Музеи Москвы. Государственный Дарвиновский музей

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • продолжить знакомство с музеями Москвы, познакомить с экспозицией и историей создания Государственного Дарвиновского музея, с многообразием растительного и животного мира.
  • воспитывать любовь и гордость к городу, в котором мы живем.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Повторение ранее изученного.

Ответы на вопросы:

  • Музейные предметы, выставленные для посетителей – это … (экспонаты);
  • Зал, где представлены музейные предметы – это…(экспозиция).
  • Застекленное место в зале музея, где находятся экспонаты – это… (витрина).
  1. Сообщение темы урока.
  • Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с музеями Москвы.
  • У вас на столах лежат рисунки различных животных. Расскажите коротко, что вы о них знаете: где они живут? чем питаются? (Рассказы детей)
  • Скажите, а где мы можем посмотреть и узнать что-либо о жизни, повадках, среде обитания животных? (В зоопарке, по телевизору, прочитать в книгах …)

Презентация

Из ваших рассказов можно сделать вывод, что все места на земном шаре обитаемы и живые существа обитают почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые и многие другие существа, которые приспособились к определенным условиям. О разнообразии животных, о местах их обитания и о том, как животные приспособились к условиям жизни, мы узнаем с вами, побывав в музее. Называется он - Государственный Дарвиновский музей. (Слайд 1.) Сегодня мы совершим заочную экскурсию в этот музей.

Животные в музее представлены в виде чучел. Чучело – это набитая чем-нибудь шкура, кожа животного, служащая его внешним подобием.

  1. Новый материал.
  1. История создания музея

Здание Государственного Дарвиновского музея состоит из Выставочного комплекса (слева) и основного здания (справа) (Слайд 2.) Это новое здание музея – большое и удобное. Его музей получил в 1995 году. А датой основания музея принято считать 7 октября 1907 год. Так что совсем недавно, а именно 7 октября 2007 года музей отметил свой сто летний юбилей.

  1. Основатель музея

Основателем и руководителем музея был ученый Александр Котс (1880-1964), (Слайд 3 - слева). С раннего возраста Котс увлекался животными, хотел создать свой музей. И его мечта сбылась, а началась все с коллекции насекомых, которую Александр собрал, когда ему было 9 лет. Верной помощницей, коллегой, женой в этом деле стала Надежда Ладыгина (Слайд 3 - справа.).

Сейчас в музее около 400 тысяч экспонатов и огромное собрание книг. (Самая старая книга - энциклопедия "История животных" 1551 года, с реалистичными описаниями не только существующих, но и мифологических существ)

  1. Название музея.

Название музея связано с именем путешественника и ученого Чарльзом Дарвина. (Слайд 4.) В старших классах на уроках биологии, зоологии вы подробнее познакомитесь с этим ученым и узнаете, какой вклад он внес в науку. В своих научных трудах он объяснил, почему все живое приспособлено к жизни. (Современные животные – это потомки вымерших, которые постоянно изменялись под влиянием условий внешней среды и приспосабливались к новым условиям жизни, (выживают только те животные, которые сумели лучше приспособиться к окружающим условиям, а менее приспособленные – погибают)). Это сложный материал, поэтому об этом ученом, о его вкладе в науку вы подробнее будете знакомиться в старших классах на уроках биологии, зоологии.

Наша задача – узнать место обитания животного, как оно приспособилось к данным природным условиям.

- Назовите по очереди животное и место его обитания (например, верблюд – пустыня, слон – тропические леса Африки и т.д.).

  1. Первичное закрепление (Слайд 5, 6, 7)

Проведем небольшой тест. На проекторе будет вопрос и несколько вариантов ответов, вам надо выбрать правильный и записать на листочке цифру с верным ответом.

А теперь правильные ответы (Слайд 8). У какого все верно, поставьте себе “+”.

  1. Знакомство с экспозицией музея. 1 этаж

И вот мы в музее. 1 этаж. Перед нами главная экспозиция "Многообразие Жизни на Земле" (Слайд 9), состоящая из больших витрин. Замысел первого этажа в том, чтобы привлечь внимание посетителей к интересно сгруппированным комплексам чучел и растений, муляжей камней и растений.

  1. Подходим к витрине “Тропический лес (Слайды 10, 11), в которой представлены животные, населяющие тропические леса, которые часто называют джунглями. Разглядывая экспонаты, мы видим, что джунгли переполнены жизнью, а занимают всего 6% суши. Это объясняется тем, что здесь идеальные условия для жизни: все время тепло и влажно, различные виды деревьев плодоносят в разное время года, поэтому насекомые, птицы, некоторые животные не испытывают проблем с питанием круглый год.

Рассмотрим внимательно, кто же здесь обитает. (Дети называют животных, которых знают)

Из полуобезьян в тропических лесах встречаются лемуры (Слайд 12), лори; из обезьян: горилла, мандрил (Слайд 13).

- Мы видим большое разнообразие птиц. Среди них есть такие, которые не слишком хорошо летают, а в основном прыгают и лазают (туканы, турако, райские птицы (Слайд 14)). А никобарские, венценосные голуби (Слайд 15), - прекрасные летуны. Попугаи (Слайд 16) (какаду, ары, амазон, жако) и лазают великолепно, и летают хорошо.

- Среди зверей, обитающих на деревьях, есть такие, которые едят листья (листоядные) – это, например, ленивцы и которые едят плоды (плодоядные) – это малая лисица (Слайд 17).

- Можно сказать, что не жизнь, а сказка, тепло, хорошо, еды много. Живи да радуйся. Но нет! Не все жители джунглей, питаются листьями да фруктами. Есть там и хищники, которые питаются другими животным и птицами. Это леопард, ягуар, тигр (Слайд 18).

- Тропические леса населяют змеи - собакоголовый удав, земляной питон (Слайд 19).

- Здесь, в джунглях, сохранились представители древних групп млекопитающих (такие, как броненосцы (Слайд 20), муравьеды)

  1. Переходим к витрине “Обитатели морей и побережий” и видим животных и птиц, которые проводят время и на суше, и в воде. Это птицы (пингвины, кайры, чистики), тюлени и моржи. (Слайды 21). Питаются они, в основном, рыбой, поэтому основным источником питания для них является океан.

Почти три четверти нашей планеты занято океаном. Он появился свыше 4 миллиардов лет назад и более 3 миллиардов лет жизнь существовала только в нем. Живые организмы обитают в океане повсюду. В зависимости от температуры, солености и глубины, отдельные части океана населены разными обитателями.

- Главным компонентом являются водоросли и питающиеся ими мелкие рачки.

- В витрине мы видим акул (серая, длиннорукая), скатов (пятнистый орляк), дельфинов (белобочка), рыб, морские черепахи (бисса). (Слайд 22,23). Для них характерна обтекаемая форма тела и хорошо развитые органы движения в воде, поэтому они способны противостоять течениям и перемещаться на большие расстояния организмы.

- Так же представлены организмы, обитающие в грунте и на его поверхности, Большая часть его встречается до глубины 200м.

Здесь встречаются разнообразные кораллы (Слайд 24), морские звезды, ежи, крабы (Слайд 25).

- Покажите, где на слайде морская звезда, где морской еж, а где краб.

  1. От водной стихии перемещаемся в Африку. Перед нами витрина “Африканская саванна”.(Слайд 26).

Видовое разнообразие животных в саваннах значительно меньше, чем в тропических лесах.

Здесь, где теплый климат имеет два сезона (сухой и влажный), вырастают травы и совсем мало деревьев. В Африке такие сообщества занимают 40% территории и называются саваннами. Растениями питаются многие звери и птицы – их называют травоядными: бородавочники, зебры, жирафы, слоны, цесарки, страусы (Слайд 26). Среди них сложилась четкая специализация в использовании кормов. Так, например, бородавочники поедают подземные части растений (корни и клубни). Траву на некотором расстоянии от земли поедают зебры. Любители листвы и веток тщательно "подстригают" кусты и деревья в разных ярусах, в верхнем ярусе кормится жираф. Хищники (Слайд 27), питаются другими животными, а остатки от их трапезы и падаль достается гиенам и стервятникам (Слайд 28).

  1. Переходим к витрине "Горные животные". Горы занимают свыше 40% поверхности суши.

Животные, обитающие в горах, в разной степени приспособлены к условиям этой среды. Основные обитатели высокогорья: снежный барс, шиншилла, бородач, кеа, белый улары, козлы и бараны, пума, гамадрил, горихвостка-чернушка, скалистый голубь, щитомордник (Слайд 29).

У горных обитателей в процессе эволюции выработались своеобразные приспособления, которые способствуют их выживанию в столь необычных условиях среды. Примеры таких приспособлений многочисленны. Так у горных козлов (Слайд 30) копыта способны широко раздвигаться, что облегчает передвижение по осыпям или по снегу. На копытах горных животных подушечки пальцев относительно мягкие, что также способствует передвижению в горах. Прочное роговое вещество копыт этих животных быстро отрастает, что предотвращает их "изнашивание". Строение конечностей горных копытных позволяет им совершать прыжки, что важно для передвижения в горных условиях. Для млекопитающих и птиц высокогорья характерен густой мех и пышное оперение, защищающее их от холода.

Саламандры и змеи (щитомордник, скальный гремучник) (Слайд 31) высоко в горах встречаются достаточно редко, что связано с резкими колебаниями температуры в течении суток и неблагоприятными температурными условиями в зимнее время. У растений высокогорья практически полностью отсутствуют стебли, много стелющихся и подушковидных форм.

  1. Обобщение.

Ребята, мы с вами совершили экскурсию только по первому этажу музея и уже увидели такое разнообразие животных нашей планеты, познакомились с тем, как животные приспособились к особенностям жизни в определенных природных условиях.

  • С животными, из каких мест обитания мы познакомились? (Тропические леса (джунгли), саванна, горы, океан и его побережье).
  • Приведите пример животных, обитающих в горах. Как они приспособились к жизни в горах?
  • Приведите пример животных, обитающих в африканской саванне. Как они приспособились к жизни?
  1. Знакомство с другими особенностями музея.
  • Ребята, интересно вам было узнать про Дарвиновский музей?
  • Хотели бы вы его посетить и увидеть все своими глазами, а не на проекторе?

Чтобы познакомиться со всеми экспонатами музея, нужно побывать в нем не один раз. В музее есть еще очень много интересного!

В музее на большом экране можно посмотреть видеофильм, рассказывающий о зарождении и развитии жизни на Земле. Под представление отведен самый большой зал музея (“Многообразие жизни на Земле”) более 500 экспонатов которого как бы оживают: издают звуки и даже двигаются, включается подсветка. За время фильма каждый посетитель успевает почувствовать себя обитателем джунглей, гор и океана.

Можно спуститься на дно моря на глубину 2500 метров в батискафе с иллюминаторами. Иллюзию настоящего погружения создаёт световое оформление витрины, выхватывающее из темноты то плавающую рыбу-химеру, то двустворчатых моллюсков, то червей.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А ещё лучше и увидеть и услышать и прикоснуться. Поэтому мы посетим 2 этаж. Там в зале со сложным названием "Микроэволюция", мы можем нажать на кнопочку, и затрещит пеночка-трёщотка, тревожно проблеет бекас со всей беспечностью и силой весеннего "вдохновения" отзовётся зяблик.

В музее есть Живые весы, которые покажут ваш вес в мышах, кошках, медведях и слонах.

И наверно, одна из интереснейших экспозиций располагается на 3 этаже в зале “Макроэволюция". Посетив музей, мы сможем совершить увлекательное путешествие в мир древних ящеров, узнать ответы на вопросы: Кто такие динозавры? Как мы узнали о том, что на Земле существовали динозавры? Когда на Земле жили динозавры? Чем питались динозавры? И многие другие. А движущиеся модели динозавров в натуральную величину точно никого не оставят равнодушными.

Вот как много интересного можно узнать, увидеть и услышать в Государственном Дарвиновском музее.

  1. Закрепление полученных знаний.

Кроссворд. (Слайд 32). (Приложение)

  1. Итог занятия.
  • С каким музеем познакомились?
  • Что особенно запомнилось?
  • Что хотелось бы увидеть?

Презентация