Цель: способствовать обобщению знаний детей о М. В. Ломоносове, его жизни и деятельности, воспитывать гордость за великого земляка.
Материалы к игре: настольные лампы, карточки с вёрстами, иллюстрации (игра сопровождается показом презентации – Приложение 1).
Правила игры:
- класс делится на 2 команды;
- задаётся вопрос, команда обсуждает, как только будет готова дать ответ, зажигает свет настольной лампы;
- за правильный ответ – карточка 100 вёрст;
- если команда не знает ответ или даёт неправильный ответ – ход переходит другой команде;
- команда, которая больше наберёт вёрст – победитель;
- призовой фонд – орден знатоков жизни и творчества М. В. Ломоносова.
Ход игры
– Дорогие ребята! Сегодня нашу игру посвящаем великому учёному, отцу многих наук, нашему великому земляку, о жизни и творческом пути которого, мы говорили на предыдущих уроках. Н.А.Некрасов в своём стихотворении «Школьник» писал
Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Какого архангельского мужика он имел в виду? ( М. В. Ломоносова)
Поможет нам совершить путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву», как это сделал юный Михайло (слайд 2). Мы сделаем несколько остановок, где нас ждут интересные задания (дети знакомятся с правилами игры). Итак, в путь!
1 остановка – Сийский монастырь.
Кто быстрее найдёт портрет М.В.Ломоносова (предложены портреты Б.Шергина, С. Писахова и М.Ломоносова) (слайд 3)
2 остановка - г. Емецк.
Детство М. Ломоносова.
Ответить на вопросы.
- Где родился М.Ломоносов? (д. Мишанинская)
- Кем был отец М. Ломоносова? (рыбаком)
- Во сколько лет Михайло лишился матери? (9 лет)
- Кого называл М. Ломоносов «закоренелою во злобе бабой»? (мачеху)
3 остановка – Усть-Вага.
Юность М. Ломоносова.
Исправь ошибки. (слайд 4)
В декабре 1730 года вышел Михайло из дому и побежал догонять поезд, который ещё утром отправился в Москву. С собой было у Михайла 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М.Ломоносов называл их «вратами своей учёности». Поезд он догнал через 3 недели. Добирался до Москвы месяц.
(обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, обоз, 3 дня, 3 недели).
4 остановка - г. Шенкурск.
Ломоносов – великовозрастный ученик.
Закончить предложение. (слайд 5)
- В Москве М. Ломоносов был зачислен в … (Славяно-греко-латинскую академию).
- В Московской академии М. Ломоносов учился …(5 лет).
- Каждый день он получал жалованье …(3 копейки)
- В течение первого года обучения в академии он закончил … (3 класса)
5 остановка – г. Вельск.
Ломоносов – наш первый университет.
Так сказал о нём А.С.Пушкин. Своими трудами и творчеством Ломоносов оправдывает слова Пушкина.
А какой университет основал М.В.Ломоносов? ( Московский университет ) (слайд 11)
6 остановка – г. Вологда.
Ребусы.
- Отгадать науки, в которых М. Ломоносов совершил открытия (слайд 6) (мозаика, астрономия)
- В каких ещё науках прославился М. В. Ломоносов? (история, механика, поэзия, физика, русский язык, география, риторика).
7 остановка – г. Данилов.
Научные приборы и инструменты, созданные Ломоносовым.
(показываю изображения микроскопа, громовой машины, глобуса, воздушного насоса – дети называют ) (слайд 7)
8 остановка – г. Ярославль.
Ломоносов – мозаик.
Чёрный ящик (слайд 8)
Угадать, что лежит в чёрном ящике? Это предмет из которого Ломоносов делал мозаику.
(цветные стёкла - смальты) (слайд 9)
9 остановка – г. Переяславль
Ломоносов – первый поэт России. (слайд 10)
Среди букв, спрятались слова – ответы на вопросы. Найди их.
- Какую область науки называл М.В.Ломоносов «своей утехой»? (стихотворство)
- Произведений каких жанров больше в литературном творчестве у Ломоносова? (стихотворения, оды).
Мяустихотворстворелстихотворениябаодыпа
10 остановка – г. Ростов.
Семья Ломоносова.
- Сколько детей было у Ломоносова? (1 – дочь)
- Как звали дочь? (Елена)
- Какое женское имя передавалось в роду Ломоносовых из поколения в поколение? (Елена)
11 остановка – г. Загорск.
Фильм, фильм, фильм…
- Как называется фильм про М.В. Ломоносова, который снимался в Мезенском районе? («Михайло Ломоносов») ( слайд 25 )
- В какой деревне велись съёмки? Почему? (в деревне Кимжа, здесь до сих пор сохранились старинные рубленые дома, амбары, овины, мельница и удивительный памятник северорусского зодчества – Одигидриевская церковь)
12 остановка – г. Москва.
Назовите места в г. Архангельске и Архангельской области, связанные с именем М. Ломоносова
(показываю фото – дети называют: проспект Ломоносова, драматический театр им. Ломоносова, памятник у АГТУ, ПГУ им. Ломоносова, дом – музей, с.Ломоносово) (слайд 11)
Вот и закончилось наше путешествие. Пора подводить итог. Посчитайте, сколько вёрст набрала каждая команда. Выявляется команда – победительница. Награждение.
Успехов вам в познании творчества великого сына земли северной!
А Михайло Ломоносов
Всем сородичам пример.
Он явился – нет вопросов,
Он в науке – пионер.
Из Курострова в науку
Он пешком ушёл в поход,
А сегодня вся наука
К Ломоносову идёт.
И в его село с почтеньем
Шлют гонцов из разных стран,
Потому что его чтенья –
Светлый праздник северян. (слайд 12)
Образец ордена для награждения