Традиционный урок химии в 9-м классе по теме "Серная кислота"

Разделы: Химия


Цель: Ознакомиться со строением, физическими и химическими свойствами, применением серной кислоты.

Образовательные задачи: Рассмотреть физические и химические свойства (общие с другими кислотами и специфические) серной кислоты ,получение, показать большое значение серной кислоты и её солей в народном хозяйстве.

Воспитательные задачи: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.

Развивающие задачи: Развитие общеучебных умений и навыков, работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.

Ход урока

1. Повторение пройденного.

Фронтальный опрос класса. Сравнить свойства кристаллической и пластической серы. Пояснить сущность аллотропии.

2. Изучение нового материала.

Внимательно прослушав сказку, мы в конце урока объясним, почему серная кислота вела себя странно с водой , деревом и золотым кольцом.

Звучит аудиозапись.

Приключения Серной кислоты.

В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Серной кислотой. С виду она была не так уж и плоха: бесцветная жидкость, вязкая как масло, без запаха. Серная кислота хотела быть знаменитой, поэтому отправилась в путешествие.

Она шла уже 5 часов, а так как день был слишком жаркий, ей очень захотелось пить. И вдруг она увидела колодец. «Вода!» – воскликнула кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная волшебница бросилась прочь. Конечно же, молодая кислота не знала, что при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.

«Если вода соприкасается с серной кислотой, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты. Эта запись появилась в дневнике молодой путешественницы, а затем вошла в учебники.

Так как кислота не утолила жажду, то, раскидистое дерево, решила прилечь и отдохнуть в тени. Но и это у неё не получилось. Как только Серная кислота дотронулась до дерева, оно стало обугливаться. Не зная причины этого, испуганная кислота убежала прочь.

Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на её пути магазин. Им оказался ювелирный. Подойдя к витринам, кислота увидела множество прекрасных колец. Серная кислота решила померить одно колечко. Попросив у продавца золотое кольцо, путешественница надела его на свой длинный красивый палец. Волшебнице очень понравилось кольцо и она решила его купить. Вот чем она могла похвастаться перед своими друзьями!

Выйдя из города, кислота отправилась домой. В пути её не оставляла мысль, почему же вода и дерево вели себя так странно при прикосновении с ней, а с этой золотой вещицей ничего не произошло? «Да потому, что золото в серной кислоте не окисляется». Это были последние слова, записанные кислотой в своём дневнике.

Объяснения учителя.

Электронная и структурная формулы серной кислоты.

Так сера находится в 3-м периоде периодической системы, то правило октета (восьми электронная структура) не соблюдается и атом серы может приобрести до двенадцати электронов. Электронная и структурная формулы серной кислоты следующие:

(Шесть электронов серы обозначены звёздочкой)

Получение.

Серная кислота образуется при взаимодействии оксида серы (5) с водой (SO3+H2O —> H2SO4).

Физические свойства.

Серная кислота – бесцветная, тяжёлая, нелетучая жидкость. При растворении её в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту!

Концентрированная серная кислота поглощает из воздуха водяные пары. В этом можно убедиться, если открытый сосуд с концентрированной серной кислотой уравновесить на весах: через некоторое время чашка с сосудом опустится.

Химические свойства.

Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот. Кроме того, серная кислота имеет специфические свойства.

Химические свойства серной – Приложение.

Демонстрация учителем занимательного опыта.

Краткий инструктаж по технике безопасности.

Эскимо (Уголь из сахара) 

Оборудование План опыта Вывод
  1. Сахарная пудра.
  2. Концентрированная серная кислота.
  3. Два химических стакана по 100-150 мл.
  4. Стеклянная палочка.
  5. Весы.
30 г сахарной пудры пересыпать в химический стакан. Отмерить мензуркой 12 мл концентрированной серной кислоты. Смешать в стакане стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу (стеклянную палочку вынуть и положить в стакан с водой). Через некоторое время смесь темнеет, разогревается и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса – эскимо Обугливание сахара серной кислотой (концентрированной) объясняется окислительными свойствами этой кислоты. Восстановителем является углерод. Процесс экзотермический.
2SO4+C12О11+ Н22 —> 11С+2SO2+13Н2О+СО2

Заполнение учащимися таблицы с занимательным опытом в тетрадь.

Рассуждения учащихся о том , почему Серная кислота вела себя так странно с водой, деревом и золотом.

Применение.

Благодаря своим свойствам (способность поглощать воду, окислительные свойства, нелетучесть) серную кислоту широко применяют в народном хозяйстве. Она относится к основным продуктам химической промышленности.

  1. получение красителей;
  2. получение минеральных удобрений;
  3. очистка нефтепродуктов;
  4. электролитическое получение меди;
  5. электролит в аккумуляторах;
  6. получение взрывчатых веществ;
  7. получение красителей;
  8. получение искусственного шёлка;
  9. получение глюкозы;
  10. получение солей;
  11. получение кислот.
Серная кислота образует два ряда солей
средние   кислые
Na2SO4   NaHSO4
сульфат натрия   гидросульфат натрия

Соли серной кислоты широко используют, например

Na2SO4 * 10H2O – кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль) - применяют в производстве соды, стекла, в медицине и ветеринарии.

CaSO4 * 2H2O – кристаллогидрат сульфата кальция (природный гипс) - применяют для получения полуводного гипса, необходимого в строительстве, а в медицине - для накладывания гипсовых повязок.

CuSO4 * 5H2O – кристаллогидрат сульфата меди (2) (медный купорос) - используют в борьбе с вредителями и болезнями растений.

Работа учащихся с внетекстовым компонентом учебника.

Это интересно

…в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется , то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль».

3. Вопросы на закрепление учебного материала, записанные на доске. 

  1. Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают, почему сосуд нельзя заполнять кислотой доверху?
  2. Почему серную кислоту называют «хлебом» химии?

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

  1. Соответствующий параграф учебника.
  2. Составьте уравнения реакций, которые практически осуществимы, используя приведённые схемы:

Где это требуется, составьте уравнения в ионном виде.

Вывод по уроку, выставление и комментирование отметок.

Использованная литература.

  1. Рудзитис Г.Е.Фельдман Ф.Г., Химия: Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы в 2 ч. Ч 1-3 -е издание - М.: Просвещение, 1987.
  2. Химия в школе №6, 1991.
  3. Штремплер Генрих Иванович, Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста /Рис. авт. при участии В.Н. Растопчины.- Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990.