Я так надеюсь на твоё
желанье
Узнать, постичь,
преодолеть себя.
Пойдём , малыш , по
лесенке познанья ,
Дай руку и не бойся:
рядом я!
С. В. Трушина
В современных условиях бурного развития начальной школы , появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески . Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том , что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых уроков: математики, русского языка, чтения, природоведения, истории и др.
Возникает масса вопросов , волнующих учителя начальных классов. Как методически грамотно и правильно выстроить уроки ? Как направить в русло учебного труда детскую любознательность и любопытство ? Как создать урок , в котором предусматриваются уважение к личности каждого ребёнка, создание доброжелательной атмосферы, максимальный учёт его индивидуальных особенностей ?
Я . А . Коменский указывал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее желание к знанию и учению. На мой взгляд, наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому я и стала применять какографические (неверные) написания на своих уроках.Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок.
Целями использования данного приёма является:
- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование у учащихся самоконтроля.
Я считаю, что какография позволяет изменить , в определённой степени , манеру общения учителя и детей – общение становится более живым.
Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) даю задание : списать с доски в тетради предложение
У гришы жыл Кот рыжык
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть ! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то , что :
- в конце предложения ставится точка;
- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;
- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
- названия животных пишутся с маленькой буквы , так как это не имена собственные.
Это задание позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке , когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо, доверчиво и просто списать с доски . Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя, налицо не жесткий диктат ,а педагогика сотрудничества.
Ещё хочу заметить , что этот приём вызывает споров и недоверия со стороны известных педагогических деятелей и методистов, но я считаю, что использовать этот приём при закреплении и повторении пройденного не только нужно , но и необходимо , и полезно.
«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное ; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний , уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии , «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».
Остановлюсь ещё на вопросе применения какографии при формировании у младших школьников умения проверять написанное.
На уроке математики , в 1 классе, при закреплении приёмов сложения и вычитания в пределах 10, мы с ребятами путешествуем по станциям . И вот следующая станция «ШКОЛА СОВЫ».Умная сова из мультфильма «Вини-Пух» открыла свою школу , но она так невнимательна и рассеянна , что некоторые задания в её школе выполняются с ошибками. Примеры , которые должны были решить дети , уже решены в «ШКОЛЕ СОВЫ» и их нужно только списать , но тут я сообщаю , что нашла по одному неверно решенному примеру в каждом столбике . Перед детьми ставится задача : прежде чем списать, проверь! В дальнейшем, когда я объявляю, что задание пришло из «ШКОЛЫ СОВЫ», дети непроизвольно начинают искать ошибки , то есть проверять уже выполненное задание и вспоминать то, что изучено раннее .
При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок . Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное , учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.
Но , отмечу ещё раз, что сначала в сознании младшего школьника должен запечатлеться зрительный образ верно написанного слова , а затем , после отработки соответствующего правила, необходимо упражнять учащихся в поиске ошибок на изученное конкретное правило. Задание может звучать так: «Проверьте, верно, ли найдены буквы для безударных гласных в корне слова», «Проверьте, все ли знаки препинания между однородными членами предложения поставлены» или «Проверьте, верны ли неравенства».
Какографические задания могут быть включены при любой форме обучения учащихся:
- При коллективной, групповой и индивидуальной работе.
- Как на уроке, так и во внеурочное время (различные викторины, конкурсы, КВНы и т.п.), а также при выполнении домашней самостоятельной работы.
В заключении добавлю, что какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках) , только в незначительных размерах. Если слова , то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок.
Систематическое и осознанное выполнение детьми исправлений чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи , видеть и исправлять свои ошибки , допущенные на изученные раннее орфограммы. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления и интерес к учению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды заданий
с использованием какографических написаний
при повторении и закреплении
раннее изученного
Русский язык
1. Правильно ли выполнен разбор предложения с однородными членами?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Предложение повествовательное, так как в нём содержится сообщение. В предложении говорится о ветре. Что? ВЕТЕР –это подлежащее, выражено именем существительным мужского рода. О ветре говорится, что он ГУЛЯЕТ и ПОДГОНЯЕТ. ВЕТЕР что делает? ГУЛЯЕТ, ПОДГОНЯЕТ. Это однородные сказуемые, потому что отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения. Запятая не ставится, так как между ними стоит союз И.
2. Найди ошибку в суждениях ученика.
1) И.п. Кто? Что?
2) Р.п. Кого? Чего?
3) Д.п. Кому? Чему?
4) В.п. Кого? Что?
5) Т.п. О ком? О чём?
6) П.п. Кем? Чем?
3. Найди ошибки:
1) Семь килограммов яблок;
2) Много дел, планов, туфлей;
3) Быть в пальто, в кино, на шоссе, в метре.
4. Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черёмухе, растаяли на ладони, плавает в аквариуме -стоят в предложном падеже?
1) Да;
2) Нет.
5. Правильно ли выполнен разбор выделенного в отрывке имени существительного как части речи?
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
(Над ) дорогой –имя сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос над чем? Начальная форма – что? дорога –ж.р.; 1 скл; в ед.числе, в творительном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое.
1) Да;
2) Нет.
6. Ученик утверждает, что местоимения Я, МЫ –второго лица. Прав ли он?
1) Да;
2) Нет.
7. Петя решил, что местоимения СО МНОЙ, ПЕРЕД ТОБОЙ, ЗА ВАМИ, ПЕРЕД НИМ –стоят в винительном падеже. Прав ли он?
1) Да;
2) Нет.
8. Как правильно?
1) а)у ней; б)у неё;
2) а) к ему; б)к нему;
3) а) в их комнате; б)в ихней комнате;
4) а) ихние друзья; б)их друзья.
8. Один ученик считает, что глаголы РАСПРАВИЛИ, ВЫПОЛЗ, ПРОСНУЛАСЬ, ПРИГРЕЛО –имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А как думаешь ты, в форме какого времени эти глаголы?
1) Настоящего;
2) Прошедшего;
3) Будущего.
10. Найди ошибку в написании глаголов:
1) Сочиняет стихи;
2) Водит машину;
3) Ищит ошибку;
4) Представит к награде;
5) Предоставит слово;
6) Колет дрова;
11. Найди ошибки:
Ручьная обезъянка объелась варенъем и сьёжилась в углу клетки.
1) _______________________
2) _______________________
3) _______________________
4) _______________________
12. Вычеркни лишние слова.
Поход столяр подружка
Пост шнурок лесничий
Перец порок указка
13. Вычеркни лишнее слово.
Возничий, воздух, возок, перевозка.
Природоведение
1. Дети ставят столбиком числа от 1 до 15. учитель читает задание. Если в предложении всё правильно, учащиеся ставят «+», если неправильно «-».
1) Комар, тополь –это предметы живой природы.
2) Трава, дерево –это предметы неживой природы.
3) Самый холодный осенний месяц –сентябрь.
4) Осадки выпадают в виде дождя.
5) Гриб- это растение.
6) Лиственница- лиственное дерево.
7) Подберёзовик, рыжик- съедобные грибы.
8) Ложные опята, бледная поганка- несъедобные грибы.
9) Исчезли насекомые.
10) Птицы улетают в тёплые края, потому что стало холодно.
11) Зимующие птицы- кукушка, ласточка.
12) Синицы, поползни запасают корм на зиму.
13) Залёг в спячку ёж.
14) Запасают на зиму корм зайцы, лоси, лисы.
15) Люди сажают деревья, кустарники.
2. Подчеркни лишнее.
Почва содержит…
- Воздух,
- воду,
- перегной,
- глину,
- сахар,
- соли.
3. Подчеркни верный ответ.
Кожа надёжно защищает человека от…..
- Различных повреждений,
- воды,
- болезненных микробов,
- воздуха.
4. Подчеркни верный ответ.
Углекислый газ и другие вредные вещества удаляются из организма человека через…
- Кожу,
- сердце,
- лёгкие,
- почки.
5. Верно ли, что сердце может быть «добрым» или «злым» ? Подчеркни правильный ответ:
- Да,
- нет.
6. Когда растения в классе растут лучше? Подчеркни верный ответ:
- Во время уроков,
- на переменах.
Почему?___________________________________________________________
7. Найди и подчеркни ошибку.
Основные свойства воздуха…
- прозрачный,
- с запахом,
- имеет вкус,
- плохо проводит тепло,
- при нагревании расширяется,
- при охлаждении сжимается,
- замерзает.
8. Верно ли, что организм человека состоит из органов?
- да;
- нет.
9. Подчеркни верный ответ:
Строение тела человека изучает наука ……
- ботаника;
- человековедение;
- анатомия.
10. Можно ли сказать, что растение – это организм?
- да
- нет.
11. Растёт ли дерево зимой?
- да, растёт;
- нет, не растёт.
Математика
1. Найди ошибки и исправь решение примеров:
43-11= 43 - (10+1)=33 + 1=34
60-17= 60 –(10+7)=50+7=57
2. Верно или неверно.
1) Число, стоящее перед числом 2, равно 3.
2) Перед числом 8 стоит число 7.
3) Число, следующее за числом 4, равно 6.
4) За числом 5 следует число 4.
5) За числом 9 следует число 10.
6) Число, стоящее между числами 2 и 4, равно 3.
7) 4 и 5 –числа, соседние с числом 6.
8) 7 и 9 –числа, соседние с числом8.
9) 8 меньше 9.
3. Верно или неверно решён пример.
1) 4+2=6.
2) 6-1=7.
3) 4-3=0.
4) 3+5=8.
5) 8+2=10.
6) 5-2=3.
7) 9-6=2.
8) 4+1=3.
9) 1+7=8.
4. Верно или неверно решена задача.
1) У Кати 10 наклеек. Она подарила 4 наклейки. Сколько наклеек у неё осталось?
Решение: 10 – 4=6 (н.)
Ответ: было 6 наклеек.
2) На лугу 8 коров, а овец на 3 меньше. Сколько овец на лугу?
Решение: 8 – 3 = 5 (ов.)
Ответ: на лугу 5 овец.
3) Купили 3 линейки и столько же ластиков. Сколько всего предметов купили?
Решение: 3 + 3 = 6 ( п.)
Ответ: купили 6 предметов.
4) В одном пакете 4 альбома с марками, а в другом – на 5 альбомов больше. Сколько альбомов с марками во втором пакете?
Решение: 4 + 5 = 9 ( м.)
Ответ: 9 марок во втором пакете.
5) Съели 5 груш и 4 сливы. Сколько всего фруктов съели?
Решение: 5+4=8 (фр.)
Ответ: съели 8 фруктов.
5. Верно ли утверждение.
- Число 10 уменьшили на 4. получили 6.
- Число 7 уменьшили на 0. получили 6.
- Число 3 увеличили на 0. получили 3.
- Число 8 уменьшили на 8. получили 0.
- Число 5 увеличили на 5. Получили 1 десяток.
- 10 уменьшили на 7, а затем полученное число уменьшили на 1. Получили 6.
- Число 3 увеличили на 5, а затем полученное число уменьшили на 1. Получили 6.
- Если число уменьшить на 0, то число не изменится.
- Если число увеличить на 1, то получим предыдущее число.
6. Верно ли, что:
- 1 дес.+3дес. =4.
- 2дес. +4дес. =60.
- 3дес.4ед. =43.
- 7дес.3ед.=73.
- 3дес.1ед. 4дес.
- 7дес. 8ед. 77
- 11 –однозначное число.
- 10 –двузначное число.
- Любое однозначное число всегда меньше 10.
7. Проверь, верны ли утверждения:
- В отрезке укладывается 8 см.
- Одна ленточка короче другой на 4 кг.
- В ведре помещается 8 л воды.
- Весы показывают 3 см.
- Масса картофеля 11 л.