"Русской речи государь по прозванию словарь"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения; совершенствовать навыки работы со словарями;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать культуру работы с книгой, умение работать в парах, группах.

Оборудование:

  • Выставка словарей “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке” (А.Франс);
  • Названия устного журнала и его страниц (на отдельных страницах);
  • Карточка со словарными статьями, со словарными словами;
  • Портрет А.С. Пушкина;
  • Иллюстрация Райской птички.
  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели
На меня все посмотрели.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Чтобы иметь знания
Нужны терпенье и старание
На вас надеюсь я, друзья!
Мы отличный дружный класс,
Все получится у нас!
Закрыли глаза,
Глубоко вздохнули
И сказали себе: “Я все знаю,
Все могу, я друзей не подведу!”

  1. Вступительная часть.

Улыбнитесь друг другу, подарите мне и гостям свои улыбки. Ведь улыбка помогает в общении. Она делает вас приветливыми и учтивыми.

Л.Н. Толстой писал: “Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно”.

  • Какова главная мысль этого текста? (Улыбка подчеркивает красоту человека.)
  • Что же такое улыбка? (Улыбка – лекарство от плохого настроения, скуки, она прогоняет усталость.)
  • Какое определение дает словарь С.И. Ожегова улыбке?

Чтобы четко и красиво говорить, выполним упражнения для губ и языка.

  1. Пропеть слоги

ва ка ла ма на па
ра са та во ло ко
мо но по ро
со то ву ку
лу му ну пу ру су
ту вы лы мы
ны пы ри си
ты ве ме ре се те

  1. Кто хочет разговаривать? (Мы будем разговаривать.)
    Тот должен выговаривать. (И будем выговаривать.)
    Все правильно и внятно. (Так правильно и внятно.)
    Чтоб было всем понятно. (Чтоб было всем понятно.)
  1. Для чего нам нужны скороговорки?

Прочитать скороговорку:

Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.

Произнести ее другими словами:

  • Восторженно. (Какой усердный ученик!)
  • С осуждением. (Какой неаккуратный ученик!)
  • С удивлением. (Почему щеки в чернилах?)
  1. Мы продолжим знакомство с секретами Богини красноречия.

Пословица: “Наша дочь речистая, у нее речь чистая.”

  • Как вы понимаете слово речистая? (Умеет красиво, правильно говорить)
  • Что значит речь чистая? (Грамотная, без лишних слов, красивая, правильная)
  • Какой главный смысл пословицы? (Нужно уметь правильно, грамотно, красиво говорить)

Прочитать стихотворение А.С. Пушкина.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.

  • Исследуйте это предложение и объясните изученные орфограммы.
  • Значения каких слов вам непонятны? (просвещенья, гений, парадокс)
  • Значения этих слов мы узнаем позже.
  • Какова главная мысль этого текста? (говорится об открытиях)
  1. Сообщение темы урока.
  1. Вам предстоит сегодня сделать открытия. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым и познают новое.

Прочитать текст.

Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришел к другому поэту Теофилю Готье. Готье спросил его: “Читаете ли вы словари?” Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей. Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?
И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.
Создание словарей – задача особой отрасли науки о языке – лексикографии.

(По “Энциклопедическому словарю юного филолога")

  • Какова главная мысль текста?
  • Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет разговор?

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую пользу они нам приносят.

Французский писатель А.Франс писал: “Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного.

А вы не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот ученые предполагают, что в русском языке более 500 тыс. слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все.

Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который все знает (это невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.”

Сегодня мы узнаем, где “хранятся” слова. Оказывается, они “хранятся” в словарях, которых существует множество. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Поэтому наш урок, который мы проведем в форме устного журнала, я так и назвала: “Русской речи государь по прозванию словарь.”

  1. Прочитаем тему урока с перемещением логического ударения.
  • Что такое словарь? Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием, переводом на другой язык.
  • Какие словари вы знаете?

Для начала мы познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые из них представлены на этой выставке: “Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.” (А.Франс)

И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное уметь ими пользоваться.

  1. Первая страница устного журнала “К несметным сокровищам страны слов”.
  1. Знакомство с толковым словарем.

Я – толковый словарь. Мое назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления речи. Существует несколько толковых словарей:

  • Школьный толковый словарь – авторы М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова.
  • Толковый словарь С.И. Ожегова, 50 тыс. слов.

А какой самый большой толковый словарь? В самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется 120 тыс. слов.

  1. Знакомство со словарной статьей.
  • Каково же основное назначение толкового словаря?
  • Как располагаются слова в словаре?
  • В каком стиле написана словарная статья и почему?
  • Как строится словарная статья толкового словаря? (У каждого ученика “Толковый словарь” русского языка Н.М. Неусыповой.)
  • Объяснить с помощью словаря значение слова авторитет.
  • Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?
  • О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?
  • Из каких частей состоит словарная статья? Заглавное слово – грамматические пометы – толкование значения слова – примеры употребления.
  1. Работа по группам. (Объяснить значения слов с помощью толкового словаря.)
  • Корысть;
  • Просвещение;
  • Парадокс;
  • Гений;
  • Корыто.
  1. Чтение словарной статьи по частям (слово “корысть”).

Грамматические формы слова;
Значение слова;
Пример употребления в речи. (“В корыте много ль корысти?” А.С. Пушкин)

  • Из какого произведения этот пример?
  • Кому принадлежат эти слова?
  • Какой была старуха?
  • А старик?

В каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю? Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем.

  • Дано слово благосл…влять. Вставить пропущенную букву. (Можно подобрать проверочные слова: слава, тогда будем писать “а”, можно и слово, тогда пишется “о”). Как же быть?
  • Что нам надо проверить? А где находится гласная, в какой значимой части слова?
  • А как узнать какое слово однокоренное? (Надо определить лексическое значение слова.)

На Руси богатырей благословляли на подвиг (напутствовали, желали победы, то есть говорили …, когда отправляли в поход.

  • Что они говорили? (слова)
  • Поэтому проверяем “Слово”.
  • Проверим по орфографическому словарю.
  1. Вторая страница устного журнала “Какого роду-племени”.

Я – словарь иностранных. Я имею 20000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Редакторы словаря И.В. Лехин, Ф.И. Петров.

Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, которые обозначали новые понятия. Узнать откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет нам словарь иностранных слов. Много слов, которыми мы пользуемся в своей речи не русские. И кровать, и школа и ваше любимое слово каникулы. (Найти значение этих слов по словарю.)

Ребята! Вы сегодня хорошо настроились на урок. Все очень красиво одеты.

  • Как можно назвать те высказывания, которые я только что произнесла?
  • Что такое похвала?
  • Что такое комплимент? (работа со словарем)

Приятно говорить комплименты и слышать в свой адрес. Вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях, когда приветствуешь, благодаришь, прощаешься, споришь и т.д.

Прочитать по ролям отрывок из басни И.А. Крылова “Кукушка и Петух”.

Петух:

…А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!

Кукушка:

…Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички…

  • Из какого произведения этот отрывок?
  • Как петух обращается к Кукушке?
  • Правдивы ли похвалы Петуха?
  • Что можно сказать про пение Кукушки? (ученики показывают пение Кукушки.)
  • А что можно сказать про пение Петуха?
  • За что они хвалили друг друга?
  • Как вы понимаете выражение “По совести моей”? (говорю правду)
  • А на самом деле они говорили правду?
  • Что вы знаете про райскую птичку? (В жарких странах, с необычайно красивым оперением, но поют очень плохо.)
  • Что же такое лесть?

Давайте дарить друг другу комплементы и тогда наша жизнь будет краше.

Прочитать стихотворение Б. Окуджавы “Пожелания друзьям” (см. Приложение 1).

Эту страничку я хочу закрыть словами поэта В.Бокова:

“Следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!”

  1. Третья страница журнала “К словам разнообразным, близким, но чуточку разным”.
  1. Знакомство со словарем.

Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова СКАЗАЛ. А между тем у этого глагола 150 синонимов. Я помогу вам сделать речь яркой и выразительной, избежать повтора. В словаре 9000 синонимических рядов. Автор – З.Е. Александрова.

  1. Пользуясь словарной статьей, назовите синонимы к слову беседовать.
  2. Упражнения в подборе синонимов (см. Приложение 2).
  3. Игра “Подобрать синонимы” (см. Приложение 3).
  4. Прочитать отрывок из повести Л.Кассиля “Кондуит и Швамбрания” (см. Приложение 4).
  • Что такое гроза? (см. толковый словарь)
  • С помощью каких слов–синонимов автор передает гнев отца?
  • В каком значении употребляются эти слова?
  • Когда мы используем слова-синонимы?
  • Из каких частей состоит словарная статья? (Заглавное слово – синонимы – члены ряда).
  1. Четвертая страница журнала

“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный
Все антонимы всегда
противоположны”.

  1. Знакомство со словарем.

Я – словарь антонимов. Антонимы – это противоположные по значению слова одной и той же части речи: богатство – бедность, низкий – высокий. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: “Это хорошо или плохо? Еще рано или поздно? Ты сыт или голоден?” В словаре представлено 2000 антонимических пар. Словарная статья строится следующим образом. Озаглавлена она антонимической парой одной части речи. Дается толкование значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря – М.Р. Львов.

Подобрать антонимы к слову чудный. (Работа со словарем.)

  1. Работа со словарем.

Подобрать антонимы к слову веселье. (Грусть)

  • Что такое веселье?
  • Что такое грусть?

Делить веселье все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
(М.Ю. Лермонтов “Одиночество”)

  • Как вы понимаете это выражение?
  • Игра “Подобрать антонимы” (см. Приложение 5).
  • Назвать в тексте антонимы (см. Приложение 6).
  • Из каких частей состоит словарная статья? (Слов антонимов)
  • Чем отличаются словарные статьи из словаря антонимов по построению от словарных статей в толковом словаре и словаре синонимов? (Озаглавлена антонимической парой одной части речи – Толкованием значений каждого члена пары).
  1. Итог.

Мы совершили путешествие в страну русской речи, государем которой является Словарь.

  • Так что же такое – словарь?
  • Догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем. (см. приложение 7)

Разговор о словарях безграничен. Сколько словарей ждет вас – литературного языка, филологических, энциклопедических. Привыкайте заглядывать в словари всегда, когда не ясно значение слова. Не жалейте времени на это. Словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной. Ведь “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.

Я.Козловский написал замечательное стихотворение (См. приложение 8).

  • Почему Я. Козловский называет Словарь государем?
  • Какую услугу всегда готов оказать тебе Словарь, русской речи государь?
  • С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке?
  • Поблагодарите друг друга за работу на уроке.
  • Вы меня сегодня порадовали.