Разработка плана урока по теме "Особенности обработки изделия детская рубашка промышленным способом"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Дидактическая цель: дать понятие об особенностях обработки изделия детская рубашка промышленным способом, научить втачивать рукав в открытую пройму.
  • Коррекционная цель: коррекция мышления.
  • Воспитательная цель: воспитание мотивации к учению.

Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового материала).

Средства обучения: образец рубашки, крой рубашек, образцы полосок ткани с надсечками, образцы изделий к упражнениям, карточки с упражнениями, карточки с планом работы, плакат с изображением выкройки рубашки с намеченными надсечками.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение и закрепление пройденного материала по теме: “Индивидуальный и массовый пошив одежды”.
  1. Фронтальный опрос группы.

- Рассказать о различиях индивидуального и массового пошива одежды.

Предполагаемый ответ:

  • Массовый пошив изделий производится на швейных фабриках, а индивидуальный пошив в ателье и в Домах моделей.
  • При массовом пошиве изделия кроят по готовым выкройкам (лекалам), а при индивидуальном пошиве строят выкройку по меркам заказчика.
  • При массовом пошиве изделия одинакового фасона шьют большими партиями (до 1000шт.) для продажи в магазинах, а при индивидуальном пошиве на каждого заказчика выполняют разные фасоны.
  • При массовом пошиве припуски на швы от 5 до 15мм., а при индивидуальном пошиве от 1 до 3см.
  • Где применяют пооперационное разделение труда? (на швейных фабриках)
  • В чем заключается работа пооперационным методом? (швея выполняет только одну технологическую операцию)
  • Для чего применяют пооперационное разделение труда? (для сокращения времени на обработку изделия).
  1. Работа по карточкам: выполнение упражнений с целью развития навыка обработки учебной информации и применения полученных знаний в новом задании.

Карточки с упражнениями раздаются каждому учащемуся с прилагаемым к ним наглядным материалом. Упражнения все разные. Ответы учащиеся дают устно.

Упражнение № 1: Даны образцы двух изделий (халата и юбки). Определить, какое изделие изготовлено в ателье, а какое на швейной фабрике. Обоснуйте свой ответ.

Предполагаемый ответ: изделие № 1 (халат) изготовлено на швейной фабрике, т.к. припуски на швы в халате величиной 1, 5см. А изделие № 2 (юбка) изготовлено в ателье, т.к. припуски на боковые швы величиной 2,5см.

Упражнение № 2: Даны образцы двух юбок. Каким способом вы бы предложили обрабатывать низ юбки на фабрике, чтобы ускорить время изготовления юбки? Обоснуйте свой ответ.

 

Предполагаемый ответ: способ а), т.к. при обработке низа этим способом отсутствуют операции заметывания и разметки, которые применяют при обработке низа способом б), вследствие чего увеличивается время работы.

Упражнение № 3: Девушке в магазине понравилось платье, и она решила его купить, но оно не подошло ей по размеру. Тогда она купила ткань и заказала платье такого же фасона в ателье. Где такое платье сошьют быстрее: в ателье или на фабрике? Почему?

Предполагаемый ответ: На фабрике, т.к. в ателье идет дополнительное время на построение выкройки, подготовку изделия к примерке, проведение одной или двух примерок, исправление дефектов после примерки.

Упражнение № 4: В швейный цех пришла на работу швея с малым опытом работы и низким разрядом. Какую технологическую операцию при изготовлении мужской рубашки пооперационным методом разделения труда желательно ей доверить выполнять:

  • обметывание срезов
  • втачивание рукавов
  • обработка низа швом в подгибку с закрытым срезом
  • обработку воротника

Предполагаемый ответ: (а, в) как более легкие технологические операции.

Упражнение № 5:

На рисунке изображена производственная поточная линия по изготовлению мужских рубашек (рисунок изображен на форзаце учебника по швейному делу 7–8-й класс для коррекционных школ). Где будет расположено рабочее место швеи, выполняющей технологическую операцию по обработке петель и пришиванию пуговиц?

Предполагаемый ответ: Рабочее место будет располагаться в конце поточной линии, т.к. данная технологическая операция является предпоследней при изготовлении рубашки.

  1. Выставление оценок.
  1. Сообщение нового материала:
  1. Сообщение темы: “Особенности обработки изделия детская рубашка промышленным способом”.
  2. Актуализация опорных знаний.

С технологией пошива детской рубашки вы уже знакомы, но выполняли вы пошив детской рубашки не промышленным способом, а способом, которым изготавливают рубашки в индивидуальном производстве (в ателье). Чтобы лучше понять различия индивидуального и массового пошива вспомним ход работы по пошиву рубашки индивидуальным способом. Я раздам вам карточки, на которых вам надо будет расставить в кружочках цифры, соответствующие порядку выполнения хода работы по изготовлению детской рубашки индивидуальным способом (образец рубашки на доске).

  • Обработать низ изделия
  • Вметать рукава в проймы
  • Обработать плечевые швы
  • Отутюжить готовое изделие
  • Соединить манжет с низом рукава
  • Обработать воротник
  • Втачать рукав в пройму
  • Обработать боковые швы
  • Обработать манжет
  • Соединить воротник с горловиной
  • Обработать борт подбортом
  • Обработать шов рукава
  • Обработать петли и пришить пуговицы

Взаимопроверка работ по карточкам: ученики по очереди выходят к доске (где учитель вывешивает такое же задание крупным шрифтом) и в кружочках расставляют цифры.

  1. Объяснительная беседа с учащимися о промышленном способе изготовления рубашки:

Вы вспомнили ход работы по изготовлению рубашки индивидуальным способом. А сейчас я вам расскажу о промышленном способе изготовления рубашки.

На фабриках время на изготовление рубашки сокращают за счет исключения ручных видов работ (сметывания, заметывания, приметывания), втачивания рукавов в открытую пройму. А за счет чего можно еще сократить время на изготовление рубашки? (предполагаемый ответ: за счет работы пооперационным методом).

Стачивание деталей рубашки на фабрике выполняют с помощью надсечек. С понятием надсечка вы знакомы. Где в индивидуальном пошиве вы делаете надсечку? (предполагаемый ответ: на окате рукава).

   

В массовом производстве делают несколько надсечек на изделии: в местах пересечения линии талии, бедер с боковым швом: центре оката рукава, середине линии втачивания воротника, надсечки на линии втачивания воротника совмещающиеся с плечевыми линиями, надсечки на проймах полочки и спинки совмещающиеся с надсечками на окате рукава. При стачивании деталей надсечки совмещают. Надсечки позволяют контролировать точность стачивания.

  1. Показ учителем на образце стачивание полосок ткани по надсечкам без предварительного сметывания.
  2. Продолжение объяснения темы:

Вторым главным отличием в ходе работы по изготовлению рубашки является то, что рукав втачивают не в закрытую пройму, а в открытую пройму. Для этого не стачивают боковой шов, а после обработки плечевых швов, втачивают рукав в открытую пройму (объяснение учитель сопровождает показом образца изделия со стачанными плечевыми швами). Втачивать рукав в открытую пройму легче и быстрее, но такой способ не применят в ателье. Ответьте, почему такой способ не применяют в ателье? (предполагаемый ответ: так как на примерке у заказчика может уточняться и изменяться ширина плеча, спины, груди).

  1. Закрепление нового материала:

Работа по карточкам (цель: закрепление пройденного материала)

Задание: Вычеркните те технологические операции, которые не выполняют при пошиве детской рубашки промышленным способом.

Вметывание рукавов, сметывание боковых и плечевых швов, стачивание боковых и плечевых швов, застрачивание низа изделия, приметывание манжет, заметывание низа изделия, приметывание подбортов.

  1. Повторение ТБ при работе с иглой, утюгом, на швейной машине, с ножницами.
  2. Практическая работа: “Втачивание рукавов в открытую пройму”.
  • Устное инструктирование учащихся с показом приемов работы.
  • Контроль за выполнением работы.
  • Внесение учителем отдельных вопросов по ходу работы с акцентом на соблюдение в работе правил, норм, приемов.
  • Оказание индивидуальной помощи.
  1. Итог урока:
  • Анализ работы учениками.
  • Анализ работы учителем.
  • Выставление оценок.

-Какую новую технологическую обработку вы сегодня научились выполнять?