1-3 года жизни и желания родителей адаптировать его к новым условиям.
Цель: обогащение психического, познавательного и личностного развития ребенка раннего возраста.
Основными задачами являются:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и дальнейшую адаптацию (социальную, психологическую);
- обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей;
- создание предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
- создание модели взаимодействия детского сада и семьи в разностороннем развитии детей.
Механизм реализации.
Организация работы группы кратковременного пребывания.
Реализация данного проекта возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др.
- ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей), договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП.
- Наполняемость группы 6 – 10 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две группы: с 1 года до 2 лет, с 2 до 3 лет.
- Открытие ГКП оформляется приказом заведующего.
- Группа работает в первую половину дня с 11.00 до 12.30 часов (без питания, сна и прогулки).
- Образовательные услуги в ГКП предоставляются на платной основе.
Документация группы кратковременного пребывания:
- положение о привлечении внебюджетных средств
- положение о расходовании внебюджетных средств
- положение о группе кратковременного пребывания
- приказ об открытии ГКП
- заявления родителей (законных представителей)
- договор с родителями
- трудовой договор с педагогами
- должностная инструкция педагога ГКП
- перспективный план работы
- табель посещаемости детей
- табель учета рабочего времени педагогов
Кадровое обеспечение.
В ГКП учебно-воспитательный процесс осуществляют:
- воспитатель высшей квалификационной категории
- музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Диагностика и коррекция развития детей проводятся штатными работниками МДОУ: педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
Результаты деятельности.
- Значительно облегчилась адаптация детей к детскому саду (в легкой степени – 87%, средней – 13%)
- Дети овладели элементарными практическими навыками по изобразительной, музыкальной, игровой деятельности.
- Малыши овладели культурно-гигиеническими навыками, согласно возраста.
- Создали нормативную базу функционирования групп кратковременного пребывания.
- Посетили консультации, лекции 52 родителя, имеющих ''неорганизованных'' детей раннего возраста.
- Родители стали больше интересоваться вопросами воспитания и обучения малышей (что видно из сравнительного анализа анкетирования родителей в начале и конце учебного года)..
- Занятия с детьми до 1 года посещали систематически от 3 до 17 семей.
- Праздничные и спортивные мероприятия – от 17 до 38 детей.
- Занятия с детьми 2-3 лет – 9 детей; с 1 до 2 лет – 12 детей.
- Начали создавать лекотеку (средоточение методической литературы, развивающих игр, игрушек и пособий для занятий с малышами в д/с и дома): закупили 50 развивающих пособий, игр и игрушек, 45 детских книг, 15 методических пособий.
В Приложении 1 предлагаем перспективный план комплексных занятий с детьми 2-3–летнего возраста.