Цели урока:
- Дидактическая цель: дать понятие об особенностях обработки изделия детская рубашка промышленным способом, научить втачивать рукав в открытую пройму.
- Коррекционная цель: коррекция мышления.
- Воспитательная цель: воспитание мотивации к учению.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового материала).
Средства обучения: образец рубашки, крой рубашек, образцы полосок ткани с надсечками, образцы изделий к упражнениям, карточки с упражнениями, карточки с планом работы, плакат с изображением выкройки рубашки с намеченными надсечками.
Ход урока
- Организационный момент
- Повторение и закрепление пройденного материала по теме: “Индивидуальный и массовый пошив одежды”.
- Фронтальный опрос группы.
- Рассказать о различиях индивидуального и массового пошива одежды.
Предполагаемый ответ:
- Массовый пошив изделий производится на швейных фабриках, а индивидуальный пошив в ателье и в Домах моделей.
- При массовом пошиве изделия кроят по готовым выкройкам (лекалам), а при индивидуальном пошиве строят выкройку по меркам заказчика.
- При массовом пошиве изделия одинакового фасона шьют большими партиями (до 1000шт.) для продажи в магазинах, а при индивидуальном пошиве на каждого заказчика выполняют разные фасоны.
- При массовом пошиве припуски на швы от 5 до 15мм., а при индивидуальном пошиве от 1 до 3см.
- Где применяют пооперационное разделение труда? (на швейных фабриках)
- В чем заключается работа пооперационным методом? (швея выполняет только одну технологическую операцию)
- Для чего применяют пооперационное разделение труда? (для сокращения времени на обработку изделия).
- Работа по карточкам: выполнение упражнений с целью развития навыка обработки учебной информации и применения полученных знаний в новом задании.
Карточки с упражнениями раздаются каждому учащемуся с прилагаемым к ним наглядным материалом. Упражнения все разные. Ответы учащиеся дают устно.
Упражнение № 1: Даны образцы двух изделий (халата и юбки). Определить, какое изделие изготовлено в ателье, а какое на швейной фабрике. Обоснуйте свой ответ.
Предполагаемый ответ: изделие № 1 (халат) изготовлено на швейной фабрике, т.к. припуски на швы в халате величиной 1, 5см. А изделие № 2 (юбка) изготовлено в ателье, т.к. припуски на боковые швы величиной 2,5см.
Упражнение № 2: Даны образцы двух юбок. Каким способом вы бы предложили обрабатывать низ юбки на фабрике, чтобы ускорить время изготовления юбки? Обоснуйте свой ответ.
Предполагаемый ответ: способ а), т.к. при обработке низа этим способом отсутствуют операции заметывания и разметки, которые применяют при обработке низа способом б), вследствие чего увеличивается время работы.
Упражнение № 3: Девушке в магазине понравилось платье, и она решила его купить, но оно не подошло ей по размеру. Тогда она купила ткань и заказала платье такого же фасона в ателье. Где такое платье сошьют быстрее: в ателье или на фабрике? Почему?
Предполагаемый ответ: На фабрике, т.к. в ателье идет дополнительное время на построение выкройки, подготовку изделия к примерке, проведение одной или двух примерок, исправление дефектов после примерки.
Упражнение № 4: В швейный цех пришла на работу швея с малым опытом работы и низким разрядом. Какую технологическую операцию при изготовлении мужской рубашки пооперационным методом разделения труда желательно ей доверить выполнять:
- обметывание срезов
- втачивание рукавов
- обработка низа швом в подгибку с закрытым срезом
- обработку воротника
Предполагаемый ответ: (а, в) как более легкие технологические операции.
Упражнение № 5:
На рисунке изображена производственная поточная линия по изготовлению мужских рубашек (рисунок изображен на форзаце учебника по швейному делу 7–8-й класс для коррекционных школ). Где будет расположено рабочее место швеи, выполняющей технологическую операцию по обработке петель и пришиванию пуговиц?
Предполагаемый ответ: Рабочее место будет располагаться в конце поточной линии, т.к. данная технологическая операция является предпоследней при изготовлении рубашки.
- Выставление оценок.
- Сообщение нового материала:
- Сообщение темы: “Особенности обработки изделия детская рубашка промышленным способом”.
- Актуализация опорных знаний.
С технологией пошива детской рубашки вы уже знакомы, но выполняли вы пошив детской рубашки не промышленным способом, а способом, которым изготавливают рубашки в индивидуальном производстве (в ателье). Чтобы лучше понять различия индивидуального и массового пошива вспомним ход работы по пошиву рубашки индивидуальным способом. Я раздам вам карточки, на которых вам надо будет расставить в кружочках цифры, соответствующие порядку выполнения хода работы по изготовлению детской рубашки индивидуальным способом (образец рубашки на доске).
- Обработать низ изделия
- Вметать рукава в проймы
- Обработать плечевые швы
- Отутюжить готовое изделие
- Соединить манжет с низом рукава
- Обработать воротник
- Втачать рукав в пройму
- Обработать боковые швы
- Обработать манжет
- Соединить воротник с горловиной
- Обработать борт подбортом
- Обработать шов рукава
- Обработать петли и пришить пуговицы
Взаимопроверка работ по карточкам: ученики по очереди выходят к доске (где учитель вывешивает такое же задание крупным шрифтом) и в кружочках расставляют цифры.
- Объяснительная беседа с учащимися о промышленном способе изготовления рубашки:
Вы вспомнили ход работы по изготовлению рубашки индивидуальным способом. А сейчас я вам расскажу о промышленном способе изготовления рубашки.
На фабриках время на изготовление рубашки сокращают за счет исключения ручных видов работ (сметывания, заметывания, приметывания), втачивания рукавов в открытую пройму. А за счет чего можно еще сократить время на изготовление рубашки? (предполагаемый ответ: за счет работы пооперационным методом).
Стачивание деталей рубашки на фабрике выполняют с помощью надсечек. С понятием надсечка вы знакомы. Где в индивидуальном пошиве вы делаете надсечку? (предполагаемый ответ: на окате рукава).
В массовом производстве делают несколько
надсечек на изделии: в местах пересечения линии
талии, бедер с боковым швом: центре оката рукава,
середине линии втачивания воротника, надсечки на
линии втачивания воротника совмещающиеся с
плечевыми линиями, надсечки на проймах полочки и
спинки совмещающиеся с надсечками на окате
рукава. При стачивании деталей надсечки
совмещают. Надсечки позволяют контролировать
точность стачивания.
Показ учителем на образце стачивание полосок
ткани по надсечкам без предварительного
сметывания.
Вторым главным отличием в ходе работы по изготовлению рубашки является то, что рукав втачивают не в закрытую пройму, а в открытую пройму. Для этого не стачивают боковой шов, а после обработки плечевых швов, втачивают рукав в открытую пройму (объяснение учитель сопровождает показом образца изделия со стачанными плечевыми швами). Втачивать рукав в открытую пройму легче и быстрее, но такой способ не применят в ателье. Ответьте, почему такой способ не применяют в ателье? (предполагаемый ответ: так как на примерке у заказчика может уточняться и изменяться ширина плеча, спины, груди).
- Закрепление нового материала:
Работа по карточкам (цель: закрепление пройденного материала)
Задание: Вычеркните те технологические операции, которые не выполняют при пошиве детской рубашки промышленным способом.
Вметывание рукавов, сметывание боковых и
плечевых швов, стачивание боковых и плечевых
швов, застрачивание низа изделия, приметывание
манжет, заметывание низа изделия, приметывание
подбортов.
- Устное инструктирование учащихся с показом приемов работы.
- Контроль за выполнением работы.
- Внесение учителем отдельных вопросов по ходу работы с акцентом на соблюдение в работе правил, норм, приемов.
- Оказание индивидуальной помощи.
- Итог урока:
- Анализ работы учениками.
- Анализ работы учителем.
- Выставление оценок.
-Какую новую технологическую обработку вы сегодня научились выполнять?