Какографические написания как эффективный и познавательный метод закрепления и повторения материала, изученного ранее

Разделы: Начальная школа


Я так надеюсь на твоё желанье
Узнать,  постичь, преодолеть себя.
Пойдём , малыш , по лесенке познанья ,
Дай руку и не бойся: рядом я!
С. В. Трушина

В современных условиях бурного развития начальной школы , появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески . Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др.

Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически  грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?

Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд,  наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках.Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.

Целями использования данного приёма является:

  • проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
  • формирование орфографической зоркости учащихся;
  • развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
  • повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
  • формирование  у  учащихся самоконтроля.

Я считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.

Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение

У  гришы жыл Кот рыжык

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то , что :

- в конце предложения ставится точка;

- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;

- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;

- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.

Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке , когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски . Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктат ,а педагогика сотрудничества.

Ещё хочу заметить , что этот приём вызывает споров и недоверия со стороны  известных педагогических деятелей и методистов, но я считаю, что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.

«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии , «ибо неправильно написанное  слово затверживается в памяти зрения».

Остановлюсь ещё на вопросе применения какографии при формировании у младших школьников умения проверять написанное.

На уроке математики , в 1 классе, при закреплении приёмов сложения и  вычитания в пределах 10, мы с ребятами путешествуем по станциям . И вот следующая станция «ШКОЛА СОВЫ».Умная сова из мультфильма «Вини-Пух» открыла свою школу , но она так невнимательна и рассеянна , что некоторые задания в её школе выполняются с ошибками. Примеры , которые должны были решить дети , уже решены в «ШКОЛЕ СОВЫ» и их нужно только списать , но тут я сообщаю , что нашла по одному неверно решенному примеру в каждом столбике . Перед детьми ставится задача : прежде чем списать, проверь! В дальнейшем, когда я объявляю, что задание пришло из «ШКОЛЫ СОВЫ», дети непроизвольно начинают искать ошибки , то есть проверять уже выполненное задание и вспоминать то, что изучено раннее .

При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок . Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное , учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.

Но , отмечу ещё раз, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова , а затем , после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное  конкретное правило. Задание может звучать так: «Проверьте, верно, ли найдены буквы для безударных гласных в корне слова», «Проверьте, все ли знаки препинания между однородными членами предложения поставлены» или «Проверьте, верны ли неравенства».

Какографические задания могут быть включены при любой форме обучения учащихся:

  1. При коллективной, групповой и индивидуальной работе.
  2. Как на уроке, так и во внеурочное время (различные викторины, конкурсы, КВНы и т.п.), а также при выполнении домашней самостоятельной работы.

В заключении добавлю, что  какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках) , только в незначительных размерах. Если слова , то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок.

Систематическое и осознанное  выполнение детьми исправлений чужих ошибок  позволяет им корректировать собственные записи , видеть и исправлять свои  ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Виды заданий
с использованием какографических написаний
при  повторении и закреплении
раннее изученного

Русский язык

1. Правильно ли выполнен разбор предложения с однородными членами?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Предложение повествовательное, так как в нём содержится сообщение. В предложении говорится о ветре. Что? ВЕТЕР –это подлежащее, выражено именем существительным мужского рода. О ветре говорится, что он ГУЛЯЕТ и ПОДГОНЯЕТ. ВЕТЕР что делает? ГУЛЯЕТ, ПОДГОНЯЕТ. Это однородные сказуемые, потому что отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения. Запятая не ставится, так как между ними стоит союз И.

2. Найди ошибку в суждениях ученика.

1) И.п. Кто? Что?

2) Р.п. Кого? Чего?

3) Д.п. Кому? Чему?

4) В.п. Кого? Что?

5) Т.п. О ком? О чём?

6) П.п. Кем? Чем?

3. Найди ошибки:

1) Семь килограммов яблок;

2) Много дел, планов, туфлей;

3) Быть в пальто, в кино, на шоссе, в метре.

4. Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черёмухе, растаяли на ладони, плавает в аквариуме -стоят в предложном падеже?

1) Да;

2) Нет.

5. Правильно ли выполнен разбор выделенного в отрывке имени существительного как части речи?

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

(Над ) дорогой –имя сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос над чем? Начальная форма – что? дорога –ж.р.; 1 скл; в ед.числе, в творительном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое.

1) Да;

2) Нет.

6. Ученик утверждает, что местоимения Я, МЫ –второго лица. Прав ли он?

1) Да;

2) Нет.

7. Петя решил, что местоимения СО МНОЙ, ПЕРЕД ТОБОЙ, ЗА ВАМИ, ПЕРЕД НИМ –стоят в винительном падеже. Прав ли он?

1) Да;

2) Нет.

8. Как правильно?

1) а)у ней; б)у неё;

2) а) к ему; б)к нему;

3) а) в их комнате; б)в ихней комнате;

4) а) ихние друзья; б)их друзья.

8. Один ученик считает, что глаголы РАСПРАВИЛИ, ВЫПОЛЗ, ПРОСНУЛАСЬ, ПРИГРЕЛО –имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А как думаешь ты, в форме какого времени эти глаголы?

1) Настоящего;

2) Прошедшего;

3) Будущего.

10. Найди ошибку в написании глаголов:

1) Сочиняет стихи;

2) Водит машину;

3) Ищит ошибку;

4) Представит к награде;

5) Предоставит слово;

6) Колет дрова;

11. Найди ошибки:

Ручьная обезъянка объелась варенъем и сьёжилась в углу клетки.

1) _______________________

2) _______________________

3) _______________________

4) _______________________

12. Вычеркни лишние слова.

Поход      столяр      подружка

Пост      шнурок      лесничий

Перец      порок      указка

13. Вычеркни лишнее слово.

Возничий, воздух, возок, перевозка.

Природоведение

1. Дети ставят  столбиком числа от 1 до 15. учитель читает задание. Если в предложении всё правильно, учащиеся ставят «+», если неправильно «-».

1) Комар, тополь –это предметы живой природы.

2) Трава, дерево –это предметы неживой природы.

3) Самый холодный осенний месяц –сентябрь.

4) Осадки выпадают в виде дождя.

5) Гриб- это растение.

6) Лиственница- лиственное дерево.

7) Подберёзовик, рыжик- съедобные грибы.

8) Ложные опята, бледная поганка- несъедобные грибы.

9) Исчезли насекомые.

10) Птицы улетают в тёплые края, потому что стало холодно.

11) Зимующие птицы- кукушка, ласточка.

12) Синицы, поползни запасают корм на зиму.

13) Залёг в спячку ёж.

14) Запасают на зиму корм зайцы, лоси, лисы.

15) Люди сажают деревья, кустарники.

2. Подчеркни лишнее.

Почва содержит…

- Воздух,

- воду,

- перегной,

- глину,

- сахар,

- соли.

3. Подчеркни верный ответ.

Кожа надёжно защищает человека от…..

- Различных повреждений,

- воды,

- болезненных микробов,

- воздуха.

4.  Подчеркни верный ответ.

Углекислый газ и другие вредные вещества удаляются из организма человека через…

- Кожу,

- сердце,

- лёгкие,

- почки.

5. Верно ли, что сердце может быть «добрым» или «злым» ? Подчеркни правильный ответ:

- Да,

- нет.

6. Когда растения в классе растут лучше? Подчеркни верный ответ:

- Во время уроков,

- на переменах.

Почему?___________________________________________________________

7. Найди и подчеркни ошибку.

Основные свойства воздуха…

- прозрачный,

- с запахом,

- имеет вкус,

- плохо проводит тепло,

- при нагревании расширяется,

- при охлаждении сжимается,

- замерзает.

8. Верно ли, что организм человека состоит из органов?

- да;

- нет.

9. Подчеркни верный ответ:

Строение тела человека изучает наука ……

- ботаника;

- человековедение;

- анатомия.

10. Можно ли сказать, что растение – это организм?

- да

- нет.

11. Растёт ли дерево зимой?

- да, растёт;

- нет, не растёт.

Математика

1. Найди ошибки и исправь  решение примеров:

43-11= 43 - (10+1)=33 + 1=34

60-17= 60 –(10+7)=50+7=57

2. Верно или неверно.

1) Число, стоящее перед числом 2, равно 3.

2)  Перед числом 8 стоит число 7.

3)  Число, следующее за числом 4, равно 6.

4)  За числом 5 следует число 4.

5) За числом 9 следует число 10.

6) Число, стоящее между числами 2 и 4, равно 3.

7)  4 и 5 –числа, соседние с числом 6.

8) 7 и 9 –числа, соседние с числом8.

9) 8 меньше 9.

3. Верно или неверно решён пример.

1) 4+2=6.

2) 6-1=7.

3) 4-3=0.

4) 3+5=8.

5) 8+2=10.

6) 5-2=3.

7) 9-6=2.

8) 4+1=3.

9) 1+7=8.

4. Верно или неверно решена задача.

1) У Кати 10 наклеек. Она подарила 4 наклейки. Сколько наклеек у неё осталось?

Решение: 10 – 4=6 (н.)

Ответ: было 6 наклеек.

2) На лугу 8 коров, а овец на 3 меньше. Сколько овец на лугу?

Решение: 8 – 3 = 5 (ов.)

Ответ: на лугу 5 овец.

3) Купили 3 линейки и столько же ластиков. Сколько всего предметов купили?

Решение: 3 + 3 = 6 ( п.)

Ответ: купили 6 предметов.

4) В одном пакете 4 альбома с марками, а в другом – на 5 альбомов больше. Сколько альбомов с марками во втором пакете?

Решение: 4 + 5 = 9 ( м.)

Ответ: 9 марок во втором пакете.

5) Съели 5 груш и 4 сливы. Сколько всего фруктов съели?

Решение: 5+4=8 (фр.)

Ответ: съели 8 фруктов.

5. Верно ли утверждение.

- Число 10 уменьшили на 4. получили 6.

- Число 7 уменьшили на 0. получили 6.

- Число 3 увеличили на 0. получили 3.

- Число 8 уменьшили на 8. получили 0.

- Число 5 увеличили на 5. Получили 1 десяток.

- 10 уменьшили на 7, а затем полученное число уменьшили на 1. Получили 6.

- Число 3 увеличили на 5, а затем полученное число уменьшили на 1. Получили 6.

- Если число уменьшить на 0, то число не изменится.

- Если число увеличить на 1, то получим предыдущее число.

6. Верно ли, что:

- 1 дес.+3дес. =4.

- 2дес. +4дес. =60.

- 3дес.4ед. =43.

- 7дес.3ед.=73.

- 3дес.1ед.   4дес.

- 7дес. 8ед.  77

- 11 –однозначное число.

- 10 –двузначное число.

- Любое однозначное число всегда меньше 10.

7. Проверь, верны ли утверждения:

- В отрезке укладывается 8 см.

- Одна ленточка короче другой на 4 кг.

- В ведре помещается 8 л воды.

- Весы показывают 3 см.

- Масса картофеля 11 л.