Преподавание в начальной школе. Урок по литературному чтению

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Основываясь на личностно-ориентированное обучение, на данном уроке были поставлены следующие цели урока:

  • погружение» в удивительный мир поэзии;
  • продолжить знакомство с творчеством С.Есенина;
  • показать красоту, неповторимость, задушевность поэзии С.Есенина;
  • формирование и отработка навыков выразительного чтения;
  • развивать речь детей, расширять их кругозор и активный словарный запас;
  • прививать любовь к Родине, к родной природе;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, за родной край;
  • совершенствовать мыслительные процессы и творческие способности детей;
  • развивать память, воображение, мышление, наблюдательность, познавательный интерес.

В основу содержания были положены общечеловеческие ценности, ценности родного края, сугубо личностные ценности ребенка.

Чтобы дать эмоциональный настрой учащимся, урок начался с беседы о русских народных песнях. Слушая музыку или читая стихи, каждый по-своему ощущает их красоту, каждый находит и любит что-то свое, необходимое его внутреннему миру. А любовь к музыке, к поэзии, вообще к искусству – естественная потребность человеческой души.

Учащимся было дано опережающее задание ( по группам) , первой группе найти наиболее точные и интересные факты из жизни С.Есенина, а второй группе найти как можно больше стихотворений написанных С.Есениным о березе, а также нарисовать березу в разные времена года, за которой велось наблюдение на протяжении года. У С.Есенина интерес к песне, музыке пробудился еще в раннем детстве. Больше всего он любил народные песни, за ними он мог проводить целые вечера. Он знал песню и любил ее – грустную и задорную. Необъятные просторы заливных лугов, холмы и перелески, реки – все это пробудило в нем талант поэта. Природа для Есенина – это вечная красота и вечная гармония. Русский народ любит березу. Береза – символ России. Поэты и писатели, художники и музыканты воспевали ее в своих произведениях. Учащиеся рассматривают картины русских художников с изображением березы.

При анализе стихотворения этого замечательного поэта были использованы коллективная, групповая, индивидуальная формы работы. Ученики легко определили, что в первой строфе береза под окном, принакрылась блестящим, как серебро, снегом. Во второй пушистый снег кажется каймой сотканной из снега. Следующие две строфы разбирались группами, между учащимися возникла дискуссия о разнице утренней и вечерней зари. Стихи С.Есенина очень лиричны и музыкальны. Многие стихи положены на музыку, и забыть эти песни невозможно, так же как и песни русского народа.

На протяжении всего урока ведется большая работа над словом, учащиеся подбирают родственные слова и синонимы к слову береза, работают над фразеологическими оборотами, находят олицетворение, работают с толковыми словарями разных авторов, сравнивают толкование слов.

В основе организации урока лежали диалоговый метод, сотрудничество, сотворчество всех объектов урока. Работа на уроке не оставила никого равнодушным, учащиеся делали большое количество выводов и предположений о творчестве С.Есенина и о березе в частности. Все это способствует развитию воображения, мышления, наблюдательности учащихся, развивается речь учащихся, их коммуникативные способности.

Оборудование урока: иллюстрации зимнего леса, иллюстрации березы в разные времена года, фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла», музыка П.И.Чайковского «Времена года» (декабрь).

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Вводная беседа.

Учитель. Вы, наверное, слышали выражение «модная песня». Так говорят о песне ставшей популярной, известной. Правда, мода скоро проходит, и такие песни забываются, но есть такие песни, которые не подвластны изменчивой моде. Их пели наши предки, и будут петь потомки, эти песни русские народные. Они находят отклик в душах людей, так как выражают их чувства и мысли. Среди русских народных песен много песен о деревьях. О каких деревьях есть песни? Приложение 1 (слайд 1, 2).

Ученики. Есть песни о липе, дубе, рябине, осине, иве, березе…

Учитель. Давайте вспомним эти песни (дети поют русские народные песни о деревьях). Это очень красивые песни, порой печальные, напоминают о родных местах. Каждое дерево по своему красиво, и песни о них очень хороши. Русская береза – очень красивое дерево. Недаром люди сложили о ней очень нежные и напевные песни. В старину девушки играли около берез, водили хороводы, пели песни, надевали красивые сарафаны.

(Исполняется русская народная песня «Во поле береза стояла»).

Русский народ любит березу. Береза – символ России. Поэты и писатели, художники и музыканты воспевали ее в своих произведениях. (слайд 3-5).

Тема урока «Поэтический образ природы в стихотворении С.Есенина «Береза». 

III. Биографические данные поэта С. Есенина.

Учитель. Знал и любил такие песни Сергей Есенин. Интерес к песне, к музыке пробудился у С.Есенина еще в раннем детстве. Больше всего он любил народные песни, за ними он мог проводить целые вечера. Он знал и любил ее – грустную и задорную. Давайте вспомним биографию Сергея Есенина. (слайд 6).

Ученики. (Сообщения учащихся.)

– Родился Сергей Есенин 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской области в семье бедных крестьян. Русская деревня, природа родного края, устное народное творчество оказали сильное влияние на формирование юного поэта. Писать Есенин начал рано, в 9 лет.

– В 1904 году Сергея повели в Константиновскую земскую школу, где обучение было 4 года, но из-за плохого поведения Сергей Есенин был оставлен на второй год.

– В 1909 году оканчивает Константиновскую школу, и родители отправляют его учиться в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики. Его родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем, но сам Сергей мечтал о другом.

– В 1912 году Сергей Александрович Есенин, окончив учительскую школу, переехал в Москву, где работал в конторе у купца Крылова, в типографии в качестве помощника корректора, занимался в Суриковском литературно-музыкальном кружке.

– В 1914 году в Москве опубликовал свое первое стихотворение «Береза», которое было напечатано в Московском детском журнале «Мирок» (под псевдонимом Аристон).

– В 1915 году переезжает в Петроград.

– В 1916 году появляется первый сборник его стихов «Радуница». В это же время Есенина призывают на военную службу. После Февральской революции он уходит из армии и много путешествует по стране.

– В 1922 – 1923 г. путешествует по Западной Европе и США.

– В 1924 – 1925 г. – поездки по Закавказью.

– В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Сергей Есенин ушел из жизни в Ленинграде. Похоронен Сергей Александрович Есенин в Москве.

Учитель. Сергей Есенин – яркий поэт. Главная его любовь – любовь к родной земле, которая естественна как дыхание, она свет, который освещает почти каждое его стихотворение. Природа у Есенина не застывший пейзаж, она живая, действует, горячо реагирует на судьбы людей. Природа – любимый герой поэта. Он находит успокоение в близости с природой. Россию Есенин называл «Страной березового ситца», и не раз признавался в любви к березе.

(Дети читают стихотворения С.Есенина.)

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березы стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот
Кто даже в ласковом подростке
Предугадать не может плод.

Учитель. Березы поэту напоминали стройных девушек, и он радовался им как милым людям.

Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза под окном.

Учитель. Березы казались ему красивыми в любое время года.

(Учащиеся рассматривают рисунки с изображением березы в разные времена года, нарисованные самими учащимися этого класса после экскурсии в парк.)

(слайд 7-9).

IV. Работа над текстом. С.Есенин «Береза».

Учитель. Сегодня мы познакомимся с первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина «Береза». Это удивительное стихотворение по своей красоте, цветовой гамме.

1. Словарная работа.

(Учащиеся работают с толковыми словарями разных авторов.)

Кайма

Бахрома

2. Первичное восприятие текста.

Учитель. Закройте глаза и представьте себе эту картину (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» (декабрь),учитель читает стихотворение вслух).

– Какая цветовая гамма присутствует в этом стихотворении?

– Какие краски понадобятся, чтобы проиллюстрировать это стихотворение?

(белая, серая, серебристая, голубая, розовая, пурпурная, фиолетовая,…)

Вот такое многоцветие, хотя поэт описывает заснеженную березу.

– Какие чувства, эмоции, впечатления вызывает это стихотворение?

3. Коллективная работа над текстом.

Как нужно читать это стихотворение?

(медленно, напевно, ласково, с нежностью к этому дереву, выразительно, передавая всю теплоту и любовь…)

– Какая строка нам подсказывает об этом? Зачитайте.

(Чтение стихотворения хором.)

– Какое время года описывает Сергей Есенин? Докажите.

(белая береза – заснеженная, принакрылась снегом)

Чтение 1 строфы стихотворения (хором).

Как понимаете выражение «принакрылась снегом»?

(слегка укуталась шалью, обернулась белоснежной косынкой…)

Чтение 2 строфы стихотворения (хором).

С чем сравнивает Есенин ветви березы? Зачитайте.

4. групповая работа над текстом.

Чтение 3 строфы стихотворения (хором).

Какой поэт увидел березу?

(береза сонная, тихая, грустная, нежная, печальная, белоствольная, задумчивая, одинокая, светлая…)

– Что является предметом повествования (поэтическим образом) этого стихотворения?

(Поэтический образ этого стихотворения – береза.)

– В прямом или переносном значении употребляется слово «горят»?

(Слово «горят» употребляется в переносном, так как снежинки гореть не могут, как дрова; полыхать огнем.)

– Подберите синонимы к слову «горят».

(снежинки сверкают, переливаются, сияют, искрятся, светятся…)

– Слово «горят» часто употребляется в переносном значении.

(глаза горят, звезды горят)

– А откуда взялся золотой огонь?

– Что поэт так называет?

(Свет зари, он сравнивает красное зарево на небе с полыхающим огнем.)

Чтение 4 строфы стихотворения (хором).

Что в стихотворении является центральным образом?

(Центральный образ – это береза.)

– Что такое заря?

(Работа с толковым словарем.)

(Заря – это яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.)

– Какое время суток описано в стихотворении?

(Утро)

– Какие слова и выражения указывают на это? Докажи.

(И стоит береза
В сонной тишине…)

– Как долго стоит береза в сонной тишине?

(Русская красавица так стоит от вечерней зари до утренней.)

– Именно так надо понимать слова «обходя кругом».

– Почему С.Есенин считает зимнюю зарю ленивой?

(Зимой утренняя заря начинается позже, как бы ленится вставать пораньше, и горит не так ярко, как лето.)

– Солнце всходит осторожно, неторопливо.

– Есенин одушевил березу и саму природу – чудесницу, создательницу красоты. Он придет березе человеческие качества, наделяя ее характером, делая ее как бы одушевленной, нежной и доброй.

– Найдите олицетворение.

(Береза принакрылась, заря лениво обходит кругом, заря обсыпает ветки.)

– Как вы считаете, помогли ли поэту эти художественные приемы сделать картину зимы более зримой, живой?

– Подберите родственные слова к слову береза.

(березка, березонька,…)

– Какая мелодия будет созвучна с ритмом этого стихотворения?

(тихая, мелодичная, спокойная,…)

– Как называют березу?

(Русская красавица)

– Какие чувства вызывает у вас береза в разные времена года?

(Чувство восхищения, гордости, за то, что только в России есть такие красавицы.)

– Что бы вы могли пожелать березке в этот зимний день?

V. Итог урока.

Учитель. Стихи С.Есенина очень лиричны и музыкальны. Многие стихи положены на музыку, и забыть эти песни невозможно, так же как и песни русского народа.

Кроссворд.

  1. О творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (Есенин)
  2. Как называется стихотворение, о котором шла речь на уроке? (береза)
  3. В какой семье родился С. Есенин? (крестьянской)
  4. Родители С. Есенина хотели, чтобы их сын стал …? (учитель)
  5. В каком селе родился С. Есенин? (Константиново)
  6. Как назывался журнал, который опубликовал первое стихотворение С. Есенина? (Мирок)
  7. Кто вдохновлял С. Есенина на написание таких красивых стихов? (народ)

Учитель.

– Понравилось ли вам стихотворение С.Есенина?

– Что вы можете сказать о его отношении к родной природе, к родному краю?

– Что помогло вам это понять?

VI. Оценивание работы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Заучивание стихотворения наизусть, нарисовать заснеженную березу в золотом огне.