Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Музыка моего народа"

Разделы: Информатика, Музыка


В данной статье представлен конспект урока музыки в специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен большим количеством соматических заболеваний и психофизических отклонений.

Бесспорно коррекционное воздействие музыки на психику людей, а для детей с такими отклонениями коррекционное воздействие особенно необходимо. Поэтому, решение проблемы развития и коррекции отклонений средствами музыки, считаю для себя наиболее важной задачей.

В уроке использованы приемы, корригирующие основной недостаток развития - нарушение познавательной деятельности.

Чтобы сделать образовательный процесс ярким, максимально интересным для детей, я выбрала систему сигнальных карт (УМК Г.С.Ригиной для работы в начальных классах): композитор, умник, исполнитель, слушатель. Приложение 1

На основе сигнальных карт мной была разработана система мотивирования с помощью цветных нот-жетонов (красные – знания о композиторах; жёлтые – исполнение музыки вокальной или инструментальной; синие - ответы на вопросы по музыке; зеленые – поощрение внимательных слушателей). Таким образом, учащиеся замотивированы на «зарабатывание» как можно большего количества жетонов, чтобы в конце урока быть лучшим во всех четырех видах деятельности или в какой-то одной. Как показала практика, такая система мотивирования дает положительный результат. Самым главным достоинством данной системы мотивирования является то, что учащимся легко с помощью подсчета полученных жетонов могут провести саморефлексию, определив свои достижения или недостаточное внимание на уроке.

Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование ярких анимированных презентаций, созданных в программе Power Point, для знакомства с новым материалом или его закрепления. Считаю, что оперативность обработки информации при подаче новых знаний, закреплении и их проверке имеет неограниченные возможности и играет важную роль в процессе взаимодействия компьютера и ребёнка.

С помощью ИКТ осуществляю на практике интеграцию традиционных и компьютерных средств. Использую информационно-коммуникационную технологию для общего стратегического планирования уроков, для целеполагания, для осуществления всего хода педагогического процесса на уроке; на уроках при закреплении или обобщении темы, при осуществлении контроля за знаниями; для управления познавательной деятельностью учащихся во время урока. С помощью ИКТ очень удобно осуществлять повторение в любой части урока, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), постановку проблемной ситуации.

В результате все учащиеся, оказываются, вовлечены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.

Цели урока:

  • Образовательная: закрепить полученные знания об истоках народной музыки; закрепить понятие «жанр», отработать навыки игры на народных музыкальных инструментах.
  • Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к фольклору через исполнение музыки своих предков; воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Музыкальный материал:

  • Аудиозапись русской народной песни «Солдатушки - бравы, ребятушки!»
  • Аудиозапись русская народная песни «Валенки»
  • Русская народная песня «А мы просо сеяли»
  • Аудиозапись колыбельной «Ночь в окошко постучалась».

Дополнительное оборудование:

  • Деревянные ложки
  • Трещотки
  • Треугольники
  • Барабаны
  • Маракасы
  • Бубенцы
  • Рубель
  • Свистульки
  • Народные костюмы
  • М/м проектор
  • М/м экран
  • Ноутбук

Ход урока

1. Организационный момент.

Распевание «Здравствуйте, ребята!» Приложение 2

2. Введение в тему урока.

Приложение 3

Учитель. Ребята, обратите внимание на экран, прочитайте слова В.Ф.Одоевского

Дети. ...Нигде так явственно не выражается характер народа, как в его музыке.

Учитель. О чём они?

Дети. О музыке русского народа

Учитель. Припомните, чем мы с вами занимались на прошлых уроках.

Дети. Знакомились с жанрами народных песен и оркестром народных инструментов.

Учитель. Всё правильно! А так как сегодня обобщающий урок по всем предыдущим занятиям, давайте, все вместе определим его тему: «Музыка моего народа».

Учитель. Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы закрепить полученные ранее знания о музыке моего народа?

Дети. Нам нужно быть внимательными слушателями, творческими исполнителям, и, стараться правильно отвечать на вопросы о музыке.

Учитель. Вы правы! И за каждый правильный ответ каждый из вас будет получать жетоны в виде разноцветных ноток. В конце урока мы проверим, кто и в каком виде деятельности потрудился лучше.

3. Работа по теме урока.

Учитель. Скакими произведениями народного творчества вы познако­мились на уроках литературы?

Дети. Со сказками, потешками, послови­цами и поговорками.

Учитель. Интересно, а как же думал поэт Серебряков о возникновении русской народной музыки? Сейчас мы это узнаем, услышав домашнее задание. Всем вам были предложены несколько строк из его стихотворения. Давайте прочтем их друг другу.

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки —
Уронили дудки.
Пролетели гуси —
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Учитель. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певца­ми-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.

А о чем же повествуют нам народные песни… Внимание на экран. Ваша задача, внимательно рассмотрев иллюстрацию к песне, назвать её жанр.

Дети. Рекрутская песня.

Учитель.А кто нам поможет вспомнить текст этой песни?

Дети. Солдатушки - бравы ребятушки! Где же ваши деды?
 Наши деды – славные победы! Вот, где наши деды!

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета).

Приложение 1

Учитель. Внимательно прослушайте отрывок из песни в записи и определите, в чьем исполнении она прозвучала?

Дети. В исполнении детского смешанного хора.

 - А вы хотите исполнить её? Какие инструменты помогут нам создать образ солдатской службы?

Дети. В создании образа солдатской службы нам помогут барабаны.

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель.Ребята, подскажите, кто нам понадобиться, чтобы все исполняли песню одновременно, вместе брали дыхание и вместе вступали?

Дети. Дирижер.

Учитель. Давайте вместе выберем дирижёра. (Для ученика проводится инструктаж для правильной работы по управлению хором и группой инструментов).

Под аккомпонемент учителя и управление дирижёра исполняем рекрутскую песню. После исполнения учитель предлагает дирижёру самому оценить ребят, поощрив достойных нотами – жетонами жёлтого цвета.

Учитель. А теперь внимание! Сейчас вам предстоит прослушать фрагмент народной песни, и, определить к какому жанру она относится.

Дети. Это колыбельная песня.

Учитель. Давайте мы себя проверим с помощью изображения на экране, вы были хорошими слушателями – это действительно жанр колыбельной песни!

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зелёного цвета)

Учитель.Постарайтесь описать интонации голоса мамы при исполнении
колыбельной песни?

Дети. Теплота любовь, душевность, ласка.

Учитель. А можете ли вы предложить музыкальные инструменты для аккомпонемента?

Дети. Треугольник, маракас, бубенцы.

(Ученики, давшие правильный ответ получают в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель. По вашим глазам мне ясно, что все вы хотите исполнить колыбельную песенку. Я права? Давайте встанем и создадим атмосферу убаюкивания ребёнка с помощью покачивающихся движений из стороны в сторону и игры на музыкальных инструментах. А для того, чтобы нам было легче делать всё одновременно и слаженно нам вновь поможет…

Дети. Дирижер.

Выбираем ученика, желающего для управления хором и музыкальными инструментами. Ученик – дирижер, сам определяет последовательность вступления разных инструментов.

Под аудиозапись и управление дирижёра исполняем колыбельную песню. После исполнения учитель предлагает дирижёру самому оценить ребят, поощрив достойных нотами – жетонами жёлтого цвета.

У. А сейчас, внимание, для определения следующего жанра народной песни, прослушайте отрывок.

Учитель исполняет на инструменте фрагмент трудовой песни. Дети угадывают жанр.

Д. Это трудовая песня

На экране появляется иллюстрация к трудовой песне

Учитель. А кто нам подскажет текст этой песни?

А мы просо сеяли, сеяли! А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли! Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зеленого цвета)

Учитель. Вы прослушали фрагмент песни. Что интересного вы услышали, как звучала мелодия?

Дети. Мелодия звучала в разных регистрах высоком и низком.

Учитель. А почему именно так звучит мелодия трудовой песни?

Дети. Потому что это перекличка голосов юношей и девушек

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон зеленого цвета)

Учитель. А, зачем русские люди исполняли песни перед тяжелой работой?

Дети. Чтобы поднять настроение

Учитель. Ребята, как вы думаете, для чего я приготовила народные костюмы? Конечно, чтобы ярче передать дух народной песни. Я предлагаю мальчикам надеть рубахи, а девочкам выбрать цветные платочки. Постарайтесь быть бережными, аккуратными с костюмами.

Исполняем трудовую песню с характерными движениями – стенка на стенку.

Учитель. Мне очень приятно, что вы приняли активное участие в закреплении народных песен, исполняя их от души. Давайте подведём итог, с какими жанрами народной песни мы познакомились на уроках музыки?

Дети. Трудовые, хороводные, колыбельные, рекрутские

На экране появляется слайд с изображением данных жанров народной песни. Ученики проверяют себя.

Учитель. Прежде чем перейти к тестовому заданию давайте все вместе сделаем гимнастику для снятия напряжения с глаз.

- А теперь пришло время справиться с тестом, который предлагает вам черепашка по имени Домисолька. Кто у нас самый внимательный, сосчитайте, сколько названий нот спрятано в имени черепашки?

Дети. Три ноты – До, Ми и Соль.

Приложение 4

(Ученик, давший правильный ответ получает в свою копилку ноту - жетон синего цвета)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами только познакомимся с программой, с помощью которой в дальнейшем сможем проводить проверку знаний индивидуально. А сегодня мы попробуем все дружно ответить на вопросы по теме урока «Музыка моего народа».

На экране появляются вопросы, на которые все учащиеся дружно отвечают. После ответа детей на экране тоже появляется подтверждение правильности ответа и, как подарок, от черепашки Домисольки музыкальный инструмент. В конце теста дети собирают целый оркестр народных инструментов.

Данный тест также можно проводить на карточках. Это дает ребенку возможность предварительно оценить свою работу. Провести взаимопроверку - поменяться с соседом по парте для проверки во время показа теста на мультимедийном экране. Сравнить собственную оценку с реальным результатом и провести саморефлексию. Приложение 5

Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, а вам надо знать и хранить в своей памяти песни родного народа?

Дети. Да, это наши истоки.

Учитель. Целью нашего урока мы ставили закрепление знаний жанров народной музыки. Справились ли мы с поставленной задачей?

Дети. Справились.

Учитель. На протяжении всего урока все вы были очень внимательны и от души исполняли народные песни. Скажите, а что вам было трудно на уроке? А что понравилось больше всего?
Спасибо за работу, до свидания.