Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-эмоционального развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время-это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Не надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем (защита прав и достоинств маленького ребенка).

Одной из важнейших сфер, характеризующих продвижение ребенка, является его социальное развитие, в основе которого лежит двусторонний процесс усвоения норм и правил: с одной стороны, ребенку необходимо усвоить нормы и правила по отношению к предметному миру, а с другой стороны-нормы и правила общения с другими людьми. Этот процесс сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка. Но под воздействием целого ряда негативных факторов “нарушение детско-родительских отношений, неблагоприятный психологический климат и др. патологические факторы” у ребенка формируются признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза. В связи с этим перед педагогами и психологами встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, понимать чувства других людей, то есть стать социально-эмоционально компетентными.

Проблема социально-эмоциональной незрелости или некомпетентности нарастает с катастрофической быстротой и проявляется в каждой социальной группе. Подтверждением этому служит ежегодные социометрические исследования и анализ уровня социально-эмоционального развития детей нашего детского сада, проводимые педагогом-психологом.

Только в нашей группе из 22 человек у 13 детей были выявлены такие нарушения, как повышенная возбудимость, конфликтность, жестокость, агрессия, негативизм, эмоциональная холодность, отчуждение, тревожность, немотивированные страхи, мнительность и другое, наряду с этим четыре ребенка оказались в статусе отверженных.

Во все предыдущие годы эти данные были намного ниже. Нас педагогов это очень взволновало и мы начали интересоваться специальной литературой по этому вопросу. Вот основные выводы из изученного.

Умение управлять своими эмоциями - главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Как писал Л.С.Выготский, к моменту наступления школьной жизни, “эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Ребенок учится управлять своими эмоциями.” Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет ''материала'' для того, чтобы научиться подобному управлению.

По мнению А.В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Подчеркивая важность эмоциональность переживаний детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом для его личностного становления, он акцентировал внимание на том, что ранее неблагополучие аффективных отношений с близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.

Л.А. Абрамян признавал тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности ''вырастает'' из его практического взаимодействия с этой действительностью. Этот сложный процесс может составлять содержание развития социальной направленности потребностей и мотивов в старшем дошкольном возрасте. Именно с этой точки зрения возможна взаимосвязь эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.

С точки зрения современной педагогической науки проблему социально-эмоционального развития детей следует рассматривать как составную часть более глобальной проблемы-проблемы социализации ребенка-дошкольника. “Социализация - сложный, многоплановый процесс вхождения ребёнка в социальную среду. Это приобщение к культуре, системе человеческих ценностей. Социализация предполагает способность личности к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определённой культуре на основе интериоризации её ценности признании их как своих.

Вооружившись теоретической базой, в 2006 учебном году мы решили начать серьёзную работу по развитию социально-эмоциональной компетентности детей нашей группы. Мы также осознавали, что семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду. Многочисленные исследования убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Данные психологических исследований, проведенные педагогом-психологом ДОУ до начала учебного года убедили нас, что причину социально-эмоциональной некомпетентности наших воспитанников нужно искать в семье.

Для этого мы провели анкетирование родителей для эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (авт. Е.И. Захарова).

Анализ результатов подтвердил, что в половине семей неблагоприятный микроклимат и существуют проблемы, которые нужно решать совместно.

Еще В.А.Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех-и для педагогов, и для родителей.

Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно не мыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

На первом же родительском собрании мы довели до сведения родителей, что семья- это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный “эмоциональный тыл” (З.Матейчик). Также познакомили родителей с плачевными результатами диагностического обследования социометрического статуса детей и их уровня развития эмоционально-чувственной сферы представленными педагогом-психологом детского сада. В результате родители не сразу, но согласились с нами сотрудничать и мы вместе выработали основные направления совместной работы.

Цель этой деятельности мы обозначили следующим образом: организация совместных действий по созданию социально-эмоционального благополучия наших детей в семье и детском саду.

Выделили задачи:

  1. Определить содержание занятий по развитию социальной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста.
  2. Продумать и ввести в жизнь детей групповые традиции, нравы, обычаи, ритуалы, включая совместные с родителями формы работы.
  3. Вести работу по социально-эмоциональному развитию детей в тесном взаимодействии с педагогом-психологом детского сада.
  4. Подобрать диагностический пакет и выявлять (на начальном и итоговом этапах работы):
  • уровень социально-эмоционального развития детей;
  • социометрический статус каждого ребёнка;
  • межличностные детско-родительские отношения;
  • межличностные отношения в группе сверстников.
  1. Организовать для родителей педагогические и психологические практикумы, тренинги по проблеме.

По своему содержанию и организации дальнейшая работа приобрела не только развивающую, но и воспитательную направленность. В силу своей педагогической значимости она органично вписалась в образовательную жизнь группы наряду с программой, “Радуга” Т.Н. Дороновой, при этом новое направление способствовало обогащению работы по программе и строилось по её принципам.

Следуя логике работы, мы выделили и отобрали, познавательный материал, включающий основные сферы бытия: мир природы, рукотворный мир, социальный мир, мир искусства, а также внутренний мир ребёнка, т.е. его личностный мир, переживания, стремления, притязания.

Особый творческий колорит приобрела работа по формированию образа “ Я” и положительного самовосприятия ребёнком себя и своих отличительных особенностей, как во внешнем виде, так в привычках и поведении.

Содержание работы способствовало становлению ведущих компонентов формирующейся “Я - концепции”:

  • моё физическое “Я” (Я - человек, мой пол, возраст, физический образ);
  • моё реальное “Я” (мои интересы и достижения, Я в прошлом и настоящем);
  • моё социальное “Я” (Я и моя семья, Я и мои друзья, оценка меня другими);
  • моё идеальное “Я” (Я в будущем, самооценка).

Как показал дальнейший анализ работы, такой подход к формированию целостного образа “Я” у детей старшего дошкольного возраста наиболее целесообразен.

Важным оказался подход к планированию и организации “тематических дней” и “недель”- неделя отцовства, материнства и детства “Я и моя семья”, “Я и мои друзья”, неделя радостных встреч, неделя юмора и смеха, день театра, день Земли и др. Это позволило отрабатывать постепенное и последовательное познание ребёнком тех или иных аспектов образовательного содержания. В течение недели (дня) система педагогических воздействий вплеталась в ту или иную тему.

Создание эмоционального комфорта детям в детском саду и дома- наша общая задача с родителями. Чтобы не упустить ведущие линии в самосознании дошкольников, мы выработали правила, которые имели хорошую воспитательную ценность:

  • никогда не называть ребёнка по фамилии, так как фамилия “отчуждает” его от взрослого и снижает эмоционально- положительный настрой;
  • использовать любую возможность положительно оценить ребёнка и его действия;
  • уважение права ребёнка на развитие индивидуальности. Признание значимости его для всей группы вызывает тяготение к обществу сверстников, потребность в их поддержке, стремление стать равноправным членом детского “сообщества”; позволяет пережить положительные эмоции.
  • подчёркивать специфичность половых различий (направлять внимание девочек на мягкость, женственность, внимательность; мальчиков – на смелость, ответственность, великодушие);
  • развивать представление ребёнка во времени (прошлом, настоящем, будущем), формировать оптимистическое представление о будущем ребёнка;
  • деликатно формировать отношение детей к обязанностям, ненавязчиво обращая их в права детей (идея В.С. Мухиной).

Также предложили родителям вариант памятки, разработанную совместными усилиями педагогов группы, психолога и родительским комитетом для создания в семье благоприятной атмосферы. Когда родители одобрили эту памятку, мы вывесили её в раздевалке.

Целенаправленно “погружая” детей в разные сферы бытия, мы отбирали средства, способствующие наибольшему воздействию на эмоциональную сферу детей, чтобы вызвать у них разнообразные переживания и научить пользоваться языком эмоций. Мы учили детей “читать” эмоциональное состояние окружающих людей и адекватно на него откликаться. Ребёнок, у которого наблюдаются трудности в определении эмоциональных состояний и настроения людей, не научится правильно толковать социальные ситуации, будет ошибаться в выборе линии поведения, что приведёт к проблемам во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Чтобы развить и обогатить эмоциональный мир наших ребят, мы решили использовать средства театрального искусства: миниспектакли, минисценки, тренажные этюды. Дети с удовольствием демонстрировали свои театральные таланты на совместных праздниках, встречах с родителями.

Также мы в соответствии с рекомендациями авторов программы “Радуга”, стали приглашать родителей на “Встречу с интересным человеком”. Тем самым интересным человеком был кто-нибудь из родителей. Такие встречи проходили один раз в месяц. Дети заранее знали, кто придёт к ним в гости, ждали с нетерпение, а сын или дочь с гордостью: ведь эта встреча позволит всем детям группы узнать, какая у него мама или папа.

Родители приходили в группу в утреннее время, рассказывали детям о своей профессии, или увлечении. В гостях у нас побывали учителя, врачи, милиционеры, повара, продавцы. Они рассказывали не только о своей профессии, но и о своих увлечениях; кто-то учил плести из бисера, кто-то вышивать, а кто-то принёс коллекцию монет, открыток, изделий из бересты. Дети были в восторге, им всё было интересно, задавали много вопросов. А у ребёнка, чей родитель приходил, гордость переполняла всё его существо. Авторитет родителя в глазах своего ребёнка значительно вырастал.

Основное правило, которое мы взяли за основу в работе с семьей: никакой шаблонности и монотонности. Родителям было интересно только то, что у них самих будило мысль и вызывало эмоциональное переживание.

Важным направлением работы стало психолого-педагогическое. Нам было важно помочь семье ориентироваться на психологию ребёнка, помочь осознать проблемы в их отношении с детьми дома, найти пути решения этих проблем. Регулярные встречи “за круглым столом с психологом” помогли некоторым родителям в установлении более позитивных отношений в семье. Усиленное внимание мы уделяли вопросам социальной адаптации детей к условиям детского сада. Это было первое, что объединило наши интересы и заложило основы для дальнейшего взаимодействия. Совместные формы работы с родителями по проблеме показали, что со временем их интерес к вопросам развития детей значительно вырос. Поднялся уровень их инициативности и участия в делах группы.

Путь к сердцу мам и пап нам помогли открыть сами дети. Мы вышли на необычные формы косвенного воздействия на родителей с целью привлечь их внимание к практическим делам детей в группе и оказать им содействие. Например, дети в качестве “юных корреспондентов” брали интервью у родителей, чтобы сделать им подарок- поздравительную газету к различным праздникам.

Совместные усилия приложили родители и дети к оформлению для группы семейных альбомов, в которых иллюстрировалась жизнь детей от рождения до сегодняшнего дня (заполнялись по годам).

Родителям нравилось проявлять свои таланты. Они с удовольствием участвовали в различных конкурсах, сочиняли стихи, делали мини-постановки. Мы заметили, что это сотрудничество поднимает и поддерживает статус ребёнка в группе и детском саду.

Новой формой взаимодействия с родителями было создание в группе мини- музея “Я и моя семья”. Это своего рода результат большой совместной работы за два года. Весь материал, собранный о семье, мы обобщили и эстетично разместили в специальном уголке, который представлял большую ценность для детей и их родных - семейные реликвии, свидетельства достижений, хобби, генеалогические древа, фото. Мини- музей стал своеобразным показателем работы по социально- эмоциональному развитию детей.

К концу двухлетней работы у нас сложились различные традиции, ритуалы, обычаи и праздники, которые созвучны и созданы на основе рекомендаций авторов программы “Радуга”.

Ежедневные:

  • “Регулярные подарки детям”;
  • Подведение итогов прожитого дня;
  • “Уважение к личной собственности каждого ребёнка”

Еженедельные:

  • “Утро радостных встреч” (понедельник);
  • “Сладкий вечер” (среда);
  • “Мастерская добрых дел” (четверг);

Ежемесячные:

  • “Встреча с интересным человеком”;
  • “Досуг во второй половине дня”;

Ежегодные:

  • Переезд в другую группу;
  • Совместное оборудование групповой комнаты, размещение игрушек, создание уюта;
  • Праздник “Новоселье”.

Наши ритуалы

  • Приём новенького в группу;
  • Посвящение в рыцари (к 23 февраля);
  • Организация радостной встречи с друзьями (после отпуска);
  • Введение новых правил в жизнь детей (разработка правил).

Наши обычаи

  • Постановка спектаклей, мини-опереток, танцевально-музыкальных сюит, миниспектаклей (100% участие детей, 1-2 раза в год) и связанное с этим совместное изготовление атрибутов и костюмов;
  • Семейные поздравления с праздниками и днями рождениями (сюрпризные моменты друг другу);
  • Изготовление коллективных подарков (малышам и друг другу);
  • Организация выставок детского творчества (100% участие детей и родителей);
  • Семейный конкурс “Алло, мы ищем таланты” (хобби детей и родителей);
  • Конкурсы “Мамы всякие нужны”, “Супер-папа”;
  • Походы, экскурсии на природу, на лыжах;
  • Создание видеотеки о жизни детей в группе.

Наши праздники

  • Общепринятые праздники (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Масленица и т.д.);
  • Музыкальное кафе (осеннее, зимнее, весеннее, летнее);
  • Праздник юмора и смеха;
  • Праздник игрушки;
  • День сладкоежки;
  • Проводы детей в школу.

Анализ работы осуществлялся по данным педагогической диагностики и психологических исследований, проводимых педагогом-психологом в качестве психологического сопровождения. Основные методы изучения: педагогическое и психологическое наблюдение, социометрия.

Результаты социометрической методики ''Секрет''
Категория детей Старшая группа-сентябрь 2006год Подготовительная группа-май 2008года
''Звезды'' 5,00% 25,00%
''Принятые'' 55,00% 75,00%
''Не принятые'' 25,00% нет
''Изолированные'' 15,00% нет
Результаты психолого-педагогического наблюдения
Уровень социально-эмоци-нального развития детей Старшая группа сентябрь 2006года Подготовительная группа-май 2008 года
Высокий 27,00% 49,00%
Средний 33,00% 46,00%
Низкий 40,00% 5,00%

Вывод

Целенаправленное систематическое сотрудничество с родителями по обеспечению социально-эмоционального благополучия детей в семье и детском саду положительно повлияло на эмоционально-чувственную сферу воспитанников, закрепило приобретённый ими положительный опыт взаимодействия, самовыражения и творческой саморегуляции, т.е. сделало их социально-компетентными. Родители лучше узнали своих детей, поскольку увидели их в другой, новой для себя обстановке, что способствовало улучшению взаимопонимания в семье и созданию такого микроклимата, в котором есть все условия для социально-эмоционального здоровья и нравственного облика маленьких граждан России.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список используемой литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968
  2. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Спб., 1997.
  3. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, 2001
  5. Материалы международного семинара. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. С-П, 1999
  6. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М, 1986
  7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов–на–Дону., 2003.
  8. Доронова Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. Методическое рукводство для воспитателей. работающих по программе “Радуга”. - М.: Просвещение, 2005.