Урок русского языка в 3-м классе. Воспитательные возможности современного урока

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила правописания приставок;
  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
  • обеспечить применение учащимися новых знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала урока;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • создать условия для развития у школьников умений оценить своё эмоциональное состояние.

Оборудование: сигналы светофора, маленькие сигналы для проведения рефлексии, сигнальные карточки для проведения дифференцированной работы и организации домашнего задания учащихся, карточки со словами для составления текста, разрезная картинка по правилам дорожного движения.

УМК «Начальная школа ХХI века».

Учебник: «Русский язык 3 класс» ч.1, автор С. В. Иванов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

Ι. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

- Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня в нашей школе необычный день, потому что у нас на уроке присутствуют гости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит нас новыми знаниями.

Мотивация

Сядьте удобно. Повторяйте за мной.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Речевая разминка.

Запись на доске: Ученики в школе добывают новые знания.

- Что записано на доске?

- Прочитайте по-разному это предложение:

  • Спокойно
  • С удивлением
  • С радостью

- Что изменялось, когда мы читали предложение? (интонация)

- Какими предложения могут быть по интонации?

- Какую ещё классификацию предложений мы знаем? (по цели высказывания)

-Дайте полную характеристику данному предложению.(повествовательное, невосклицательное)

2) Постановка проблемного вопроса:

- Давайте попробуем в конце урока ответить на вопрос «Какие новые знания добыли сегодня на уроке мы?»

Вопрос вывешивается на доске

3) Проверка домашнего задания

- Что нового вы узнали о предложении на вчерашнем уроке? (подлежащее и сказуемое)

- Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

Вывешивается картинка «Парная работа»

- Перед вами на партах лежат карточки с номерами, на которых записаны предложения. (см. Приложение 1)

Сейчас, посовещавшись, вы должны подчеркнуть в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Затем вы называете грамматическую основу предложения и, если задание выполнено верно, вы вклеите свою картинку на соответствующее вашему номеру место в таблице на доске.

В результате получается картинка по ПДД (сканируется любая картинка по Правилам дорожного движения, разрезается по количеству пар в классе).

- Что вы видите на картинке?

- Что необходимо знать и соблюдать, чтобы движение на дорогах было безопасным?

- На уроке мы вспомним некоторые из правил, поэтому предлагаю вам сегодня ответить ещё на такой вопрос «Какие правила нужно соблюдать на дороге?» (вывешивается на доске)

4) Постановка цели урока через создание проблемной ситуации.

- Предлагаю послушать такую историю:

Юрка живет на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
«Я сейчас!» — кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул: «Ой!»
И откуда, и откуда
Появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!
У шофера грозный взгляд:
«Ты куда? Вернись назад!
Твой приятель подождет.
Посмотри, где переход».

- Какое правило нарушил мальчик?

- Как правильно переходить дорогу?

Физминутка.

- А вот я сейчас проверю, как вы знаете сигналы светофора.

Красный – стой! (дети встают)

Жёлтый – жди! (дети подпрыгивают около парты)

А зелёный - проходи! (ходьба на месте)

Упражнение на концентрацию внимания: посмотрели в окно, на дверь, на меня.

- Вам понравилось это стихотворение?

- Я тоже придумала для вас одну поучительную историю о том, какие неприятности могут поджидать человека на дороге, если он не выполняет ПДД. У вас на партах лежат предложения. Помогите мне восстановить текст. Но в этом тексте есть слова, написание которых неясно. Можем ли мы работать с такими словами? бе(з,с)заботный

- Что нужно сделать сначала? (Выяснить их написание)

- В какой части слова находится орфограмма? (в приставке)

- Какие приставки вы увидели в своих словах? раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-.

- На какой же вопрос нам нужно получить ответ? «Когда в приставке пишется буква з-, а когда пишется буква с-?» (вывешиваю на доске)

5) Минутка чистописания.

- А раз нам придётся работать с такими сочетаниями, давайте пропишем их красиво и правильно (прописываются приставки)

ΙΙΙ. Познавательный этап.

1) Работа по учебнику (вывешиваю картинку)

Будем работать вместе.

- Скажите, что помогает ученикам добывать новые знания? (учебник)

- Верно, откройте учебники на стр.53 и очень внимательно прочитайте столбики слов в рубрике «Давай подумаем». Советую обратить внимание на корни слов.

- Что вы заметили?

- Что вы можете сказать о звуках, с которых начинаются корни в первом столбике? Во втором?

Если корень начинается на звонкий согласный, в приставе пишется буква з-.

Если корень начинается с глухого согласного звука, то в приставке пишется буква с-.

2) Знакомство с алгоритмом (с.54)

- Давайте проверим наш вывод по алгоритму применения правила на с.54

3) Первичная проверка понимания - работа по алгоритму: упр. 1 (с комментированием) – у доски по 2 слова.

ΙV. Этап закрепления полученных знаний.

1) Работа по развитию речи учащихся.

- Сможем ли мы теперь исправить наши слова и восстановить историю о происшествии на дороге?

- Будем работать в парах (вывешивается изображение)

- Давайте начнём работу (Слова с ошибкой напечатаны отдельно, в них зачёркивается неверная буква, они вывешиваются на доску).

  1. Однажды мальчик Петя беззаботно гулял по улице и на противоположной стороне увидел своего друга Сашу.
  2. Он разбежался и хотел быстро перескочить на другую сторону улицы.
  3. Но Петя забыл, что у некоторых машин мотор совсем бесшумный, и не услышал подъезжающего автомобиля.
  4. Машина резко затормозила, Петя испугался и упал.
  5. Он разбил себе коленки.
  6. Этого можно было избежать, если бы Петя соблюдал ПДД.
  7. Мальчик решил исправиться.
  8. С тех пор дорогу он переходил только по специальной разметке, которая называется «зебра».

- Ну, что, получился ли у нас рассказ? Твёрдо ли вы усвоили, где нужно переходить улицу? Сейчас я это узнаю.

Физминутка.

Там, где нужно, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

Дети.

Это я, это я,
Это все мои друзья!

- Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

(Дети молчат.)

- Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

(Дети молчат.)

-Знает кто, что красный свет—
Это значит — хода нет?

Дети.

Это я, это я,
Это все мои друзья!

Дифференцированная работа по карточкам. (Приложение 2)

V. Итог урока.

- Как по-вашему, получили мы ответы на те вопросы, которые поставили в начале урока?

- Какие новые знания мы добыли сегодня на уроке?

- Когда в приставке пишется буква з-, а когда пишется буква с-?

- Сможем ли мы не создавать на дороге опасных ситуаций?

Оценка работы.

Рефлексия.

- Мне очень хочется знать, с каким настроем мы заканчиваем наш сегодняшний урок.

  • Если вам на уроке было трудно выполнять задания, у вас невесёлое настроение, приклейте красный кружок около красного сигнала светофора.
  • Если у вас почти всё получалось, но вы в чём-либо сомневаетесь, приклейте жёлтый кружок около жёлтого сигнала светофора.
  • Если вам на уроке было интересно, легко и всё стало ясно и понятно, то приклейте зелёный кружок около зелёного сигнала светофора.