Методическая разработка урока по математике в 1-м классе с использованием ИКТ по теме "Сложение и вычитание в пределах 6"

Разделы: Начальная школа


Цель: Выявление уровня овладения учащимися знаний состава чисел в пределах 6.

Задачи:

  • Закреплять знания состава чисел: 2, 3, 4, 5, 6.
  • Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 6.
  • Учить сравнивать с помощью знаков “=” и “≠”.
  • Расширять навык работы с геометрическими фигурами.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, математические способности, мотивацию и интерес к изучению математики.
  • Развивать навык самоконтроля в процессе работы с компьютером.
  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: компьютер, магнитофон, красный и желтый карандаши, индивидуальные путевые листы для учащихся, счетные палочки.

Презентация

Этапы урока Ход урока Деятельность учащихся
I. Организационный момент “Установка” (под руководством учителя).

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок? (да)
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (да)

Приветствие, ребята занимают свои места.

Все ли правильно сидят? (да)
Все ль внимательно гладят? (да)

Дети стоят в ряд, отвечают на вопрос учителя.
II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, мы с вами пришли в кабинет информатики. Урок сегодня будет необычный.

Вариант 1.

- Скажите, какое ваше самое любимое время года? Почему?

Лето, лето, лето, собирает нас всегда!
И звучат повсюду песни и встречаются друзья!
Лето, лето, лето, счастье это нам дано.
И так хочется признаться, чтоб не кончилось оно!

Вариант 2. (Если дети назовут другое любимое время года)

- К нам на урок пришел Дядюшка Мокус, который живет на планете лета.

- А вы любите лето? Почему?

- Но к сожалению, лето быстро закончилось. Но мы с вами можем вернуть лето хотя бы на один урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на планету лета. На этой планете всегда тепло, всегда ярко светит солнышко и на ней есть страна, которая называется “Волшебные числа”. А поможет нам в этом путешествии проводник-волшебник Дядюшка Мокус. Он познакомит вас с жителями страны “Волшебные числа”. И мы думаем, что к концу путешествия у вас появятся новые друзья.

- Скажу вам по секрету, что жители планеты лета – большие любители математики, и они подготовили для вас сюрпризы-задания, с которыми вы легко справитесь. Они очень интересуются, что вы знаете о числах, умеете ли вы складывать, вычитать, сравнивать, какие геометрические фигуры знаете, умеете ли вы работать на компьютере?

- В конце путешествия каждый сможет оценить свою работу с помощью красных и желтых сигналов-солнышек. Красное солнышко предупредит вас об опасности, а желтое солнышко отметит вашу безошибочную работу.

Высказывания детей, их объяснение.
- Рассмотрите путевые листы. (См. приложение №1).

На них вы видите незакрашенные солнышки. К концу путешествия они станут яркими и красивыми. И вы сможете рассказать своим друзьям, на какой планете вы побывали, что нового увидели и узнали, с кем познакомились и подружились.

- Итак, в путь?

Рассматривают путевые листы.
III. Систематизация опорных знаний.

1. Решение задач в стихах (устный счет)

- Обратимся к карте (см. приложение №2). Познакомимся с жителями страны “Волшебные числа”.

- Первый житель – добрый Каа подготовил для вас веселые задачки. Постараемся их решить.

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!

- Показать ответ с помощью счетных палочек (с помощью математического веера)

Учитель читает задачки:

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (4 окна)

Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4 щенка)

Четыре спелые груши на веточках качалось.
Две груши съел Павлуша, а сколько груш осталось? (2 груши)

- Расскажите все об этих числах.

- Оцените свою работу на путевых листах, раскрасив солнышко нужным цветом.

  • Рассматривают карту страны “Волшебные числа”.
  • Учащиеся ответы показывают на веере.
  • Самооценка.
2. Сравнение с помощью знаков “=” и “≠”.

- Следующий житель планеты лета – Светлячок.
  • Кто же это такой светлячок? (насекомое) Почему его так называют? (светится в темноте)
  • Яркий Светлячок спрашивает у вас, ребята: (см. приложение №3)
  • Сколько точек изображено на первой строке левой колонки? (2)
  • Какая цифра записана в правой колонке? (2)
  • Какой между ними поставим знак, “=” и “≠”?
  • Работать будем дружно, не забывая о взаимовыручке.
  • Давайте откроем окошки и каждый проверит, правильно ли он выполнил задание.
  • Оцените свою работу на путевом листе.
  • Выполняют задание.
  • Индивидуальная работа в тетрадях. Те кто закончил быстрее, помогают другим детям.
  • Самооценка.
  • Если задание выполнено верно — закрашивают солнце желтым цветом, если не верно — красным.
IV. Повторение и закрепление пройденного.

Состав чисел 3, 4, 5, 6.

- В путешествии мы встретили следующего жителя планеты лета – Колобка.
  • Каким по счету нам встретился этот житель? (3)
  • Колобок путешествует по лесу. Но на его пути встречаются домики. Рассмотрите их.
  • -Что интересного заметили?
  • Кто догадался, какое задание вы должны выполнить?

Учитель раскладывает домики на парты (см. приложение №4)

Расселите цифры по домикам и решите примеры. Выберите любой домик, который сможете решить.

- А теперь проверьте, правильно ли вы расселили цифры по домикам. (На табло появляются домики с ответами) Если расселили цифры в 3 или 4 домика – закрасьте солнышко желтым карандашом, если в 2 или 1 домик – красным.

  • Индивидуальная работа.
  • Учащиеся объясняют, что это не обычные домики, а числовые.
  • Индивидуальная работа с дидактическим материалом.
  • Самопроверка и самооценка.
V. Физкультминутка

- Мы попали на лесную лужайку и можно немножко отдохнуть.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями.
VI. Практическая работа со счетными палочками (конструирование).

- Наше путешествие по планете лета продолжается, яркое солнышко улыбается и посылает нам свои яркие лучи. Дядюшка Мокус знакомит нас еще с одним жителем страны “Волшебные числа” - мудрым Слоном. Какое же задание он для нас подготовил?

- Рассмотри внимательно рисунок.

  • Сложи из счетных палочек такую же фигуру. Сколько палочек вам понадобилось?
  • Как переложить две палочки так, чтобы получились три равных треугольника?

- А сейчас проверьте правильность выполнения задания. Группа, которая справилась – закрашивает солнышки в желтый цвет, которая не справилась – в красный.

  • Групповая работа.
  • Выполняют задание.
  • Оценивают свою работу.
  • Взаимопроверка.
VII. Восстановление пропущенных знаков “+” и “- ”.

Задание повышенной сложности (частично-поисковая деятельность)

- Наш проводник-волшебник Дядюшка Мокус познакомит нас еще с одним жителем планеты лета, если мы восстановим знаки действий вычитания и сложения в выражениях.
  • Что необычного в этих примерах?
  • Как будем решать?
  • Начинаем работать? Работать будем в парах, не забывайте о взаимовыручке.
6…4…2 = 4  5…3…1 = 3
1…2…3 = 6 2…2…3 = 1
  • Давайте откроем окошечки и проверим, познакомит ли нас Дядюшка Мокус со следующим жителем?

- Оцените свою работу на путевом листе.

  • Дети высказывают предположения о способе решения, работают в парах, включаются в частично-поисковую деятельность.
  • Самопроверка.
  • Самооценка.
VIII. Решение примеров (дифференцированная работа)

- И вот еще один житель страны “Волшебные числа” - Зеленый человечек”. Он очень умный, поэтому и задание он подготовил сложные. Зеленый человечек предлагает вам расшифровать слова.

(См. приложение № 5) Выберите для себя задание и выполните его.

(Зашифрованные слова – школа, Россия)

  • Кто справится первым, запишет слово на доске.
  • Какие слова зашифрованы?
  • Объясните значение этих слов.
  • Сколько букв в слове школа? Россия? На сколько больше?
  • Почему выбрали это задание?
  • Оцените работу на путевых листах.
  • Работа в тетрадях. Кто выполнит, помогает остальным детям.
  • Фронтальная проверка.
  • Учащиеся поясняют выбор задания.
  • Оценивают свою работу.
IX. Упражнение на умозаключения. (Исследовательская деятельность) - Итак, мы познакомились с друзьями Дядюшки Мокуса, и теперь жители планеты лета стали вашими друзьями. Пора отправляться домой, но мы сможем попасть на нашу планету Земля только тогда, когда выполним последнее задание – тест, который проверит ваши знания. Ребята, которые умеют работать на компьютере, выполнят тест на компьютере.

(См. приложении № 6)

  • Самостоятельная работа.
  • Выполняют текст, записывают ответы в тетради, некоторые дети работают за компьютерами.
X. Подведение итогов - Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы благополучно возвратились на планету Земля, в свой класс, на наш необычный урок. Пришла пора подвести итоги и попрощаться с Дядюшкой Мокусом и с планетой лета.

Рефлексия

  • Вам понравилось путешествие?
  • С кем вы познакомились на уроке?
  • Какое задание вам особенно понравилось?
  • Какое задание вызвало трудности?
  • Для чего нам нужны математические навыки?
  • На ваш взгляд, кто из детей работал на уроке хорошо?
Дети отвечают
XI. Оценка работы. - Ребята, поднимите руки, у кого 5-6 желтых солнышек? У кого 4-3 желтых солнышка? За хорошую работу на уроке жители планеты лета и Дядюшка Мокус дарят вам открытки-бабочки на память о стране “Волшебные числа” и надеются снова увидеться с вами в будущем. Оценивают работу на уроке.

XII. Домашнее задание.

- Нарисуйте планету лета такой, какой вы ее представляете.

- Благодарю всех за работу. До свидания!

Творческие задания на дом.

Презентация