Цель: Ознакомиться со строением, физическими и химическими свойствами, применением серной кислоты.
Образовательные задачи: Рассмотреть физические и химические свойства (общие с другими кислотами и специфические) серной кислоты ,получение, показать большое значение серной кислоты и её солей в народном хозяйстве.
Воспитательные задачи: Продолжить формирование у учащихся диалектико-материалистического понимания природы.
Развивающие задачи: Развитие общеучебных умений и навыков, работа с учебником и дополнительной литературой, правила работы на рабочем столе, умение систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, доказательно и грамотно излагать свои мысли, делать выводы, составлять схемы, зарисовывать.
Ход урока
1. Повторение пройденного.
Фронтальный опрос класса. Сравнить свойства кристаллической и пластической серы. Пояснить сущность аллотропии.
2. Изучение нового материала.
Внимательно прослушав сказку, мы в конце урока объясним, почему серная кислота вела себя странно с водой , деревом и золотым кольцом.
Звучит аудиозапись.
Приключения Серной кислоты.
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Серной кислотой. С виду она была не так уж и плоха: бесцветная жидкость, вязкая как масло, без запаха. Серная кислота хотела быть знаменитой, поэтому отправилась в путешествие.
Она шла уже 5 часов, а так как день был слишком жаркий, ей очень захотелось пить. И вдруг она увидела колодец. «Вода!» – воскликнула кислота и, подбежав к колодцу, прикоснулась к воде. Вода страшно зашипела. С криком испуганная волшебница бросилась прочь. Конечно же, молодая кислота не знала, что при смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.
«Если вода соприкасается с серной кислотой, то вода, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты. Эта запись появилась в дневнике молодой путешественницы, а затем вошла в учебники.
Так как кислота не утолила жажду, то, раскидистое дерево, решила прилечь и отдохнуть в тени. Но и это у неё не получилось. Как только Серная кислота дотронулась до дерева, оно стало обугливаться. Не зная причины этого, испуганная кислота убежала прочь.
Вскоре она пришла в город и решила зайти в первый попавшийся на её пути магазин. Им оказался ювелирный. Подойдя к витринам, кислота увидела множество прекрасных колец. Серная кислота решила померить одно колечко. Попросив у продавца золотое кольцо, путешественница надела его на свой длинный красивый палец. Волшебнице очень понравилось кольцо и она решила его купить. Вот чем она могла похвастаться перед своими друзьями!
Выйдя из города, кислота отправилась домой. В пути её не оставляла мысль, почему же вода и дерево вели себя так странно при прикосновении с ней, а с этой золотой вещицей ничего не произошло? «Да потому, что золото в серной кислоте не окисляется». Это были последние слова, записанные кислотой в своём дневнике.
Объяснения учителя.
Электронная и структурная формулы серной кислоты.
Так сера находится в 3-м периоде периодической системы, то правило октета (восьми электронная структура) не соблюдается и атом серы может приобрести до двенадцати электронов. Электронная и структурная формулы серной кислоты следующие:
(Шесть электронов серы обозначены звёздочкой)
Получение.
Серная кислота образуется при взаимодействии оксида серы (5) с водой (SO3+H2O —> H2SO4).
Физические свойства.
Серная кислота – бесцветная, тяжёлая, нелетучая жидкость. При растворении её в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту!
Концентрированная серная кислота поглощает из воздуха водяные пары. В этом можно убедиться, если открытый сосуд с концентрированной серной кислотой уравновесить на весах: через некоторое время чашка с сосудом опустится.
Химические свойства.
Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот. Кроме того, серная кислота имеет специфические свойства.
Химические свойства серной – Приложение.
Демонстрация учителем занимательного опыта.
Краткий инструктаж по технике безопасности.
Эскимо (Уголь из сахара)
Оборудование | План опыта | Вывод |
|
30 г сахарной пудры пересыпать в химический стакан. Отмерить мензуркой 12 мл концентрированной серной кислоты. Смешать в стакане стеклянной палочкой сахар и кислоту в кашеобразную массу (стеклянную палочку вынуть и положить в стакан с водой). Через некоторое время смесь темнеет, разогревается и вскоре из стакана начинает выползать пористая угольная масса – эскимо | Обугливание сахара серной кислотой (концентрированной) объясняется окислительными свойствами этой кислоты. Восстановителем является углерод. Процесс экзотермический. 2Н2SO4+C12О11+ Н22 —> 11С+2SO2+13Н2О+СО2 |
Заполнение учащимися таблицы с занимательным опытом в тетрадь.
Рассуждения учащихся о том , почему Серная кислота вела себя так странно с водой, деревом и золотом.
Применение.
Благодаря своим свойствам (способность поглощать воду, окислительные свойства, нелетучесть) серную кислоту широко применяют в народном хозяйстве. Она относится к основным продуктам химической промышленности.
- получение красителей;
- получение минеральных удобрений;
- очистка нефтепродуктов;
- электролитическое получение меди;
- электролит в аккумуляторах;
- получение взрывчатых веществ;
- получение красителей;
- получение искусственного шёлка;
- получение глюкозы;
- получение солей;
- получение кислот.
Серная кислота образует два ряда солей | ||
средние | кислые | |
Na2SO4 | NaHSO4 | |
сульфат натрия | гидросульфат натрия |
Соли серной кислоты широко используют, например
Na2SO4 * 10H2O – кристаллогидрат сульфата натрия (глауберова соль) - применяют в производстве соды, стекла, в медицине и ветеринарии.
CaSO4 * 2H2O – кристаллогидрат сульфата кальция (природный гипс) - применяют для получения полуводного гипса, необходимого в строительстве, а в медицине - для накладывания гипсовых повязок.
CuSO4 * 5H2O – кристаллогидрат сульфата меди (2) (медный купорос) - используют в борьбе с вредителями и болезнями растений.
Работа учащихся с внетекстовым компонентом учебника.
Это интересно
…в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется , то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль».
3. Вопросы на закрепление учебного материала, записанные на доске.
- Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают, почему сосуд нельзя заполнять кислотой доверху?
- Почему серную кислоту называют «хлебом» химии?
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
- Соответствующий параграф учебника.
- Составьте уравнения реакций, которые практически осуществимы, используя приведённые схемы:
Где это требуется, составьте уравнения в ионном виде.
Вывод по уроку, выставление и комментирование отметок.
Использованная литература.
- Рудзитис Г.Е.Фельдман Ф.Г., Химия: Учебное пособие для 7-11 классов вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы в 2 ч. Ч 1-3 -е издание - М.: Просвещение, 1987.
- Химия в школе №6, 1991.
- Штремплер Генрих Иванович, Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста /Рис. авт. при участии В.Н. Растопчины.- Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990.