Открытие новых знаний на уроке обучения грамоте в 1-м классе (программа общего развития Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представления о сильной и слабой позиции согласных звуков;
  • учить обрабатывать полученную информацию для решения поставленной задачи;
  • донести свою позицию до других.

Ход урока

  1. Организация.

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Что нам на уроке чтения будет помогать?

  • внимание,
  • старательность,
  • смекалка,
  • активность,
  • самостоятельность.

Всё это собрали. Удачи!

  1. Целеполагание и мотивация.

  • Что вы видите? Какое задание я хотела вам предложить?
  • А по какой закономерности мы будем составлять слова? Проверим.
  • Посоветуйтесь в парах, что у вас получается.
  • Почему вы так думаете? Кто хотел бы на доске составить это предложение?
  • А мы в тетради запишем только первые два слова.
  • Какое задание мы можем определить? А кто хочет выполнить это задание на доске?

-показать слоги, гласные, поставить ударение, показать звуковую одежду слов .

  • Выполните в тетради на свой выбор задания по первым двум словам.
  • Поменяйтесь тетрадями в парах и проверьте.
  • Проверяем на доске.
  • Вспомним “секреты” гласных букв.
  1. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

Сегодня на уроке обратим внимание на согласные буквы и звуки. Работаем в парах.

  • 1-й вариант называет согласные буквы в 1 слове, 2-й вариант. – во 2 слове.

А теперь послушайте как я произнесу эти слова: горо/т/, Сарато/ф/.

  • Что заметили? Это опасные места и при письме и при чтении. А как не ошибиться в правильном написании таких слов?
  • Обсудите этот вопрос в группах по 4 человека. Выслушиваем.
  • Проверим правильность наших суждений.
  1. Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Откройте Азбуку на стр.47. Прочитайте шёпотом пары слов в столбиках и приготовьтесь к прочтению вслух.
  • Прочитает 1 столбик слов, …
  • Что заметили?

-Слова каждого столбика обозначают один и тот же предмет, имеют одинаковую часть. Но что изменилось? А ещё? Да, в словах верхней строчки буквы не соответствуют звуку: ду/п/, уда/Ф/, до/К\, горо/т/ Буква в слове “б”, а звук /П/

Внимание, опасное место! Посмотрим на вторую строчку.

Но в слове дубок-ду/б/ок этот звук произносится и соответствует написанной букве. А самые внимательные и наблюдательные, сейчас обязательно скажут, почему во втором слове звук соответствует букве? (После согласной появился гласный).

  • Какое интересное открытие мы сделали?!
  • Давайте проверим, а применимо оно к другим словам? Читаем и наблюдаем 2,3,4 столбики.
  • В чём же заключается наше открытие?

Да, я даже знаю весёлые стихи:

Звук согласный - проверяй!
Рядом гласный подставляй.
Давайте повторим и постараемся запомнить.

Физкультминутка.

Отдохнули, теперь за работу.

Какие ещё можно предложить задания по словам, которые мы прочитали из Азбуки?

Назови слова из 1 слога, назови слова с ударением на первом слоге, назови слова одушевлённые и неодушевлённые…

Возвратимся к словам из нашего первого предложения, с которого мы начали урок, посмотрите в свои тетради. О слове город мы сейчас говорили, а как быть со словом Саратов, давайте вспомним о нашем открытии, может оно пригодится?

  1. Первичная проверка понимания.
  1. Гномик Спешилка решил написать своим друзьям письмо, чтобы рассказать о том, как он с друзьями летом отдыхал. Но он как всегда спешил и пролил чернила, теперь можно прочитать только следующее: (на партах лежит письмо). Переверните листочек и посмотрите на это письмо.

Ребята пошли в похо... У костра готовили обе... Ели вкусный су...

  • Можно ли восстановить письмо?
  • Обсудите в группах по 4 человека.

Выслушиваем рассуждения детей.

  1. Гномик Сообразилка получил от друзей такое послание: (на партах лежит конверт). Возьмите письмо из конверта и прочитайте.

Мальчик взял прут и отогнал гусей. Пред нами был красивый большой пруд.

  • Над какими словами задумался гномик Сообразилка? Слово пру(т) одинаково звучит но пишется по-разному.
  • Почему? Эти слова имеют совершенно разное значение, для каждого из них своё проверочное слово.

Откройте тетрадь “Я читаю” на стр.13. Кто может прочитать слова верхней строчки?

Эхо. (Читаем). Вместе прочитаем название рассказа.

  • О чём мы будем читать?
  • Прочитайте рассказ цепочкой в парах.
  • Кто играл у дома? Как звали собаку, которая грызла кость? Что случилось?
  • Как вы думаете, кто обратился в этот момент к детям? Кто прочитает кто слова мамы?
  • А что ответили дети? Прочитайте слова последней строчки, как вы думаете, кто их сказал? Как их нужно прочитать?

Чтение по ролям.

  • Прочитаем рассказ ещё раз. Слова автора, кто хочет прочитать? Слова мамы?
  • Чьи слова в рассказе есть ещё?
  • Как рассказ называется? Зачитайте из рассказа только описание грозы.
  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Кто нашёл среди слов рассказа слова, в которых есть опасное место, где произносится один согласный звук, а пишется другая согласная буква? Перечитайте текст, поищите такие слова. Вспомните как мы такие слова проверяем.

Обсудите в группах по 4 человека, какие слова для них могут быть проверочными. Вспомним правило в стихах.

  1. Рефлексия.
  • Посмотрите на слова, которые мы сегодня выделили среди других слов, чем они все похожи? Читаем: город, Саратов, дуб, удав, дог, поход, обед, суп, прут, пруд, Барбос, грыз, дождь, согласные буквы в слове не соответствуют звуку.
  • Что мы учились делать? (проверять).
  • Как действовали?

Оцените себя. Кто считает, что он был на уроке внимательный, похлопайте в ладошки перед собой.Кто считает, что он был старательный, похлопайте в ладошки за спиной, Кто считает, что он был активным - похлопайте в ладошки над головой. Кто собой доволен и хочет себя похвалить, погладьте себя по головке.

Вы конечно на уроке проявили смекалку, чтобы открыть новые знания.

Благодарю вас дети за интересный урок.