Процессы модернизации образования нацелены на обеспечение таких условий обучения и воспитания, которые способствовали бы сохранению и укреплению здоровья детей, их личностному развитию.
На практике процесс создания здоровьесберегающей среды, как правило, приводит к значительной трате времени учителя, неприятию педагогами важности данной задачи, отчуждению учащихся от ценностей здоровья и, как следствие, снижению эффективности педагогической деятельности, сориентированной на здоровье и развитие личности детей.
В коррекционной школе мониторинг зачастую рассматривается, не с позиций общих принципов, целей, содержания, методов и средств комплексного развития учащихся, а только как форма получения, накопления и передачи информации каждой службой сопровождения, т.е. не складывается целостная картина о ребенке. Такой мониторинг не может быть отнесен к педагогической системе, ориентированной не только на обучение и воспитание, но и на сохранение здоровья и личностное развитие школьников.
Концепция модернизации российского образования рассматривает сохранение здоровья учащихся в ходе образовательного процесса в качестве базовой ценности. Кроме этого, в статьях 12, 13, 20, 32 Закона РФ “Об образовании” четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, и в программе развития образования в Пермском крае в качестве приоритета выделяется задача сохранения здоровья учащихся.
Таким образом, возникает противоречие между современной практикой повышенного внимания к здоровью ребенка в школе и недостаточностью педагогических и управленческих разработок для осуществления здоровьесберегающей деятельности.
Возникает необходимость создания современного инструмента комплексного сопровождения умственно отсталого учащегося, с одной стороны, обеспечивающего его психолого-медико-педагогическую диагностику и социальную абилитацию, с другой стороны, позволяющего оценить эффективность управленческой деятельности с позиции здоровьесбережения. Таким инструментом стал мониторинг комплексного развития обучающихся.
Его разработка велась в течение ряда лет. Представленный вариант “Мониторинга комплексного развития обучающегося” является обновленной формой Карты индивидуального сопровождения (она велась в учреждении ранее), которая была переструктурирована с позиции здоровьесбережения, дополнена разделами “Соматическое состояние”, “Социальное здоровье”, “Профиль индивидуального развития и здоровья”, а также снабжена методическими рекомендациями, материалами организационно-инструктивного характера. В 2007 году мониторинг были рассмотрен и утвержден на методическом совете школы, апробирован в 2007-2008 учебном году и ведется в школе в настоящее время.
Новизна “Мониторинга комплексного развития обучающегося” заключается в использовании современного комплексного подхода к коррекционно-развивающему обучению для оценки и проектирования индивидуального образовательного маршрута учащегося с отклонениями в развитии. Кроме того, представленный мониторинг используется не только как форма получения и накопления информации, а как педагогическая система, ориентированная на сохранение здоровья школьника.
Целью мониторинга является оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения.
Задачи мониторинга:
- Создание банка данных по уровню развития и здоровья обучающихся в течение всего периода их пребывания в школе.
- Анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей корректировки и предупреждения отклонений.
- Осуществление контроля за реализацией индивидуальных маршрутов развития и сохранения здоровья ребенка и отслеживание динамики.
- Сбор и накопление фактического материала о состоянии деятельности образовательного учреждения, выявление проблемных областей.
- Оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.
Логика построения программы мониторинга предусматривает последовательность действий участников процесса в виде управленческих циклов: от исходной информации о ребенке – к проектированию задач на учебный год – от него к практическим действиям по комплексному развитию ребенка – через контроль достигаемых результатов – к объективной оценке достигнутого и, наконец, к формулированию заключения, выводов и корректировки дальнейшего маршрута развития.
Субъектами образовательного процесса, участвующими в мониторинге комплексного развития являются: учащиеся школы, классный руководитель, медработник, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя физической культуру и трудового обучения, педагоги дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня.
Комплексное развитие учащихся нами отслеживается по следующим компонентам, представленным на схеме (приложение 1):
- физическое развитие и здоровье школьника;
- психическое развитие и психологическое здоровье ребенка,
- социальное развитие и здоровье учащегося.
Критериями физического развития и здоровья выступают: соматическое состояние школьника, оценка его физической подготовленности и устойчивость к заболеваниям.
- Психическое развитие
Структура мониторинга комплексного развития обучающегося (далее МКРО) состоит из 3 блоков:
- Информационный - I раздел
Полное содержание мониторинга комплексного развития: критерии и изучаемые параметры, рекомендуемые методы исследования и ответственные за заполнение описаны в таблице (приложение 2).
Для регистрации полученных результатов разработана карта МКРО, которая заполняется только на детей, чьи родители дали свое письменное согласие на проведение диагностических исследований и осуществление коррекционной работы специалистами. Параметры каждого раздела мониторинга расположены в таблице по вертикали, а года обучения (класс) – по горизонтали, там же определяется уровень и динамика развития за учебный год.
Для оценки общего развития и здоровья обучающегося, а также его основных компонентов и отдельных критериев введена четырех уровневая система: 1 уровень - критический, 2-недостаточный, 3-достаточный, 4-оптимальный. В помощь педагогам: разработаны памятки по заполнению, где обозначены все разделы, закрепленные за ними, и описаны соотношения полученных результатов исследований с вышеозначенными четырьмя уровнями; подобраны диагностические методики.
Периодами заполнения карт МКРО являются: 1-2 месяц после поступления в учреждение и конец каждого учебного года (апрель-май-июнь). Заполнение карт на вновь прибывших учащихся в начале учебного года координирует классный руководитель.
График заполнения карт МКРО по итогам года обучения в школе представлен следующим образом. Субъекты, регистрирующие результаты контрольных исследований, динамику за текущий год и рекомендации на следующий учебный год, условно поделены на 5 групп: 1 – медработник и социальный педагог, 2 – учитель-логопед и педагоги дополнительного образования, 3 – педагог-психолог, 4 – учителя трудового обучения и физической культуры, 5 – воспитатели группы продленного дня и классные руководители. На работу с картами каждой параллели классов им отводится одна декада месяца (1,2,3 декады апреля и 1,2 декады мая).
Анализ мониторинга проводится, после заполнения динамики развития ребенка каждым субъектом образовательного процесса, классным руководителем, который регистрирует эти результаты в таблице сводных данных и вычерчивает индивидуальный профиль (приложение 3). На выполнение этой работы отводится 3-я декада мая, когда годовые оценки уже выставлены и идет подготовка к итоговым ШПМПк.
После рассмотрения детей на консилиумах классный руководитель кратко фиксирует динамику развития ребенка и его здоровья, анализирует степень реализации рекомендаций.
1-я декада июня отводится субъектам образовательного процесса, участвующим в мониторинге, для обобщения результатов по классам, и по школе.
На основании этих данных в течение 2-я декады июня руководители подразделений (заместители директора) проводят анализ работы педагогического коллектива каждый в своем аспекте (здоровьесбережение, коррекционное сопровождение, воспитательная и учебная деятельность).
3-я декада июня дается администрации для оценки эффективности проведенных мероприятий, выявление наиболее проблемных областей по учреждению в целом и планирование деятельности на следующий учебный год.
Апробирование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” доказало его эффективность:
- создан единый банк данных по уровню развития и здоровья обучающихся,
- проведен анализ результатов исследований с целью определения направлений индивидуального комплексного развития, дальнейшей коррекции и компенсации отклонений,
- проведена оценка эффективности управленческой деятельности с позиции обеспечения комплексного развития обучающегося.
Использование “Мониторинга комплексного развития обучающегося” позволило не только простраивать индивидуальные маршруты развития, но и выявить проблемы отдельных классов и общешкольные, что в свою очередь, легло в основу формирования целевых групп для психокоррекционной работы и планирования методической работы в учреждении.
Таким образом, разработанный в школе и апробированный в течение 2007-2008 учебного года МКРО, соответствует требованиям времени и полезен в практической деятельности не только специалистам служб сопровождения ребенка, но и руководителям образовательного учреждения, стремящимся к эффективной организации учебно-воспитательного процесса с позиции сохранения и укрепления здоровья.
Практическая ценность представленного мониторинга заключается в том, что он может быть применен как в полном объеме, так и, в случае необходимости частично, по разделам. Используемые диагностические методики и программы наблюдения тщательно отобраны, неоднократно апробированы в коррекционной школе и доступны для умственно отсталых учащихся 11-17 лет.
Кроме того, проводимый мониторинг позволяет обеспечить комплексное коррекционное сопровождение ребенка в течение всего периода обучения, основанное на изучении его индивидуальных особенностей в образовательном процессе с целью активного управления ходом развития его умственных и физических возможностей.
Таким образом, “Мониторинг комплексного развития обучающегося” способствует практическому достижению миссии коррекционной школы - обеспечению максимально возможной социализации обучающегося с отклонениями в развитии при условии его психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации.