ЦЕЛЬ:
- Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями;
- Закреплять умение решать текстовые задачи, находить решение неравенств;
- Развивать вычислительные навыки, речь, внимание, логическое мышление.
ХОД УРОКА
- ОРГ. МОМЕНТ.
- Дорогие ребята! Начинаем наш урок математики. Сегодня вы будете учиться делать выводы, доказывать своё мнение, применять знания на практике. И только от вас зависит: зажжётся ли на вашем “небе знаний” новая звёздочка, имя её – “сравнение”. На уроке вы будете сравнивать натуральные и дробные числа. Для этого вам надо быть активными, внимательными - ведь вам предстоит стать исследователями и увидеть закономерности в сравнении. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- УСТНЫЙ СЧЁТ.
- Начнём наш урок с устного счёта. (Приложение 1).
- – Посмотрите на числовой ряд и разгадайте правило, по которому он составлен. Найдите “лишнее” число. (Приложение 1).
57, 64, 59, 66, 61;
43, 50, 57, 64, 71;
25, 27, 29, 31, 34.
(“Лишние” числа – 66, 50, 34. 66 – в записи числа используются повторяющиеся цифры; 50 – круглое число; 34 – чётное число).
- Что общего во всех этих числовых рядах? (Числа записаны в порядке возрастания, используются двузначные числа).
- Назовите лишние числа. Какой числовой ряд вы получили? В чём его особенность? (Числа записаны в порядке убывания, все числа чётные).
- Какие действия с числами вы умеете производить? (Складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать). Что вы можете сказать о числах 66 и 50, 50 и 34. Какие неравенства вы можете составить? (Приложение 1).
- Найдите сумму этих чисел. (150). Расскажите мне всё о числе 150.
- – Расшифруйте слово:
24*2(ь) | 17*3(д) | 18*3(р) | 25*4(б) | 19*2(о) |
- Что получилось в результате? (Дробь).
- Что мы называем дробью? (Дробь – это одна или несколько равных частей целого).
- Как записывают дробь? (Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой).
- Что показывает число под чертой и как оно называется? (Число под чертой показывает, на сколько равных частей делят. Это знаменатель).
- Что показывает число над чертой и как оно называется? (Число под чертой показывает, сколько таких частей взяли. Это числитель).
Историческая справка: В русском языке слово “дробь” появилось в 8 веке, оно происходит от глагола “дробить” – разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики дроби так и назывались – “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; его стали использовать арабы, а от них в 12 – 14 веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, число 1/5 записывалось так: 1 5(т.е. без дробной черты). Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад.
Первым ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был Леонардо Пизанский. В 1202 году он ввёл слово “ дробь”. (Приложение 1).
- РАБОТА НАД ТЕМОЙ.
- Рассмотрите внимательно рисунок. Назовите фигуры. (Приложение 1).
- Какую часть от всех фигур составляют: треугольники; квадраты; круги; заштрихованные фигуры; не квадраты; маленькие фигуры?
- Запишите полученные дроби: 2/9; 1/9; 3/9; 4/9; 8/9; 6/9.
- Молодцы! Расположите дроби в порядке возрастания.
- Почему возникла трудность? (ПРОБЛЕМА). (Не знакомы со способом сравнения дробей).
- Работа по изучению нового материала.
- Сейчас мы с вами будем учиться сравнивать дроби. Перед вами лежит листочек с рисунком. Посмотрите и скажите, на сколько равных квадратов разделён большой квадрат? (9). Какую часть большого квадрата составляет один маленький? Запишите ответ дробью. (1/9). Какие ещё дроби можно записать к этому рисунку? Запишите их. Для каждой записанной дроби заштрихуйте ту часть большого квадрата, которая ей равна. Найдите рисунок с наименьшей и наибольшей закрашенной площадью. Каким дробям они соответствуют? Расположите все записанные дроби в порядке возрастания соответствующих им площадей. Сравните дроби. Что у них не изменяется? Что изменяется? Как изменяются числители дробей? Какой вы можете сделать вывод о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями?
(Дети работают на листочках, делают вывод). Приложение 1.
Вывод: из двух дробей с одинаковыми знаменателями, больше/меньше та, у которой числитель больше/меньше.
- Работа над правилом по учебнику.
- Откройте учебник на странице 135. Прочитайте правило.
- Какие дроби вы сравниваете? Какая дробь из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? Какая дробь из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше?
- Посмотрите на формулу и повторите правило сравнения двух дробей с одинаковыми знаменателями.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
3/5, 6/8, 2/5, 1/8, 4/7, 4/8, 2/3, 1/5.
- Запишите с ними верные неравенства. Проверяем по цепочке. (Некоторые дети работают с данным заданием у доски, по компьютеру).
- К каждой оставшейся дроби подберите несколько дробей, с которыми их можно сравнить. Запишите неравенства. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
- Молодцы!
- ФИЗМИНУТКА.
Историческая справка: Дроби играют определяющую роль и в музыке. Сейчас в общепринятой нотной записи длинная нота – целая – делится на половинки (вдвое короче), четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые. Любой ученик музыкальной школы знает, что 6/8 – это три четверти, и что в одной половине восемь шестнадцатых. Таким образом, ритмический рисунок любого музыкального произведения, созданного европейской культурой, каким бы сложным он ни был, определяется двоичными дробями. Оказалось, что музыкальная гармония тесно связана с дробями. И нам с вами пришло время отдохнуть под музыку. (Проводится физминутка).
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- У вас на партах лежат листочки с заданиями. Выполните задания самостоятельно, а потом мы проверим, как вы решили.
1 задание: Запишите дроби, у которых: знаменатель 7, числитель 4; знаменатель 5, числитель 3; числитель 2, знаменатель 6.
2 задание: Сравни неравенства.
5/7…3/7
8/9…4/9 4/8…5/8 7/12…3/12 2/10…6/10 |
123…456 548…584 639…396 278…200+87 597-97…597+97 |
- А сейчас проверим с помощью сигнальных карточек. (Идет проверка выполнения самостоятельной работы).
- РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ.
- Откройте учебники на странице 135. Прочитайте задачу № 308. (Приложение 1).
Один путешественник был в пути 8 дней и проходил в день 28 км, а другой путешествовал 9 дней и проходил в день 25 км. Кто из них прошёл больший путь и на сколько?
- О чём говорится в данной задаче? Что известно в задаче? Запишем кратко. Какой вопрос задачи? Что нужно узнать в задаче? Можем ли узнать сразу? Почему?
- Какие формы краткой записи вы знаете? (схема, таблица, чертёж). Решите задачу. (Дети решают задачу в тетради, один человек на компьютере).
- 28*8=224(км) – прошел один путешественник.
- 25*9=225(км) – прошел другой путешественник.
- 225-224=1(км) – на столько больше.
Ответ: второй путешественник прошел больше на 1 км.
- Как вы решили задачу? (проверка).
- Измените, условие задачи так, чтобы её решение стало короче или длиннее данной.
(Один путешественник прошел 224 км, а другой 225 км. Кто из них прошел больший путь и на сколько? Один путешественник был в пути 8 дней и проходил в день 28 км, а другой путешествовал 9 дней и проходил в день на 3 км меньше. Кто из них прошел больший путь и на сколько?).
- Измените, вопрос задачи так, чтобы последнее действие в её решении стало другим. (Сколько всего километров они проходили вместе за один день?).
- Молодцы!
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание - № 301 (2 строчка), № 312 (задача). (Приложение 1).
- ИТОГ УРОКА.
- Пришло время подвести итог урока. Ребята, скажите с какими числами вы сегодня работали? Что вы научились делать? Какая дробь из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? Меньше? (Оценки за урок).
Историческая справка: Дроби и действия с ними и сейчас не всем легко даются. Не смущайтесь, если вам поначалу не даются дроби. Побольше терпения! Пусть вас вдохновляет то, что прежде умение общаться с дробями было вершиной арифметики, великие умы гордились этим! Между прочим, со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка “попасть в дроби”, равнозначная нашей “попасть в переплет”.
- Изучение дробных чисел мы с вами продолжим на следующих уроках математики. Всем спасибо за урок! Молодцы! (Приложение 1).